Общество / Культура

Найден пантеон озера Свитязь?

Может ли сделать уникальное историческое открытие человек, далекий от истории? Конечно, может, если любит родину и интересуется ее прошлым, а также умеет искать, анализировать и сопоставлять информацию. Для инженера-электронщинка Николая Чубрика, занимающегося разработкой и производством электронного оборудования, быть внимательным к мелким деталям – профессиональная привычка. Он рассказал порталу www.interfax.by о своем недавнем открытии, которое, вполне возможно, очень скоро станет сенсацией в археологии Беларуси.

Погружение в историю

В последние годы я часто расспрашиваю стариков – а как там раньше было, при Польше. А как Советы пришли? А вы как реагировали? Баба Нина, соседка, рассказывает, как тогда русских ждали, как поляков дразнили частушками. «Яны за намі конно, а мы ў лес, дзе ж яны нас дагоняць». – «А чаму вы іх дражнілі?». – «Бо дурныя былі. Хіба ж мы ведалі, што тут калхозы паробяць».

А еще отец когда-то много рассказывал – он шофером в колхозе работал, по деревням тоже стариков расспрашивал, родословную выяснял. Родителей в шесть лет потерял, а предков до четвертого колена нашел. Еще о нашем земляке Яне Чечоте я от него услышал. По школе не помню, а как отец рассказывал – помню. А еще рассказывал, как праправнучек Чечота во время войны расстреляли. И о Свитязи, о том, что легенда про город у Мицкевича есть. А потом я нашел упоминание о моей родной деревне Забердово в 28-й книге Метрики Великого Княжества Литовского. Она в 1541 году упоминается, а соседние Миратичи – на 3 года раньше. Я думал деревня у нас молодая, а нам скоро 500 лет.

День деревни когда-то проводили, из Кореличей агитбригада приезжала. О названии деревни рассуждали. Нет больше нигде названия такого. Говорят, оно от «бердов» ткацких произошло. Ткали у нас, что ли, больше, чем у других. Типа «Домоткановичи». А отец, помню, говорил, что землю люди у пана отсудили де – он их «забердовцами» прозвал. Забирадово, значит. Так я в историю да топонимику и погрузился.

Смирные в Негневичах, ремесленники в Трощичах

Деревня Негневичи – мне там дед Сокольник руку, криво сросшуюся, на коленке ломал, светлая ему память. Наверное, люди там не гневливые жили, или Бога не гневали. Ятвезь, понятно, от ятвягов.

О своей деревне я целую легенду придумал. Если ее у кого-то в древние времена забирали и от этого пошло название, то драка была немалая: Франтишково раньше Печищами звалось – сожгли в драке, стало быть. Скрышево – значит соседи в лесу скрывались, от греха подальше. Миратичи – мирили. Русатин на карте 1528 года назван Росутины – так может Рассудины, судом делили, как помирились. А «райцами» помощников судьи на Руси звали, вот вам и Райца в той войне засветилась. Все соседи сразу.

А первой настоящей удачей стал тот же Русатин. Ключом к нему оказался литовско-русский словарь, rusų – русский, ten – там, туда. А еще убедительно выглядят Трощичи. Тростить означает вить веревку, а соседняя деревня как раз называется Теребостынь. Значит, действительно, лен растили, теребили и вили веревки.

Откуда пошло название Свитязь

А вот за Свитязь я и не предполагал браться. С литовского «Светлое» получается. В детстве, с отцом на грузовой машине по лесной дорожке к озеру едем, ветки хлещут по кабине, и вдруг, как будто небо опускается к земле, – озеро показалось. Очень сильное впечатление производило.

Я, конечно, по словарям прошелся. Ничего не нашел, да и не рассчитывал. Найти ключ к названию Свитязи или Немана – это мечта маститых ученых, а я так, погулять вышел. Да вот река Своротва, вытекающая из озера, мне не нравилась. Заковыристая какая-то, не звучит. С литовского – весы или гиря. В толковом словаре Даля ничего не нашел. Пусть бы речку Ятвезью назвали, рядом с одноименной деревней проходит, красиво звучит.

Коверкаю слово, как могу, варианты ищу. Часов 5 в Интернете просидел, вдруг кто на форумах на мысль натолкнет. В мифологию заглянул и обомлел. Да это же Сварог! Тогда и Свитязь «из той же оперы» должен быть – Святовит. Святовитязь!!! Но нестыковка получается – Святовит, Сварог и Перун образуют языческую троицу. Отец Сварог и сыны Сварожичи, а у меня два вместо трех.

В душе холодной змеей крадется разочарование. Рано обрадовался, не может быть троица неполной. Окрестности просматриваю, спасительную соломинку ищу и вдруг, глазам не верю – прямо на Своротве деревня Пурневичи стоит. Да это же Перуневичи! Это он, Перун, и есть! Если совпадений больше двух – это уже система. А тут вся троица, да еще Радагост в придачу. Радогоща – Перуневичи, Святовитязь – Сварогва. Вот что получилось. Целый пантеон языческих богов прямо у меня на родине.

Так вот почему рядом деревня Кудовичи. Куд – это кудесник, а богам без чудес нельзя. Видно, жрецы там жили. Там поодаль еще и Чудовщина есть. А возле Радогощи – Богуденка, оно и понятно. Еще на Своротве есть деревня Почапово, известная c 1428 г. как собственность Великого князя Витовта, а у Староельни – деревня Еленка. Хочется верить, что князь назвал ее в честь белорусской девушки-служанки, спасшей ему жизнь.

В прошлом году Литва 1000-летие отметила. В Кведлинбургской хронике 1009 года помещена краткая запись: «Святой Бруно, именуемый также Бонифацием, архиепископ и монах, в одиннадцатый год своего обращения на пограничье Руси и Литвы, убитый язычниками, 9 марта отправился на небеса вместе со своими 18 спутниками». Это первое упоминание Литвы в хрониках – потому и празднуют. Папа Ян VII посылал Бруно в Польшу, Венгрию, в Киев, к печенегам, наконец, к ятвягам.

Место гибели Бруно ищут от Вильнюса до Бреста. А я знаю, где оно. Где ж еще, как не в языческом святилище двух народов миссионерам бывать! Хотя, скорее, следы его изгнания, а не гибели, в местной топонимике вижу. Я ведь и для названия Немана убедительную версию нашел. Но это уже другая история.

Что делать с открытием?

Я написал заявку в Национальную академию наук, жду компетентного ответа. Надеюсь, что предложил хороший повод еще раз внимательно изучить окрестности озера Свитязь, курганы, в которых могут скрываться уникальные находки. Эти курганы не случайно там оказались.

Второй момент – привлечение туристов не просто на пляж вокруг озера, а в исторические места древней Беларуси. Недалеко от озера есть холм, где, как я предполагаю, было капище Перуна. Сейчас читаю книгу о знаменитом Збручском идоле, которого нашли в реке на территории Украины в 1848 году, и там есть схожее с моим предположение, что названия украинского озера Свитязь – происходит от Святовита. Но существуют и другие мнения. На форумах в Интернете, как потом выяснилось, мелькали когда-то рассуждения о схожести названия Своротвы и Сварога.

Мысленно оглядываюсь, кажется, все было слишком очевидно. Удивительно, что никто не сопоставил эти версии и не сделал выводы. Ведь уже минули столетия с тех пор, как выдвинуты первые гипотезы. Правда, относительно Пурневич, я, пожалуй, все-таки первый. Выстроив всю троицу в логическую цепь, мне удалось доказать то, что раньше было лишь одной из версий. Очень хотелось бы верить, что наш белорусский Святовит все еще покоится на дне озера.

Я не археолог, и раскопки проводить не стану. Но как только сойдет снег, отправлюсь на Свитязь с фотоаппаратом, и если найду на намеченном холме подобие капища – буду счастлив. И буду считать, что миссию свою выполнил – где родился, там и пригодился!

Читайте по теме:

Спасти Свитязь

Тэги:
Читать комментарии к статье

ещё по теме

Добавить комментарий17 комментариев

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.

Комментарии к статье

Николай, добрый день! Мне нужно с вами переговорить по поводу так же родной для меня, родина отца Жигалко Владимира Владимировича и деда Жигалко Владимира Александровича. Буду вам признателен за обратную связь. 

Мой тел. +375-29-6664950 Игорь

Венедикте, повністю Вас підтримую!!! Майте на увазі - симпатики і прихильники Вашої справи є і в Україні! Де можна побачити Ваш "менш скромний" вклад? Мені страх цікаво!

"Просто больно читать. Нашли Государство Литву (а не племя!!!)"
"Больно читать", van*е, тільки ваше скиглення, вибачте на слові - і хамство на адресу Литвинів та Білорусів.
"Плємя", яке Ви так зневажаєте зупинило просування Монголо-Татарів, яким не допомогли ані руські союзники (чого гріха таїть - було діло: каюся перед Литвинами-Білорусами, як Українець), ані важкоозброєні імецькі лицарі, що напирали із Заходу.
Прехвальна Київська Русь усього за два роки була розгромлена Татарами. А Литвини, яких Ви називаєте плем*ям (та нехай навіть так!) не лише відкинули Монголо-Татарів назад, а й видерли їз їхніх лап Русь-Україну.
Так якщо таке звершення належить ще й плем*ю, а не державі - то тим більше їм честі за такі подвиги!
"Не вміли читати і писати", кажете? Кельти і Скіфи не лише не вміли, а й принципово не вчилися - але їхня культура від того не менше вражає, чи не так?
Але я в даному випадку не про матеріальну культуру Литви, а духовну. Бо раз вони виявилися здатними оцінити культурні здобутки Русі (їхнє гасло: "старовини не рушити, новизни не вводити!") - значить, дозволяв їм це інтелект. І вони шикарно впоралися зі розбудовою держави, яка за своєю суттю була, доречі, порівняно демократичною. Не те, що дехто.
А ось інтелектуальний рівень загарбників, які підривали українські храми у стилі мазепинського бароко і полоцький Успенський собор (не у ХІІІ-му, а у ХХ сторіччях!!!) викликає, м*яко кажучи, запитання. Подумайте краще про це!

Сподіваюся, "Гость" не хоче сказати, що Білоруси - "русские". Так, вони - ДО ПЕВНОЇ МІРИ Руські - але й значною мірою балтизовані, чому й сприйняли прихід Литовців. (Хоча, я підозрюю, що тут просто-напросто декому хочеться бачити всіх навколо окупантами - всіх, звісно, окрім себе, коханих. Чи не так, "Гостю"?).
Але ось який стосунок до балтизованих Русичів мають Угро-Фіни (які від Русичів мають, у кращому випадку, лише певну етнічну "закваску") - незрозуміло.
З таким самим успіхом можна сказати, що Монголи, вторгнувшись до Кавказу, окупували Монголів же.
Взагалі-то треба мати хоча б мінімум коректності і поваги до чужинської держави і народу, не називаючи по-хамськи її землі і народ "своїми". Ваша позиція, "Гостю" - це позиція не гостя, а загарбника.

Сварог упоминается и в ПВЛ: "Сего ради прозваша ̀и богъ Сварогъ", "Солнце царь, сынъ Свароговъ, еже есть Дажьбогъ, бѣ бо мужь силенъ".

Интерфакс - очень серьезно раскрученный сайт.
Поздно, конечно, но хоть бред про Сварогов и богов Рода надо как-то убирать из учебников и словарей.

В прошлом году Литва 1000-летие отметила. В Кведлинбургской хронике 1009 года помещена краткая запись: «Святой Бруно, именуемый также Бонифацием, архиепископ и монах, в одиннадцатый год своего обращения на пограничье Руси и Литвы, убитый язычниками, 9 марта отправился на небеса вместе со своими 18 спутниками». Это первое упоминание Литвы в хрониках – потому и празднуют. Папа Ян VII посылал Бруно в Польшу, Венгрию, в Киев, к печенегам, наконец, к ятвягам.

История Даревского прихода несомненно связана с историей христианизации этого края юго-западного уголка древней Новогрудской земли. Не обошли, несомненно, этот край первые миссенеры. Святой Бруно-Бонифаций из Кверфурта посланный папой Иоанном VIII

папой Яном VIII в Киев, после окончания своей миссии на Руси, направился в 1009 году в Ятвягию, где он и принял мученическую смерть. Как сообщается в немецкой хронике, в т.н. Кведлинбургских анналах, святой Бруно был убит "in confinio Rusciae et Lituae", т.е. на пограничье Руси и Литвы. Если учесть, что на территории прихода находятся деревни Литва и Русины, а недалеко и деревня Ятвезь, возможно предположить, что те события могли иметь место на территории Даревского прихода.

Только тщательное изучение архивов Ватикана и Ливонского ордена, магистр которого Андрей фон Штирлянд и священник ордена меченосцев Кристиан принимали самое непосредственное участие в подготовке и исполнении обряда крещения великого князя Мендовга, может дать ответ на важный вопрос: "А не находилась ли столица Мендовга - город Ворута - на месте нынешнего детинца Даревского костела?"

Как известно из летописей, Мендовг принял тогда, в конце 1250 или в начале 1251 года, крещение вместе с женой Мартой, двумя сынами и всем двором. После крещения Мендовг просил у папы Иннокентия IV разрешения на создание в своих владениях отдельной церковной администрации, которая зависела бы непосредственно от Рима. Папа Иннокентий IV положительно ответил на эту просьбу. Но вопреки папскому решению прусско-ливонский архиепископ Альберт принял присягу назначенного в 1254 году для Литвы епископа Кристиана, хотя для этой цели тот должен был ехать в Рим. Возможно, именно это самоуправство прусско-ливонского архиепископа послужило причиной перехода старшего сына Мендовга Войшелка в православие. Как известно из летописей, он даже основал на Новогрудской земле православный монастырь, известный позже как Лавришевский. (Построен был этот монастырь на месте нынешней деревни Лавришево Новогрудского района.)

И хотя 20 июля 1253 года с разрешения папы Иннокентия IV Мендовг был коронован епископом Генрихом из города Хэлма, процесс христианизации этого края латинским Церковю был прерван.

Новый этап введения католичества следует связывать с правлением великого князя Великого Княжества Литовского Ягайлы и Витовта. Вскоре после своего воцарения (1392-1440) Витовт выслал мандат воеводам, наместникам и тиунам "по всей моей державе". Сообщал в нём: если "к вам приедет епископ с этим листом и с моей печатью сам, тогда вы, мои тиуны соберете перед ним литву, которые не крестились, а этих окрестит епископ, как его воля". В этом же послании великий князь обязывал предоставить епископу и его проводникам харчи и корм для коней. Витовт приказывал строго выполнить его решение, "а который иначе сделает, своим горлом заплатит".

Можно с уверенностью сказать, что тогда, на переломе XIV и XV веков (если не раньше), были окрещены жители деревни Литва - те самые "литва", о сборе которых перед епископом приказывал Витовт. (В задачу этого краткого очерка не входит ознакомление с историей т.н. "литвы", но даже из этого послания Витовта следует, что "литва" - это не племя, а социальная прослойка жителей государства, профессиональные военные, которые расселены, были по всей Витовтовой державе.)

Новоокрещенные жители деревни Литва, без сомнения, не были оставлены без пастырской опеки. А поэтому, вопреки принятой некоторыми исследователями даты основания Даревского прихода -1540 год, временем основания его следует считать начало XV века. Первое документированное сообщение о Даревской святыне связано с именем Новогрудского наместника Петраша Монтигирдовича, который занимал эту должность с 1430 по 1434 год. Именно он финансировал строительство первого деревянного костела в Дареве. Эта святыня была возведена в 1440 году и простояла, очевидно, до XVII века. Согласно записей курии Виленского епископства 9 марта 1618 года решением епископской капитулы "дано копу сосен с маентка Лук на костел, строящийся в Дареве".

В ходе нескольких войн середины XVI века, события которых проходили на этой территории, пострадали и прихожане и священники. В тех же записях виленской курии под 1676 годом отмечено, что Даревский приход остался без священника. Туда был послан "комендар".

Дарево было расположено в довольно бойком месте Новогрудского воеводства, а поэтому притягивало внимание многих, как священников, так и монахов. После того как в 1529 не дал результатов королем Сигизмундом Старым разрешенный обмен епископского маентка Медведичи на владение Войцеха Гаштольда, источники сообщают, что в Медведичах, епископском маентке, часто пребывали Виленские церковные иерархи. Известно даже письмо епископа из рода князей Голыианских, написанное в Медведичах архидьякону Юзафу Ясинскому. Так как дорога из Вильны в Медведичи лежала через Дарево, то не приходится сомневаться, что Епископ Павел из князей Гольшанских посещал Даревский костел в 1542 году. От 1687 года в Дареве существовал униатский монастырь базилианов. Он был закрыт в 1835 году, незадолго до полной ликвидации царским правительством унии в Беларуси.

B 1763 году отцы капуцины просили у Виленского епископа разрешения поселиться им в этих местах. Свое прошение они подкрепляли согласием своих добродетелей, которые пожелали поселить капуцинов "в Вильно и в Дареве".

После ликвидации унии в 1839 году некоторое время душпастырем Даревской церкви пребывал бывший униатский епископ Антоний Зубко, впоследствии, в 1840 году, назначенный епископом Минским и Бобруйским.

По сведениям известного краеведа Александра Ельского в 1841 году в Дареве был построен деревянный костел. Сохранилось и его описание. Он был построен с сохранением традиционной для Беларуси объемно-пространственной конструкции. Его прямоугольный объем под двухскатовой крышей фланкировался на главном фасаде трехъярусными шатровыми башнями. Стены были обшиты горизонтально досками. Вот только окна Даревского костела были не характерны для такого строения - они были арочными. Костел был освещен под воззванием Вознесения Пресвятой Девы Марии. Эту святыню строил ксендз-настоятель Бернард Мисиевич.

Записи в метрических книгах Даревского прихода свидетельствуют, что настоятелями Даревского костела под конец XIX века были ксендзы Адам Пионтровский (записи 1871-1872 годов) и Стэфан Войновский. Последний, если судить по записям, служил в Дареве до 1904 года. Позже, в апреле 1912 года запись сообщает о смерти этого священника. В последнее время он был настоятелем Любешовского костела. (Любешов теперь на Украинском Полесье). По разрешению губернатора тело ксендза С. Войновского было привезено в Дарево и настоятель Даревского костела ксендз Ганич похоронил его на Даревском кладбище.

открою тайны сокральной свитязи. ***

Задорновщина какая-то

Статья спокойная и уважительная. Можно предложить почитать детям.
Просьба и в комментах высказываться без пены у рта, а то стыдно за много знающих "интеллигентных" людей.

Читать про перетягивание каната с литовской или польской стороны на русскую надоело. Белорусы мы, пусть и разговариваем сейчас большей частью на русском. При полном уважении ко всем соседям.

Было бы полезно для любителей топонимики и лингвистики родных мест завести свой сайт. Много значений слов языка простого народа ушло и продолжает уходить вместе с их носителями из деревень безвозвратно.

Мой скромнейший вклад желающие могу посмотреть, пройдя по ссылкам:

http/
http/

Не уходит из головы знание того факта, что на реке Шелонь на границе Псковской и Новгородской областей есть деревенька с названием ВИТЕБСКО.
Разгадать не по силам, не то образование.

Полагаю, успех ждет того исследователя, кто сможет совместить возможности компьютера, знание старославянского и церковнославянского языков, фактов истории и неравнодушность.

заинтересован. есть общее направление.надо пообщаться срочно.***

Продолжение оказалось ещё интереснее. Зацепившись за сходство названий Цирин и Сирин, на минуту допустив эту сумасшедшую мысль, я обнаружил рядом с ним и Алконоста. Он, как и положено, свил гнездо на восточной ветке дерева, а Сирин на западной. А у корней того дерева змей шевелится - это река Змейка. Рядом и Юша-Змей в виде реки Уша. Там Макошь плетёт нить судьбы в виде деревни Макаши и реки Нитка. А птица Ворон находится действительно на самых высоких горах и самых глубоких оврагах - это Воронча. И охраняют птицы Алатырь-камень в деревне Литаровщина (видимо Латыровщина). Сам камень ныне зовётся "Филаретов". Рядом дворец Перуна, а дворец Додолы на Молчади.
Я составил карту-путеводитель
chubrik.ru/Iryi_map.jpg
Уже найдено свыше ста совпадений топонимики с текстом мифа о птице Гамаюн.
Какой там Миндовг и ВКЛ, наша культура гораздо древнее.
Мы - Русь!!!

Просто больно читать. Нашли Государство Литву (а не племя!!!) в 1000-м году у парней,которые в то время не умели писать и пришивать пуговицы, платили дань Киеву и грабя, если повезет, западных соседей...Почитайте, хотя бы, литовских историков и хроники, научные статьи, а не бред из интернета. Для начала..

Justyna, на один бред, как вы выразились, ответили другим бредом. Книжки надо читать, согласен, вам имена Загорульского или Рыбакова, или Кирпичникова, о чём-нибудь говорят? Название Киевская Русь не нравиться, да оно появилось гораздо позднее, Древний Египет, знаетели тоде так никто не называл, и империю Каролингов, и ничего названия прижились в историографии. А по поводу поляков, то мне иногда кажется, что их позиция по отношению Беларуси и Укриане берёт своё начало от Яна Длугоша.
Justyna, Карамзин, конечно не торт, но читать Ермаловича (или других фантастов) и считать себя после этого крутым историком, а мнение других называть бредом, это уж простите, нонсенс.

гостю: <ккупации русскими, русских же земель. Во времена Миндовга, как датировал "легенду" Мицкевич, на Руси ещё царей не было. Лет 300 ещё. А Миндовг как раз и захватил русский Новогородок и всю Чёрную Русь, пользуясь ослаблением Киева.>
это я могу усмехныться "ну-ну..") в вашем коротком комментарии -квинтэссенция того, что называется "абэцэдарщина" - если фамилия Абэцэдарский вам что-то говорит. Книжки надо бы читать, уважаемый, а не продолжать окармливаться воспомининиями из уроков по родной истории в советской школе. Такое впечатление,что вы проспали лет 30 и вдруг проснулись, и бредите про исконно "русские земли". А что ж вам было интереснее, во времена Миндовга рускими -русинами, называли христиан восточного обряда. Очевидно, что это не был русский царь в позднейшем или современном понимании,и хотя Мицкевич не историк, а всего лишь поэт,в его балладах и поэмах гораздо больше правды, чем вашем коротеньком брюзгливом комментарии. Кстати, еще неполный месяц назад катынская история тоже была в восприятии таких,как вы, "польским бредом", уж извнините за сравнение, но уж очень печально, что массовая историческая безграмотность от Киевской Руси ,придуманной Карамзиным (ну нет такого названия в летописях и хрониках -хоть убейте!) до истории новейшей - все еще вопиющая реальность. Вот в том же Новогрудке нет НИ ОДНОГО! -книжного магазина. А зачем? Народ не читает, народ в поле.А,как известно, матерью многих бед является неграмотность,историческая- в первую очередь..

Легенда о затопленном городе - польский бред, об оккупации русскими, русских же земель. Во времена Миндовга, как датировал "легенду" Мицкевич, на Руси ещё царей не было. Лет 300 ещё. А Миндовг как раз и захватил русский Новогородок и всю Чёрную Русь, пользуясь ослаблением Киева.
Санскрит говорите! Ну-ну...

..не Вас первого заинтересовали - заинтриговали тайны Свитязи)..смотрите в апреле по Белсату наш фильм "Свитязь -легенда о затопленом городе",- это только первая часть,касается только озера как древнего сакрального святилища,а вот 2 часть как раз обо всем древнем сакральном комплексе Яровита-Сварога-Перуна, - еще в монтаже, результат многолетнего исследования).. кстати,первод странного для белорусского уха названия речки -Сваротва- это ..санскрит!- Небесная река обозначает;-)догадки у вас в главном правильные,кое-где -дилетантские,правда, но -поздравляю)

Добавить комментарий

Курсы валют

  • Доллар США1.9548
  • Евро2.0699
  • Российский рубль3.2784
  • Польский злотый4.7224
  • Украинская гривна7.0469
  • Китайский юань2.8328
  • Канадский доллар1.4862