Общество / Культура

Мураками или Алексиевич? Читатели ждут вестей из Стокгольма

10 октября вручат Нобелевскую премию по литературе. Interfax.by рассказывает о закулисье премии.

Прежде чем говорить о Нобелевской премии по литературе или спорить о возможных лауреатах, нужно знать несколько фактов.

Во-первых, к номинантам на премию и их произведениям не предъявляются единые литературно-художественные требования. Критерии оценки могут существенно разниться и вообще быть достаточно общими — сам учредитель премии, изобретатель динамита Альфред Нобель, в завещании их четко не оговорил. Так, Уильяму Фолкнеру премию вручили за его «значительный и с художественной точки зрения уникальный вклад в развитие современного американского романа», а Жана-Поля Сартра наградили за «богатое идеями, пронизанное духом свободы и поисками истины творчество, оказавшее огромное влияние на наше время». Ясно одно: премию дают фактически за вклад в литературу — неудивительно, что средний возраст лауреатов составляет около 60 лет. При этом заслуги посмертно не оцениваются — Нобелевская премия лишь единожды присуждалась умершему писателю (шведу Эрику Акселю Карлфельдту в 1931 году).

Во-вторых, вручает премию комитет, количество мест в котором ограничено, а членство дается пожизненно; в его состав входят только шведские ученые. Сама процедура выдвижения кандидатов и выбора лауреата остается тайной, никаких списков номинантов Нобелевский комитет предварительно не публикует (документы о выдвижении на премию становятся общедоступными лишь спустя 50 лет).

Суждения критиков и литературоведов с мировым именем комитет не учитывает, равно как и книжные рейтинги влиятельных СМИ. Читатели «серьезной» литературы также не имеют влияния на шведских «аксакалов» — никакого анкетирования, опросов мнений не проводится.

Между тем подмечено, что среди лауреатов премии размером в $1,2 млн непропорционально велика доля писателей из скандинавских стран. Своя литература, получается, дороже? Неприятно и непонятно также то, почему Нобелевский комитет не «балует» вниманием женщин — с 1901 года и по сегодняшний день премию вручили всего лишь 12 писательницам.

Вдобавок члены комитета политически ангажированны: они придерживаются левых взглядов и никогда не признают великим писателя, который пожимал руку диктатору или, например, восхвалял капитализм. Впрочем, здесь есть свои исключения: в 1965 году лауреатом стал певец сталинской эпохи Михаил Шолохов — премию ему вручили за «художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время». («Нобелевку» автор «Тихого Дона» и «Поднятой целины» получал с согласия правительства СССР и без скандала обойтись не смог: на церемонии не поклонился шведскому королю Густаву Адольфу VI, вручавшему премию.)

Что касается литературных предпочтений членов Нобелевского комитета, то тут можно сказать одно: им нравится преимущественно целомудренная реалистическая литература. Генри Миллер или, к примеру, Артур Кларк на «нобелевку» рассчитывать никогда не могли. «В их жанрах есть свои премии» — видимо, полагают в Нобелевском комитете. Или вообще за писателей не считают? Справедливо последнее: так, из рассекреченных недавно документов стало известно, что в 1961-м Джону Р.Р. Толкину отказали в премии по той причине, что «“Властелин Колец” ни в коей мере не соответствует стандартам повествования высшего качества».

И наконец, в-третьих. Все прошлое столетие Нобелевский комитет старательно игнорировал белорусских писателей и созданные ими литературные шедевры. Янка Купала, Якуб Колас, Кузьма Чорный, Иван Мележ, Алесь Адамович — эти и другие наши писатели, когда-то широко известные в СССР и за его пределами (так, книги Владимира Короткевича при жизни писателя переводились в том числе на испанский и вьетнамский языки) оказались недостойны престижной премии.

Сегодня претендентами на «нобелевку» называют трех белорусов: Рыгора Бородулина, Алеся Рязанова, Светлану Алексиевич. Все трое, целиком посвятившие себя созданию художественных произведений, в равной степени достойны этой премии — пусть даже ее критерии размыты, а награждающие судят несправедливо и однобоко, как убеждает история. Но, скрепя сердце, признаем: раз уж шведы не наделили премией Василя Быкова — «последнего писателя-экзистенциалиста Европы», — если его, молчаливого героя на передовой «военной» прозы, не заметили, то и современных белорусских писателей точно обойдут вниманием.

Тем более, наша страна не только не предпринимает действенных мер по выдвижению кандидатов на Нобелевскую премию по литературе (такое вполне возможно — в Стокгольме не запрещают), но и намеренно создает вакуум вокруг белорусской литературы…

Обижаются на Нобелевский комитет и читатели из других стран. Например, из России, где этой премии в глаза не видели четверть столетия — с тех давних пор, как ее вручили Иосифу Бродскому в 1987 году. Русские читатели, критики и журналисты уже и не надеются, что в Стокгольме отметят Евгения Евтушенко, Владимира Войновича, Людмилу Улицкую или кого-то еще — достойных имен в современной русской литературе хватает.

Справедливости ради отметим, что и в любой другой стране (литературе) есть немало кандидатов на Нобелевскую премию — верим здесь на слово Хорхе Луису Борхесу, выдающемуся писателю и директору Национальной библиотеки Аргентины, который писал: «Я совершенно незнаком с малайской и венгерской литературой, но уверен, что, если бы время послало мне случай изучить их, я нашел бы в них все питательные вещества, требующиеся духу».

А вот кто совсем не печалится по поводу Нобелевской премии по литературе, так это… букмекеры. Им некогда переживать — горячие деньки пришли! Британская букмекерская компания Ladbrokes активно ставит на писателя Харуки Мураками. Его бестселлеры об изоляции от общества и одиночестве с элементами сюрреализма популярны не только в Японии, но и по всему миру — Interfax.by писал об этом. В другой букмекерской компании Unibet также считают, что у Мураками наиболее высокие шансы на получение премии. Как отмечает The Swedish Wire, в прошлом году возможным лауреатом компания назвала китайца Мо Яня, и прогноз оказался верным.

Впрочем, букмекеры Нобелевскому комитету тоже не указ — даже, если они угадали подряд лауреатов 2012-го и 2011-го годов (в позапрошлом году Ladbrokes принимала ставки на победу шведского поэта и писателя Томаса Транстремера с коэффициентом 5/1 и предсказала правильно).

Может нам действительно стоит развлечься и прагматично «доверить» пару десятков баксов Мураками? Либо, учитывая левацкие взгляды «комитетчиков», отслеживающих геополитическую ситуацию в мире, выбрать сирийского поэта Адониса, чья страна погружена в пучину войны «иностранными интервентами»? Или же мы не дрогнем сердцем и сохраним верность Светлане Алексиевич, поставив все деньги на ее победу (эта писательница третья в списке Ladbrokes)?

Несмотря на все скандалы и противоречия, Нобелевская премия остается самой престижной наградой в области литературы, сокровенной мечтой каждого писателя — даже самого престарелого, у которого уже есть и слава, и почет, и деньги. Ежегодное присуждение этой премии становится настоящим праздником для читателей из разных стран. Более того, Нобелевская премия напоминает о красоте и гармоничности языка, на котором великие поэты, писатели и драматурги обращаются ко всем людям, воодушевляя их и призывая любить, мечтать, хранить единство и человечность.

Павел Абрамович

Читать комментарии к статье

ещё по теме

Добавить комментарий6 комментариев

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.

Комментарии к статье

Беларусы(10.10.2013 12:33):

Не дал Бог таланта.

Вижу я, у вас таланта дохера комментарии от имени всех белорусов писать. Завидуете? Завидуйте молча, раз даже с диктофоном пройтись и потом издать ума не хватает.

Нобелевская премия по литературе 2013 года присуждена канадской писательнице Элис Мунро, объявили в четверг в Нобелевском комитете в Стокгольме.

В пресс-релизе комитета говорится, что она является "мастером современной короткой прозы".

http/

Все же 10 октября будет не вручение самой премии, а только объявят кто ее получит...

Я тоже белоруска, но в Светлане испытываю симпатию и в наглости ее обвинять у меня даже и мысли нет. Не приписывайте себе мнение всего народа.

С. Алексиевич не написала ни одной книги и даже ни одного рассказа. Не дал Бог таланта. Она только на магнитофон записывала Горе и Слёзы белорусов---и ТАК очень жирно жила. Никому в истории Беларуси не дали столько разных премий как Алексиевич- в поддержку Беларуси. При этом эта мадам имеет наглость утверждать, что Белорусский язык-это недозрелый, деревенский, поэтому она и не записывает рассказы людей по-белорусски, а только по-русски и считает себя представителем великой русской культуры.... Это не только Наглость, но открытое оплёвывание белорусского народа, Горе и Слёзы которого она очень успешно продаёт за границей. И Книги эти не Алексиевич--а народа. Бел. народ--автор всех этих книг. Она украла авторство. Книги так и должны называться: "Чернобыльцы рассказывают"--записала С. Алексиевич. А не С. Алексиевич "Чернобыльская молитва". Она только обычная секретарь-машинистка. Белорусские студенты также, как Алексиевич, ездили по деревням и собрали десятки томов "Белорусского фольклора", но ни один студент не додумался написать, что он Автор этих книг фольклора...

Сегодня открывается Франкфуртская книжная ярмарка-2013. В ее конце, 13 октября, состоится вручение Международной премии мира немецких книготорговцев. Ее в этом году вручат Светлане Алексиевич, номинантке на Нобелевскую премию в области литературы, которая представит во Франкфурте свою самую свежую книгу, «Время секонд-хенд» о жизни постсоветских республик. Размер премии составляет € 25 тысяч.

Добавить комментарий

Курсы валют

  • Доллар США2.0255
  • Евро2.28
  • 100 Российских рублей3.215
  • 10 Польских злотых5.3482
  • 100 Украинских гривен7.8706
  • 10 Китайских юаней2.9444
  • Канадский доллар1.5527