Стиль жизни / Развлечения и отдых

Кино как лекарство против одиночества и депрессии

В первой части мы с помощью кино искали смысл жизни. Но смысл жизни - не единственная глубинная проблема, которая волнует человечество вообще и каждого из нас в частности. Поэтому во второй части мы предлагаем вам задуматься над проблемой одиночества и вопросом жизни и смерти... По-прежнему нашим экспертом и путеводителем по миру кино остается Александр Новиков-Джолборди.

Одиночество

«Гражданин Кейн» (1941) Орсона Уэллса

Непросто будет найти более титулованный фильм, чем «Гражданин Кейн». Вечно занимающий первые места в массовой и профессионально ориентированной прессе, в год появления этот фильм оказался незамеченным.

Режиссер и сценарист фильма Орсон Уэллс за прототип вымышленного Кейна - медиамагната и мультимиллионера - взял реально существовавшую личность и позволил себе домыслить то, что было скрыто от глаз обычных людей. Это фильм не только о том, как жил такой известный человек и как и при каких обстоятельствах он умер, но и беспощадный нарратив о тотальном одиночестве Кейна, гениально сыгранного самим же Уэллсом.

Все богатство и роскошь (от античных статуй до дворца «Занаду» - нового чуда света) лишь подчеркивают духовный голод героя, который словно потерял себя самого и занимается увеличением своего состояния. И вдвойне становится жаль главного героя, который был вырван из рук бедных родителей ради блестящего будущего, ведь, как выяснилось, не этого он хотел.

«Фицкарральдо» (1982) Вернера Херцога

«Фицкарральдо» - искажение от «Фицджеральд», просто некоторые племена не могут произносить «д», - объясняет нам персонаж Клауса Кински. Брайан Суини Фитцджеральд одержим оперой, он два дня и две ночи плыл по Амазонке, только чтобы услышать голос Карузо. Икитос, что в Перу, в начале века представлял собой богом забытое место. Но Фицкарральдо знал, что там он построит оперный театр - посреди джунглей Амазонки.

Вернер Херцог, известный своим экзистенциальным творчеством, снял фильм на основе реальных событий: действительно был такой одержимый, который хотел построить оперу в джунглях, но был и второй - сам режиссер, который в течение 4 долгих лет снимал свое детище вдали от цивилизации, среди диких племен. Это уникальный проект - подобных ему нет и в мире компьютерной графики уже вряд ли будет. Возможно, это самый сложный и неповторимый проект мира кино.

Одержимость Херцога может сравниться лишь с гиперреалистичной игрой его протеже Клауса Кински, который буквально живет каждой своей ролью. Посмотрите на эти сумасшедшие глаза, услышьте речь помешанного - это человек, который воплощает свою мечту.

«Человек-слон» (1980) Дэвида Линча

Эта картина внетрендового режиссера Дэвида Линча поставлена по реальной истории Джона Меррика, который был вынужден скрывать свое лицо бесформенным матерчатым колпаком. Причина тому - его уродство, за что он и получил такую кличку.

Сколько бы Линча ни обвиняли в его пристрастии к странному, непонятному и античеловечному, нужно сказать, что мало кто, кроме Линча, так любит людей, до которых остальным нет дела. «Человек-слон» был номинирован на 8 «Оскаров» (но ни одного не получил). После этого фильма Линч снял «Дюну» - пожалуй, свой самый неудачный фильм, а ведь именно Линч мог быть режиссером «Звездных войн» - и тогда киноиндустрия была бы другой.

Ну а герой фильма так и остается одиноким - интерес к нему держится лишь на его страшной внешности. Для доктора он лишь предмет исследования, для высшего света - не более чем живая игрушка, а для бродячего цирка - чудовище в клетке, инструмент для заработка. Картина отталкивает своей реалистичностью и наносит глубокие психологические травмы, давая понять, что даже современный человек, сколь одухотворенным он бы ни был, мало отличается от тех, кто зверски унижает покорного человека-слона, несчастного Джона Меррика.

Вспоминается откровение Жюльена Сореля, главного героя романа Стендаля «Красное и черное»: различие порождает ненависть. Касается это ума или внешности - не имеет значения.

Жизнь и смерть

«Бонни и Клайд» (1967) Артура Пенна

Как-то поневоле вспоминается, что первые американские переселенцы - висельники, заполнившие целые корабли. «Бонни и Клайд» - один из самых популярных и влиятельных фильмов, выпущенных в США. Сложно поверить, но еще в 60-е годы проблема насилия не была поднята в кинематографе. Картина, поставленная по реальным событиям, рассказывает о судьбе знаменитых грабителей банков - Бонни Паркер, Клайда Бэрроу и их шайке.

Авторы фильма создают запоминающийся романтизированный образ бандитов, в то же самое время показывая и злодеяния, которые исходят от героев. Подобное поведение и неосторожность, конечно, в конце концов стоили им жизни. Они как дневные мотыльки: промелькнули на свету и ушли в ночную тьму, и их уже больше не вспомнят. Однако помнят, снимают фильмы. И дошло до того, что даже современные режиссеры воодушевляются фильмом «Бонни и Клайд», который стал классикой жанра.

«Подземка» (1985) Люка Бессона

Вторая полнометражная лента молодого Бессона мало походит на его остальное творчество. Это удивительное сочетание истинного французского кино с его необъяснимой притягательностью и постмодернистского начала, которое может оттолкнуть современного зрителя (который привык, когда все в фильме разжевано и аккуратно сливается в его раскрытый ротик).

Бессон рассказывает о молодом человеке Фреде (Кристоф Ламбер): он украл важные документы и шантажирует молодую парижанку, в которую ко всему прочему еще и влюбился. Фред скрывается в подземке от полиции, людей влиятельного мужа Хелены, собирает музыкальную группу (это его деятельность, как он сам ее определяет), знакомится с культурой андеграунда.

Фильм, по-своему комичный, с придурковатыми жандармами, которые словно перекочевали из отдела комиссара Жюва (Луи де Фюнес), с молчаливым барабанщиком (Жан Рено), который старательно скрывает свое имя, с бесподобной красавицей Хеленой (Изабель Аджани), уставшей от покровительства богатого «папика», с похитителем дамских сумочек Роллером, со своим Бэтменом и Робином - может довести до слез радости. Фильм Бессона, как и годаровский «На последнем дыхании» (1960), оставляет зрителя наедине с героем, умирающим на руках его возлюбленной. Но группа, собранная Фредом, все-таки дала концерт. И под People kill people происходят трагические события последних минут.

***

В комментариях вы можете предлагать свои вопросы и экзистенциальные проблемы, ответы на которые хотите получить в фильмах. А мы с Александром постараемся вам в этом помочь в следующих статьях.

Елена Барткевич

Читать по теме:

Кино не для всех: в поиске смысла жизни

Тэги:
Читать комментарии к статье

Добавить комментарий26 комментариев

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.

Комментарии к статье

"Кино как лекарство против одиночества и депрессии" - Какая чушь, никакое кино не может быть лекарством от одиночества и депрессии. И естественно никакое кино не даст ответ на вопрос о смысле жизни (что впрочем, даёт возможность, всё таки его искать, хоть даже и с помощью кино).

Если кино лекарство, то оно не излечивает, а лишь на время отодвигает чувство одиночества (кому нужно такое "лекарство"). "Лекарство" от одиночества только одно - это общение. Читаем статью М.Е.Литвака «Психология одиночества».

"Депрессия дана человеку для того, чтобы он мог подумать о себе." (М.Е.Литвак) - если же человек начинает забивать депрессию лекарствами, смысл оной теряется (уроки не извлекаются).

Посмотрите хотя бы фильм "Подземка", ни на какие вопросы этот фильм не отвечает. Может он их задаёт? Какой смысл вообще в этом фильме? Что он вам даёт?

История рассказанная в фильме стара как мир, а вся "необъяснимая притягательность" это просто когда режиссёру сказать нечего он начинает корчить из себя эдакого гения, напускать туман, делать вид что хотел сказать что-то важное, но догадайтесь сами что. Вот нормальный человек и начинает или принимать фильм как нечто опупенно сложное, или что режиссёр настолько крут, что создал для рядового зрителя нечто недоступное и высокое что разжевать не каждому по плечу. Другие которые корчат из себя просвещенных выражаются типа: "Это удивительное сочетание истинного французского кино с его необъяснимой притягательностью и постмодернистского начала, которое может оттолкнуть современного зрителя (который привык, когда все в фильме разжевано и аккуратно сливается в его раскрытый ротик)."

Естественно они всё разжевали и поняли (смешно просто ужас), ну а убогих которые не могут понять всей высоты и смысла сего фильма можно просто пожалеть.

Каждый человек в этом фильме может увидеть только "свой" фильм, извлечь или не извлечь полезное или отрицательное, ибо все мы уникальны и каждый видит этот мир по своему. И представление "разжевавшего" или не "разжевавшего" для нас имеют только лишь тот интерес, что мы можем дополнительно понять или не понять, принять или не принять это новое. Но всё равно каждый идёт своим путём и этот путь ничуть не хуже и не лучше чем у другого человека.

И вообще умные люди (а тем более гении) стараются (но не всегда получается к сожалению или к счастью ) изъясняться просто, доступно, и так, как хотят что бы их поняли. Если же автор наоборот наводит туман, то тут скорее всего кроется не талант, а попытка скрыть, отсутствие оного, либо то, что автору нечего сказать. На эту тему рекомендую почитать, а лучше послушать в исполнении автора "Михаил Веллер - "Перпендикуляр" - Сборник
зарубежных выступлений и лекций".

Там и насчёт критики тоже есть. Вот пример: "И вот тогда неоднократно уже много лет я вспоминаю, как в середине далеких 70 – х я зашел в один из равелинов Петропавловской крепости навестить своего друга и однокашника, который работал там в музее истории Ленинграда. И в этих действительно руинах равелина, среди плесени и обломков цемента, над каким-то колченогим письменным столом, вытащенным с какой-то помойки, я увидел большой лист ватмана на четырех кнопках к стене. И на нем плакатным пером цветной гуашью было написано: «Критик должен быть готов в любой момент и по первому требованию заступить на место критикуемого им, и исполнять его обязанности профессионально, компетентно и исчерпывающе; в противном случае критика превращается в наглую, самодовлеющую силу и становится тормозом на пути культурного прогресса». Под этой сентенцией была подпись, и тут-то я окаменел окончательно. Я повторяю: Советский Союз 75 – й год! Подпись гласила:
доктор Йозеф Геббельс"

Автор, по-моему, в своем блоге отвечает предельно корректно, поэтому "обсирает" здесь не катит.
Мне, например, стало интересно, кто такой А. Новиков-Джолборди, погуглил, почитал и стал частично солидарен с автором.
Кстати, предложите другого эксперта по кино, мнение которого будет вам интересно.

Алексей И. , чтобы вы были в курсе событий

А еще мне интересно, почему главный редактор портала ставит ссылки на сайт, где нас, читателей, извините за выражение "обсирает", какая то женщина.

Trizno(02.08.2010 12:57):

Все свои мысли после прочтения ваших комментариев автор высказал не здесь, а в своем блоге. Желающие могут ознакомиться: http/bygirl.net/?p=1406

То есть автор послушал советов и пошел в бложик? Где, к тому же, исказил смысл написанных читателями Интерфакса комментариев. Никакого уважения такой автор не вызывает.

guest(02.08.2010 13:10):

Или Елена имеет блат на Интерфаксе, который позволяет ей ставить себя выше других авторов? А, Вероника Олеговна?

на мою личную просьбу ответить комментирующим Едена ответила то, что ответила. Публикация данной ссылки также является моей личной инициативой. Мне показалось, правильным ее разместить, не все же имеют аккаунты в твиттере. Вы вправе не соглашаться с моей позицией.

Trizno(02.08.2010 12:57):

Все свои мысли после прочтения ваших комментариев автор высказал не здесь, а в своем блоге. Желающие могут ознакомиться: http/bygirl.net/?p=1406

Интересно, однако. А может в следующий раз автор во дворе на заборе напишет, а нам идти читать?
По крайней мере это некультурно, пригласить в комментарии, а потом смыться. Раз уж автор публикуется сайте, то пусть здесь и общается с читателями, как делают другие авторы портала. Или Елена имеет блат на Интерфаксе, который позволяет ей ставить себя выше других авторов? А, Вероника Олеговна?

Все свои мысли после прочтения ваших комментариев автор высказал не здесь, а в своем блоге. Желающие могут ознакомиться: http/bygirl.net/?p=1406

На свете живу недавно. Этот недостаток проходит у всех, кто не умирает в молодости.

guest(21.07.2010 12:14):

И насколько я помню, Trizno, Вы писали, что мнение автора совпадает с мнением редакции. Не так ли?

вы не правильно помните или не правильно поняли. Я писала, что портал предоставляет возможность публиковаться всем своим читателям, которые решат попробовать свое перо.

Trizno(21.07.2010 11:09):

Это не позиция портала, а позиция автора, которого редакция, к сожалению, не может заставить ответить на ваши вопросы

А зачем же Вы печатаете таких авторов, которые как почуют запах дыма, так сразу в кусты?
И насколько я помню, Trizno, Вы писали, что мнение автора совпадает с мнением редакции. Не так ли?

Елена Барткевич(21.07.2010 11:38):

Нужно ли иметь громкое имя и большие звания, чтобы, используя свои знания, сделать подобную подборку? Да, для этого нужно любить кино (не шоу, но смысл, который оно может нести), нужно посмотреть много фильмов, чтобы иметь право сравнивать и оценивать, нужно гореть желанием снова и снова открывать для себя новые фильмы, смыслы, идеи

Так в том то и дело, что никаких знаний кино в этой статье никто не увидел. Или вы отвечаете на комментарии, не читая их? Ну что ж, если про фильмы пишите, не смотря их, чем коммментарии хуже... Незачет огромной силы!

Елена Барткевич(21.07.2010 11:38):

Если читатели считают, что экспертом в кино может быть только Экслер, это тоже их право. Честно говоря, затруднительно вступать в дискуссию, посылом которой является вопрос "Да кто они вообще такие?!"

Чтобы быть экспертом в какой-либо области, надо как минимум иметь соответствующее образование / опыт работы, а не прийти с улицы и заявить: "Я, Вася Пупкин, буду экспертом в кино!". Так вот, если Вы и заявляете, что некто Александр Новиков-Джолборди является экспертом, то будьте добры объяснить почему. Или он профессиональный кинокритик, или режиссер или еще кто?
Во-вторых, в Вашем витиеватом комментарии нет ни малейшего ответа на указанные Вам логические нестыковки.
А в-третьих, Вы сами приглашали всех желающих подискуссировать. Или предложение без слов "экзистенция" и "катарсис" не рассматривается? Так что не стоит переводить русло в личную переписку.

Можно позицию авторов (их, кстати, два)?

Целью материала была не критика фильмов (в широком смысле), а составление списка фильмов, которые - возможно - стоит посмотреть, если вас волнуют указанные вопросы (смысл жизни, одиночество и так далее).

Каждый человек вправе оценивать, нравятся ему эти фильмы или нет, помогли они ему ответить на поставленные вопросы или нет? Увы, универсальных рецептов не существует. Особенно - в кинематографе, где не существует фильма, который нравился/был оценен всеми.

Если читатели считают, что экспертом в кино может быть только Экслер, это тоже их право. Честно говоря, затруднительно вступать в дискуссию, посылом которой является вопрос "Да кто они вообще такие?!" Потому, собственно, и не было от меня комментариев - да, я не знаю, что на это ответить.

Нужно ли иметь громкое имя и большие звания, чтобы, используя свои знания, сделать подобную подборку? Да, для этого нужно любить кино (не шоу, но смысл, который оно может нести), нужно посмотреть много фильмов, чтобы иметь право сравнивать и оценивать, нужно гореть желанием снова и снова открывать для себя новые фильмы, смыслы, идеи. Все это у Александра есть, иначе этот материал не появился бы.

Если вы что-то хотите лично спросить у авторов - напишите на .

Это не позиция портала, а позиция автора, которого редакция, к сожалению, не может заставить ответить на ваши вопросы

Не первый раз замечаю позицию Интерфакса игнорировать задаваемые им вопросы. Гораздо проще писать каменты вида "+100!"

У меня только одно впечатление, что автор фильмов, про которые пишет, не видел, просто очень хочется быть "экспертом".

Руся(20.07.2010 12:32):

Аффтар не жжот. Тут все серьезнее… Он не утверждает, что де Фюнес играет в «Подземке». Он сравнивает жандармов этого фильма с героем де Фюнеса. А заодно просвещает темных читателей, которые, по его мнению, даже не догадываются, кто такой комиссар Жюв.

Значит, с русским языком у автора не очень. Ибо из написанного тяжело сделать правильный вывод.
К тому же, учитывая сколько ролей у де Фюнеса, и среди них не один жандарм, так и непонятно, что комиссар Жюв - это персонаж "Фантомаса".

Аффтар не жжот. Тут все серьезнее… Он не утверждает, что де Фюнес играет в «Подземке». Он сравнивает жандармов этого фильма с героем де Фюнеса. А заодно просвещает темных читателей, которые, по его мнению, даже не догадываются, кто такой комиссар Жюв. А еще аффтар «предусмотрительно» сообщает, плод чьего воображения Жюльен Сорель. Впечатление, что он сам недавно об этом узнал и спешит поделиться своим открытием с общественностью)))

Цитата:

Фильм, по-своему комичный, с придурковатыми жандармами, которые словно перекочевали из отдела комиссара Жюва (Луи де Фюнес), с молчаливым барабанщиком (Жан Рено), который старательно скрывает свое имя, с бесподобной красавицей Хеленой (Изабель Аджани)

Не знала, что Луи де Фюнес снимался в "Подземке". Аффтар жжот)

Автор, ау. Вам задали уже не один вопрос, будьте любезны ответить.

Вы смеетесь что ли? Никому неизвестный блоггер, которого читают 100 человек эксперт в области кино? Он вам деньги за пиар платит что ли? Ребята, несолидно.

Цитата:

Вторая полнометражная лента молодого Бессона мало походит на его остальное творчество.

У Бессона каждый фильм, мало походит на все другие.

Цитата:

Фильм Бессона,.. оставляет зрителя наедине с героем, умирающим на руках его возлюбленной.

Судя по тому, как в последних кадрах Фред напевает песню, ни за что бы не сказал, что он умер. Или эксперт Александр смотрел какую-то другую версию фильма?

guest(16.07.2010 17:18):

да кто ж это такой, Александр Новиков-Джолборди, что считается экспертом в мире кино?

присоединяюсь!

да кто ж это такой, Александр Новиков-Джолборди, что считается экспертом в мире кино?

да кто ж это такой, Александр Новиков-Джолборди, что считается экспертом в мире кино?

Добавить комментарий

Курсы валют

  • Доллар США1.8763
  • Евро2.0122
  • Российский рубль3.3354
  • Польский злотый4.6996
  • Украинская гривна6.9518
  • Китайский юань2.725
  • Канадский доллар1.3927