Общество / Образование

Педагоги встали на защиту абитуриентов: ЦТ по физике – это «тяп-ляп»

Задания централизованного тестирования (ЦТ) по физике в 2012 году были плохого качества, утверждают абитуриенты и преподаватели. Представители Минобразования и Госкомиссии по контролю за ходом подготовки и проведения вступительных испытаний в высшие и средние специальные учебные заведения Беларуси тесты еще не видели.

«Некоторые задачи были за рамками программы вступительных испытаний в вузы. Формулировки ряда заданий были физически некорректными и не соответствовали определениям в школьных учебниках и справочниках. Условия не были достаточно полными для однозначного понимания и решения задачи. Для нахождения правильного ответа все чаще приходится прибегать к математическим выкладкам, а сама физика уходит на второй план», – рассказали обозревателю Interfax.by  абитуриенты и преподаватели после выхода в печать сборника тестов.     

«Мы обязательно проанализируем все задания без исключения», – заявил министр образования Беларуси Сергей Маскевич, отвечая на вопрос о том, собирается ли кто-нибудь принести публичные извинения абитуриентам 2012 года за допущенные огрехи на ЦТ.

«Не думаю, что нужны извинения», – подытожил председатель Госкомиссии по контролю за ходом подготовки и проведения вступительных испытаний в высшие и средние специальные учебные заведения Анатолий Рубинов, обратив внимание на то, что все это может быть сильно преувеличено. Как правило, по его словам, на поверку это не находит своего подтверждения. «Разберемся. Обратим внимание», – пообещал обозревателю Interfax.by  А. Рубинов.

Проблемные задачи-2012

Преподаватель подготовительных курсов к ЦТ в вузе: «Авторы задания просят найти правильный график зависимости потенциальной энергии заряда от координаты, но в школьную программу этот материал не входит. Если его и изучают, то только на факультативах. На курсах, в зависимости от группы (если дети дружат с математикой), мы обсуждали подобные графики, но в школьном учебнике такого точно нет».

Преподаватель школы: «Не совсем точное условие задания, так как заряд не может двигаться самостоятельно с постоянной скоростью… Непростая задача для школьников с базовым уровнем знаний».

Репетитор по физике и математике Евгений Ливянт: «Во-первых, по условию задачи непонятно, почему заряд движется по прямой? Траектория его движения должна быть достаточно сложной, если только на заряд не действуют какие-то силы, о которых в условии ничего не сказано. Во-вторых, что означает вектор «v» на чертеже – начальную скорость заряда или его постоянную скорость? И, в-третьих, о какой потенциальной энергии идет речь? Не бывает потенциальной энергии заряда! Можно говорить о потенциальной энергии взаимодействия движущегося заряда с остальными (неподвижными) зарядами, или о потенциальной энергии взаимодействия движущегося заряда с одним из неподвижных зарядов, или о потенциальной энергии взаимодействия системы зарядов».

Преподаватель подготовительных курсов: «Задачу на движение кольца в переменном магнитном поле я решил математическим путем. Какая физика с кольцом происходит в процессе, между начальным и конечным состоянием, мне еще непонятно… Я физик и не люблю решать задания по предмету чисто математически». 

Преподаватель школы: «Задача абсолютно выходит за рамки курса школьной физики. Движение кольца неравномерное в неоднородном магнитном поле».

Репетитор Евгений Ливянт: «Во-первых, это за рамками программы вступительных экзаменов в вузы, в которой указано, что абитуриент должен решать задачи на «равномерное движение прямолинейного проводника в однородном магнитном поле». Никаких других типов задач, связанных с движением проводников, в теме «Магнетизм» не указано. В данном задании кольцо (а это не прямолинейный проводник) неравномерно движется в неоднородном магнитном поле. Во-вторых, фраза «проволочное кольцо…, изготовленное из проводника сопротивлением R…» не совсем точна и требует указания о способе изготовления проводника и о его геометрии до изготовления кольца. В-третьих, если абитуриент и найдет решение задачи, то оно будет сделано не физическим путем, а математическим. Вряд ли выполнивший задание сможет физически корректно объяснить причину остановки кольца».

Преподаватель подготовительных курсов: «Очень практичная задачка. Но опять же – она не программная, а факультативная».

Преподаватель школы: «Учащийся не обязан знать, где ведущая, а где ведомая звездочка. Не указано, что велосипед едет без пробуксовки. Если с этим разобраться, то задача средней тяжести».

Репетитор Евгений Ливянт: «Что за «ведущая звездочка»? Очевидно, речь идет о ведущей шестерне или о зубчатой передаче? Но почему это должно быть очевидно для ученика? Кроме этого, в условии задачи не описано движение велосипеда: например, указано, что колеса движутся без пробуксовки. А может быть, на рисунке изображен велотренажер? Если так, то тогда модуль скорости «v» велосипеда равен нулю. По меньшей мере, в задании должна присутствовать фраза: «Велосипедист движется …».

Преподаватель школы: «Задача среднего уровня, но непонятно, для чего введено неоднородное поле, которое не изучается в курсе средней школы».

Репетитор Евгений Ливянт: «Во-первых, что такое «устойчивое положение»? Такое словосочетание не встретить ни в одном учебнике или задачнике. Вероятно, речь идет о «положении устойчивого равновесия». Во-вторых, для корректной формулировки задания необходимо указать, что действием силы тяжести на стрелку можно пренебречь. В-третьих, для чего в условие введено неоднородное магнитное поле, если оно практически не изучается в школе? Тот же рисунок и условие с таким же успехом можно было бы применить и к однородному магнитному полю».

Преподаватель школы: «Некорректный график: при самоиндукции сила тока так не может меняться. Но, в целом, задача несложная».

Репетитор Евгений Ливянт: «Ток в катушке индуктивности, как показано на графике, так резко меняться не может. Напомню, что индуктивность L характеризует способность проводника противодействовать изменению тока через проводник, а значит, график изменения силы тока в виде ломаной линии физически невозможен».

Преподаватель школы: «Некорректно поставлен вопрос (после преломления луча или как?). Задача из курса физики средней школы, хотя дефекты зрения выпускники этого года не изучали в 8-м классе».

Репетитор Евгений Ливянт: «Во-первых, эта задача не соответствует программе вступительных экзаменов в вузы, так как в ней отсутствует какое-либо упоминание об оптической системе глаза и дефектах зрения. Во-вторых, в условии должно быть написано не «луч АВ», а «луч света АВ». С точки зрения математики луч АВ может пройти только через точку 2. В-третьих,  в условии должно быть написано: «… после преломления в хрусталике луч пройдет через точку …» или  «… после прохождения через хрусталик луч пройдет через точку …», так как на границе раздела двух сред происходит не только преломление, но и отражение света. По крайней мере, в условиях всех задач по геометрической оптике, которые я встречал, такое уточнение было».

Преподаватель школы: «В задании не указано, что куб однородный. А так задача несложная, по теме «Плавание тел». 

Репетитор Евгений Ливянт: «В условии не прописано, что куб однородный. Если же куб неоднородный, то у задачи нет однозначного решения, так как непонятно, в каком положении будет находиться куб в момент отрыва от дна».

Преподаватель школы: «В задаче нет физического смысла, так как если у машины постоянно меняется температура, то это не цикл Карно. Задача чисто математическая – на подстановку чисел в формулу».

Репетитор Евгений Ливянт: «Тепловая машина не может работать по циклу Карно, если во время ее работы будет меняться температура нагревателя. Физики  в этой задаче нет – только математическая формула, в которую надо подставить числа».

Впечатления

Преподаватель школы: «Такое чувство, что задания создавались впопыхах. Условия простых задач написаны запутанно и часто некорректно, так что понять смысл некоторых из них простым учащимся достаточно сложно. Язык, которым написаны условия задач, тяжелый, кажется, чтобы специально запутать абитуриентов. Создается впечатление, что тест направлен не на то, чтобы проверить знания, а с целью запугать и «завалить» абитуриентов… То, что по итогам ЦТ есть 100-балльники, еще ни о чем не говорит: на тестирование ходят преподаватели вузов, школ, лицеев и гимназий, репетиторы, которые и показывают блестящие результаты».

Репетитор Евгений Ливянт: «Формулировки нескольких заданий были неряшливы и некорректны. Авторы попытались придумать свои задачи вместо того, чтобы взять их из общеизвестных сборников, но у них это не получилось. Такое впечатление, что несколько задач написано на понятном только для профессионалов сленге. Я не утверждаю, что плохое качество теста является основной причиной низких результатов на ЦТ по физике. Наоборот, даже при идеально составленных задачах большинство абитуриентов написали бы тест по физике плохо. Но это все равно не является оправданием для авторов теста, которые, как мне кажется, отнеслись к составлению задач для ЦТ, как к конкурсу художественной самодеятельности. Тем более что никогда в предыдущие годы в тестах по физике не было такого количества некачественных задач (раньше я иногда находил не более одной задачи в тесте, к условию которой можно было предъявить претензии)».

А что думаете вы о качестве тестовых заданий по физике в 2012 году? Свое мнение можно оставить в комментариях.

Вячеслав Жегуло

Читать комментарии к статье

ещё по теме

Добавить комментарий34 комментария

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.

Комментарии к статье

К сожалению, здесь критики тестов выступили не лучше составителей. 

 

А11. 

  • 1. "заряд не может двигаться самостятельно..." - это просто придирка, очевидно, что движение принудительное. и что?

2. ошибка варианта в том, что среди графиков нет правильного ответа. а именно -  в случе точечных зарядов потенциал в точке встречи  будет уходить на минус бесконечность.

 

В10, В1, и А13, А16  

замечания скорее придирки. лично у меня проблем с понимание вопроса не возникло

 

А14

репетиторы ошиблись. функция тока в индуктивности не может иметь разрывов, из которых следует бесконечная производная. а ломаная линия вполне возможна и даже осуществима технически. в этом случае напряжение будет меняться скачком, но это возможно.
 

В3

репетиторы ошиблись. ответ не зависит от того, однороден ли кубик. непонятно, как можно запутаться в законе архимеда

 

Вобщем, физика довольно трудный предмет. Если уж берешься критиковать, надо быть внимательнее.

С уважением Андрей М

 

Разъяренные родители и несогласные учителя! То, что Ваш ребенок среди тех кто набрал 0-15 баллов по физике и математике говорит о том И ТОЛЬКО О ТОМ, что он ничего не делал в школе! Я каким то образом получил в свое время 80 по математике и 64 по физике и считал это плохим результатом. В то время как 2/3 аудитории сдали свои листы через 10 (ДЕСЯТЬ) минут после начала цт. Так что советую Вам взять клепаный ремень и хорошенько пройтись по филейной части Вашего чада, чтобы выбить из него дурь.

Интернет-версия методического дополнения к «Настаýнiцкай газете»:

- Нядаўна ў нашу рэдакцыю прыйшоў ліст ад настаўніка фізікі гомельскай гімназіі № 56 Аляксея Мікалаевіча Паўлава. У ім аўтар выказаў свае развагі наконт цэнтралізаванага тэсціравання і ў прыватнасці наконт адной фізічнай задачы.

“Хацелася б падзяліцца варыянтам рашэння задачы В10 у заданнях 2012 года па фізіцы, — піша Аляксей Мікалаевіч. — Скажу прама, на выкананне гэтай задачы было затрачана значна больш як тры гадзіны”. Аўтар пісьма даслаў нам уласнаерашэннезгаданай задачы, якое займае 4 старонкі тэксту, з малюнкамі, графікамі і складанымі разлікамі. Відавочна, што каб толькі напісаць усе гэтыя формулы, трэба вельмі шмат часу, не кажучы ўжо пра тое, каб паразважаць і знайсці правільны шлях рашэння…

“Якое ж было маё здзіўленне, — працягвае Аляксей Мікалаевіч, — калі я даведаўся, што ў нашай краіне ў гэтым годзе 2 абітурыенты здалі ЦТ па фізіцы на запаветную сотню! Іх было б значна больш, калі б некаторыя задачы не выходзілі так далёка за межы школьнага курса. Гэта было б справядліва ў дачыненні да тых абітурыентаў, хто добрасумленна рыхтаваўся да тэсціравання. Думаецца, кожны павінен мець рэальны шанс зарабіць найвышэйшы бал, не выходзячы на ўзровень кандыдацкай дысертацыі!”.

Обозреватель Interfax.by, перед выходом материала, неоднократно пытался получить комментарий директора института Николая Феськова по поводу вышеуказанных заданий, однако уважаемый директор разговаривать и что-либо объяснять не хотел.

Для объективной оценки заданий Interfax.by просил специалистов, чтобы они (не только репетитор) самостоятельно проанализировали сборник тестов по физике и высказали свое мнение о качестве теста-2012!

Также обращаю внимание на следующее:

- «Информацию о среднем балле мы не даем», - сообщили обозревателю Interfax.by в приемной директора Республиканского института контроля знаний.

Ответный удар Министерства образования
http/edu.gov.by/main.aspx?guid=18021&detail=90873

Задания на ЦТ при поступлении в вузы знает 1 человек. И он бог - http/

Написать то написали, только вот баллы очень уж низкие (не считаю репетиторов и преподавателей, которые на ЦТ получили высокие результаты).

Да нормальное цт, кто знал, тот написал...

Акела, я думаю, точно так вам бы ответили и в Министерстве образования и в этой Госкомиссии, которую возглавляет Рубинов. Признать ошибку – это значит поставить под сомнение всю систему ЦТ!

Акела, а представьте себя на минутку «Феськовым». Как бы вы поступили на его месте?

Централизованное тестирование уже сыграло свою роль, заявил сегодня (30 августа 2012 года) журналистам заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Анатолий Глаз.

«Централизованное тестирование было нужным, полезным, но оно, на мой взгляд, сыграло свою роль. Мы должны искать другие пути», - сказал депутат.

Анатолий Глаз отметил, что эту систему нужно менять еще и потому, что возникает вопрос: «Государство такое богатое, что дважды проверяет систему госоценки самих учеников?». Он подчеркнул, что во многих странах Европы, а также в Израиле действуют совершенно другие системы: «Они менее психоопасные, менее напряженные, менее финансово затратные». Также он обратил внимание и на российскую практику: «Последний ЕГЭ в России - это что-то похожее».

Парламентарий пояснил, что можно было бы ежеквартально централизованно рассылать по школам задания в конвертах после выставления оценок за четверть: "Если по результатам этого контрольного среза оценка будет плюс-минус один бал по отношению к четвертной, то вопросов нет. Но если плюс-минус два бала, то уже идет разговор с учителем, что он завысил или занизил оценку". По мнению депутата, такое постоянное тестирование поможет более глубоко оценить школьника в отличие от разового тестирования. Также Анатолий Глаз считает, что в однократном тестировании больше субъективизма.

Я жаловался в РИКЗ на задачу про глаз (используя выдержки из нормативных документов). В итоге написали отписку, что "тщательно рассмотрели" мою жалобу, задача соответствуют перечню тем!... С РИКЗом бороться нереально!

Вот это критика! Преподаватель подготовительных курсов, преподаватель школы и репетитор – молодцы!

Хочу обратить внимание некоторых комментаторов на следующее - никто из вышеупомянутых лиц не говорит о том, что задания решить нельзя! Они лишь, как спецы своего дела, указывают на некорректную (в ряде случаев неправильную) формулировку условий задач. На то, что все должно быть строго в рамках Программы поступления в вузы. Нельзя абитуриентам давать то, что не изучается на уроках! Физика должна быть физикой, а не математикой! Ломая голову над простыми задачами в части «А», абитуриенты теряли на ЦТ драгоценное время и порой не успевали толком поразмыслить над заданиями в части «В»… Отсюда и такие низкие баллы на ЦТ.

Создателям тестовых заданий по физике-2012 и директору РИКЗ Николаю Феськову, набравшему команду «деятелей», НЕЗАЧЕТ!

15лет назад(28.08.2012 09:29):

Ужас. Кошмар. Я не то что не могу решить эти задачки, я даже, блин, не понимаю о чём там, собственно, речь идёт! И что вы хотите от выпускников...?

Ваши проблемы, для меня непонятной была только задача с зарядами, и про стрелки в неоднородном магнитном поле. Все остальное - решаемо. Конечно, стоило уточнять, что кубик, например, однородный, но все равно решить можно.
Не подумайте только, я никак не оправдываю составителей тестов. Я даже согласен, что халатно отнеслись к составлению тестов.

Средний тестовый балл по предметам ЦТ-2012 по Гомельской области:

gp.by/wp-content/uploads/2012/07/tablica.doc

По этой ссылке вы найдёте подробные результаты цт - 2012 по Гомельской области. Думаю, что в целом по стране средние баллы не очень отличаются.

Математика-2012

Для участия в ЦТ было зарегистрировано 95 163 человек. Из них 91 437 прошли тестирование, 17 было удалено.

Максимум 100 балов получили 46 абитуриентов (в минувшем году их было 33).

Ноль баллов – 796 человек (в 2011 году – 490).

Не преодолели порог в 7 баллов и тем самым не смогли участвовать в конкурсе на поступление в вуз около 11 тыс. человек или 11,27% от общего числа абитуриентов. Чтобы получить 7 баллов участникам ЦТ нужно было выполнить всего 3-4 задания из 30 возможных.

Ниже 20 баллов – 60% абитуриентов.

Средний балл в 2011 году – 21,56.

Физика-2012

Физику планировали сдавать 44 120 человек. Из них 41 572 прошли ЦТ, 5 человек было удалено.

Выполнить все 30 заданий за отведенные 180 минут и набрать 100 баллов смогли только 2 участника тестирования.

Ноль баллов – 41 абитуриент (в 2011 году – 79).

Не преодолели порог в 7 баллов 3 915 человек или более 9% от общего числа абитуриентов.

Ниже 20 баллов – 70% абитуриентов.

Средний балл в 2011 году – 18,6.

«Информацию о среднем балле мы не даем», - сообщили обозревателю Interfax.by в приемной директора Республиканского института контроля знаний.

Очень хотелось бы знать средний балл ЦТ-2012 по физике и математике. Почему нигде нет сведений об этом? Подскажите где найти... В прошлом году по физике был 18,4 , а в 2010-м 18,1 балла )

riko(28.08.2012 12:30):

Очевидно, что Елена Ивановна или дура или притворяется.
Так же как и Ливнят - деньги получил, а детишки тесты завалили.

И Елена Ивановна, и Ливянт достойны уважения хотя бы за то, что подписались под своими критическими замечаниями. А вы ведёте себя непорядочно, анонимно оскорбляя людей.

Подрастающее поколение, которое, может быть, будет сдавать ЦТ...

Очевидно, что Елена Ивановна или дура или притворяется.
Так же как и Ливнят - деньги получил, а детишки тесты завалили.

Что говорить если министр образования РБ и председатель Госкомиссии не знают (или просто не хотят говорить) о проблемах с электронным зачислением в БГУИР. В 2011 году эта инфа случайно всплыла в СМИ (http/), а в этом году что? Всем рот на замок? На пресс-конференции в Минске 24 августа 2012 года Рубинов сказал, что ничего по этому поводу не знает.

Может хватит экспериментировать?

При решении задач по математике и физике абитуриент не должен сам что-то додумывать… Решать нужно строго исходя из того, что написано! А то, что «понятно» всем, вины с авторского коллектива РИКЗ не снимает!

Вот что-то господин Феськов (директор РИКЗ) молчит…

Может комментарий пишет…

Про цикл Карно реально тупо нарисовано. То есть понятно, что составители хотят проверить, знают ли люди формулу.... Но и комментаторы упоротые. Разумеется, меняется температура. Там только два участка постоянных температур, неравных друг другу причем. (две изотермы + 2 адиабаты еще).
Про неоднородное магнитное поле, хрусталик и кубик - просто придирки. Все, чего "не хватает", и так ясно из условия задачи. Про индуктивность... Если график не ломаный, то как школьники должны искать производную на глаз, без функции?

Реально, не такие уж и яркие примеры в статью вошли... Вот помнится, была задача про заряд на метровой нитке, который согласно ответу отклонялся на 20 метров - вот это да, это ахтунг =)

Ну хорошо, подвели итоги, а где извинения министра и председателя Госкомиссии. Неужели они еще не разобрались? Я бы очень хотел их услышать.

Около 100 человек отчислено в БГПУ им. М.Танка после 1-го курса с математического и физического факультетов в 2011/12 учебном году. Главная причина, по которой их выгнали из вуза, – неуспеваемость: уже на первых занятиях выяснилось, что абитуриенты, зачисленные в вуз с низкими баллами на ЦТ, не знают программы начальной школы. Получившие студенческий билет одного из ведущих вузов страны не умеют складывать дроби, найти значение «х» в простом примере, не знают, как решать квадратные уравнения и т.д. - http/

Ну, что… – ПРИПЛЫЛИ?!

На физический факультет БГУ на бюджет зачислены все, кто подал документы, в том числе с баллами ниже 120. На военный факультет Высшего авиационного колледжа принимали с 72 баллами на «Техническую эксплуатацию авиационного оборудования». В педуниверситете снова недобор будущих преподавателей физики и математики. А первокурсником смог стать абитуриент с суммой 71 балл.

Итоги ЦТ в 2012 году

Физика:

- тестирование (без учета данных резервного дня) проходили 41 400 человек;
- меньше 7 баллов (не смогли поступить в вуз) получили 3 956 человек (8,56%);
- 50% экзаменуемых получили меньше 15 баллов.

Математика:

- тестирование (без учета данных резервного дня) проходили 91 186 человек;
- меньше 7 баллов получили 10 274 человек (11,27%);
- 49,51% испытуемых получили 17 баллов и выше.

Итоги ЦТ в 2011 году

Физика:

- 100 баллов – 2 человека;
- 0 баллов – 79 человек;
- 50,9% абитуриентов набрали от 15 до 100 баллов.

Математика:

- 100 баллов – 33 человека (0,03%);
- 0 баллов – 490 человек;
- 50,59% абитуриентов набрали от 16 до 100 баллов.

Нормальные задания, особенно с великом, решается за 2 минуты

Если человек собирается получить высшее образование, то и знания для поступления у него должны быть выше базовых, а не "среднебазовые". Это же аксиома.

Чиновники и авторы заданий ЦТ Республиканского института контроля знаний (РИКЗ), КОГДА ВЫ ЗАПОМНИТЕ ПРОСТОЕ ПРАВИЛО: задача теста должна полностью соответствовать Программе вступительных экзаменов в вузы, причем содержание Программы трактуется только так: «Все, что не разрешено, то запрещено»! Иначе в Программе нет никакого смысла!!!!!!

Ужас. Кошмар. Я не то что не могу решить эти задачки, я даже, блин, не понимаю о чём там, собственно, речь идёт! И что вы хотите от выпускников...?

Преподаватель школы – это преподаватель с высшей категорией школы №9 города Жлобин Елена Ивановна Курилова.

Добавить комментарий

Курсы валют

  • Доллар США2.0566
  • Евро2.2759
  • 100 Российских рублей3.1349
  • 10 Польских злотых5.2213
  • 100 Украинских гривен8.2002
  • 10 Китайских юаней2.9048
  • Канадский доллар1.5441