Общество / Образование

Над школьниками и их родителями снова экспериментируют: опять шестидневка?

Министерство образования упорно продвигает озвученную минувшим летом идею перевода школ и гимназий на шестидневную учебную неделю. По крайней мере, в отношении старших классов. Обозреватель портала www.interfax.by проанализировал, чем руководствовались и руководствуются чиновники, выдвигая подобные предложения. Благо материала для размышлений предостаточно: эксперименты над школьниками и их родителями продолжаются вот уже с десяток лет.

95 лет потрясений

Вообще-то, если быть честными, школьная реформа на территории современной Беларуси продолжается уже почти 100 лет. Вот ее основные исторические вехи.

  • В октябре 1918 года в советской России введено положение «О единой трудовой школе РСФСР», которым учреждено бесплатное и совместное обучение детей школьного возраста.
  • 26 декабря 1919 был подписан декрет о том, что все население страны в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, обязывалось обучаться грамоте на родном или русском языке — по желанию.
  • Фактически советская школьная система оформилась к 1922 году: начальная школа (4 года обучения), основная семилетняя общеобразовательная школа и старшая ступень общеобразовательной школы (всего 9-10 лет учебы).
  • По указанию товарища Сталина в 1934 году была предпринята глубокая перестройка всей системы гуманитарных наук: в частности, возобновлено преподавание истории в средней и высшей школе.
  • В 1934 на XVII съезде ВКП(б), где была принята резолюция о втором пятилетнем плане развития народного хозяйства СССР (1933-1937 гг.), была поставлена задача о всеобщем образовании в объеме семилетки.
  • В 1958 году Верховный Совет СССР принял закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», на основе которого вместо всеобщего обязательного 7-летнего образования было введено всеобщее обязательное 8-летнее образование, завершенное повсеместно в 1962 г.
  • В соответствии с Уставом средней общеобразовательной школы (1970 г.) в зависимости от местных условий создаются отдельно начальные школы в составе 1-3 классов, 8-летние школы в составе 1-8 классов и средней школы в составе 1-10 (11) классов. Срок обучения в средних школах — 10 лет; в школах Литовской ССР, Латвийской ССР и Эстонской ССР — 11 лет.
  • В 2000-х белорусские школы перешли на 12-летку, однако реформа 2008 года вернула нас к 11-летнему обучению.
  • В настоящее время общее среднее образование в Беларуси включает три ступени: I — начальное образование (1-4 классы), II — базовое (5-9 классы), III — среднее (10-11 классы, в вечерних школах — 10-12 классы, вечерние классы — 10-12 классы). I и II ступени общего среднего образования составляют общее базовое образование. I, II и III ступени — общее среднее образование.

Пять или шесть?

Несколько поколений советских детей ходили в школу шесть дней в неделю. Однако в начале 2000-х специалисты в области образования начали всерьез обсуждать перспективу перехода на пятидневный режим. Причины назывались уважительные: перегруженность детей, возможность сэкономить для бюджета около $500 000 в год, желание переложить субботнюю нагрузку на будни. Параллельно велись разговоры о сокращении каникул. Еще один выходной для школьников, считали авторы идеи, даст им дополнительное время для более глубокого изучения тех предметов, по которым придется сдавать экзамены при поступлении в вуз. Кроме того, у школьников будет активнее досуг, появится возможность не только чаще отдыхать вместе с родителями, но и помогать им в общесемейных делах.

В 2008 году реформа наконец-то созрела. С 1 сентября все общеобразовательные учреждения Беларуси перешли на пятидневную форму обучения. Шестой день недели отвели на посещение курсов по выбору, факультативов по формированию здорового образа жизни, проведение спортивных мероприятий. При этом изучение учебных предметов во всех общеобразовательных учреждениях было решено осуществлять на базовом уровне по единым программам. А для учащихся, проявивших особый интерес к отдельным дисциплинам, была предусмотрена возможность их изучения на повышенном уровне в рамках факультативных занятий по выбору самих школьников и их родителей.

Но летом 2012-го в Минобразовании вновь задумались над целесообразностью перехода на шестидневку. В августе министр образования Сергей Маскевич на педагогической конференции заявил, что результаты централизованного тестирования показали: «ученикам однозначно не хватает еще одного урока в неделю по таким предметам, как, например, физика. Увы, в этом аспекте мы проигрываем России, а значит, эту ситуацию необходимо срочно исправлять». По словам министра, в ведомстве обсуждаются также варианты увеличения учебного года, чтобы за счет новых часов дополнить образовательный процесс уроками физики, математики и других предметов.

В декабре министр развил данную мысль уже на республиканском семинаре «Региональная система управления качеством образования: опыт, состояние, перспективы» в Глубокском районе Витебской области. Как сообщили обозревателю портала www.interfax.by в пресс-службе Министерства образования РБ, на мероприятии присутствовали начальники управлений образования областей, представители Национального института образования, педагоги. А главным вопросом в повестке дня значилось повышение качества образования на II и III ступенях.

— На третью ступень школы, в 10-11 классы, должны идти мотивированные школьники, — заявил, подводя итоги работы семинара, Сергей Маскевич. — В учебных заведениях должна быть возможность реализации программ на повышенном уровне. Изучение предметов на факультативном уровне показывает, что все равно это не вариант профильного обучения. Два факультатива и два урока — худший вариант, чем четыре полноценных урока.

Министр поддержал мнение участников семинара о том, что лучшим средством повышения качества знаний у школьников старшей ступени будет введение шестого учебного дня и сокращение видов факультативных занятий.

Информация к размышлению

Как известно, оценка знаний абитуриентов при проведении централизованного тестирования проводится по 100-балльной шкале. Так вот, по результатам ЦТ среди выпускников школ, гимназий и лицеев в 2012 году средний балл составил:

  • по русскому языку — 40,3 балла;
  • по белорусскому языку — 37,4 балла;
  • по физике — 24,9 балла;
  • по математике — 33,3 балла;
  • по химии — 42,3;
  • по английскому языку — 41,7 балла.

В процентном отношении выпускников, получивших баллы выше среднего, город Минск первый в рейтинге по физике (50,8 балла), белорусскому языку (53,3), химии (59,9).

Как нетрудно догадаться, в условиях, когда отечественные вузы испытывают нехватку абитуриентов, допускать дальнейшее снижение уровня выпускников школ, гимназий и лицеем не только неприлично, но и недопустимо.

Любопытно, когда вопрос возврата белорусских школ на шестидневное обучение из области обсуждения перейдет в плоскость принятия конкретных решений? Как показывает новейшая история Беларуси, подобные нововведения могут быть проработаны, проанализированы и осуществлены в течение нескольких месяцев. Так что шестидневка вполне может стать реальностью уже 1 сентября 2013 года.

Александр Нестеров

Тэги:
Читать комментарии к статье

Добавить комментарий12 комментариев

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.

Комментарии к статье

Да, учебники стали такими, что впору думать, будто их сочиняют "вредители" ( вот бы какого-нибудь Сталина конкретно и только на работников Минобразования! ). Конечно же, шестидневка не нужна! Кто хочет и может получать и усваивать больше знаний, должен иметь возможность это делать в разное время и в разных местах ( дополнительно в школах, в вузах, в ...) . Не нужна такая программа, как сейчас. Не нужны новые учебники и программы, которые изобретаются чиновниками для того лишь, чтобы оправдать свои зарплаты .Ещё лет 20 назад нашими выпускниками гордиться можно и нужно было, сейчас же они и не хотят и не могут усвоить весь этот бред, что предлагают им взрослые дяди и тёти. И не учителя в этом повинны, учителей по-прежнему достаточно умных, порядочных, любящих своё дело ( не работали бы иначе практически бесплатно). Но они не могут изменить эту чванливую систему, которая возникла почти сто лет назад и до сих пор блюдёт интересы НАЧАЛЬНИКОВ ( интересы шкурные, собственнические, глупые, ...ну и т.д. Каждый может добавить много подходящих определений).

Чистейший идиотизм шестидневка,в министерстве повидемому нет чиновников со здравым умом.Все намного проще, нужно немедленно убрать десятибальную систему и вернуться к старой пятибальной. Пересмотреть в кратчайшие сроки программы и повернуться лицом к учителю (сократить ненужный в большей степени вал бумаги и увеличить в разы заработные платы)

Светлана(19.12.2012 21:58):

В учителя идут те, кто сам не знает таблицу умножения, уверенный в том, что ее и знать не нужно. Учащихся не учат логически мыслить.

Такие учителя не представляют угрозы, т.к. ,даже не зная таблицы умножения, они понимают, что терпеть издевательства со стороны руководства за эту зарплату не стоит больше года... и уходят. Полностью соглашусь- ворох бумаг и всегда знаешь. что не всё сдал... Одни нервы, никакого удовольствия от работы!!! А ведь хочется видеть результат, умные глаза детей.

Люди! Спасите учителя от бумажек! Мы гибнем в этой трясине. Надо уничтожить 70% тех, кто их порождает, а это те, кто придумывает все новые эксперименты. Дети теперь никого не интересуют. Важны совещания и бумажки! Это катастрофа современной школы! Мне 60 лет, и я помню наши советские учебники физики, математики, химии, биологии.Умные, толковые учебники. По ним можно было подготовиться без репетиторов. А сейчас некоторые задачи учитель сам не может решить не потому, что трудная задача, а потому, что бестолковая. Программу гонят-гонят, а закрепления нет. Работа вхолостую.Усваивают ее только 5% учащихся, и то с репетиторами. В учителя идут те, кто сам не знает таблицу умножения, уверенный в том, что ее и знать не нужно. Учащихся не учат логически мыслить. И вообще можно перечислять бесконечно!!! Что ждет моих внуков?

xD Для старших классов - нормально. Сам учусь в колледже с шестидневкой. Ничего страшного в этом нету! Сложно только первый месяц, а дальше просто не замечаешь этого.

Надоели, достали. Экспериментируйте на себе уже. Хватит издеваться над образованием. Сидят там в креслах, мозги жиром заплыли!

Если протестировать чиновников, то здравый смысл у них на последнем месте. Не часы и дни нужно добавлять, а программы пересматриваить и оптимизировать. И предметы не все нужны и объемы на изучение многих предметов можно можно сильно сократить.

Зря вы так распереживались. Когда в школу по субботам дети ходили на факультативы, родители имели возможность активно утречком заниматься сексом. Видимо данное решение будет принято для повышения рождаемости в стране.
А вот какая разница сколько деточки баллов набирают, ведь платников с каждым годом всё больше???

А может быть стоит подумать об уровне образования учителей? Может быть тогда и не понадобится шестидневка? и пора сокращать штат министерства образования и побольше внимания уделить учителям, пусть они не отвлекают их от основной работы, учить! Пусть займутся делом- за них пишут отчеты, справки и т.д.

"эксперименты над школьниками и их родителями продолжаются вот уже с десяток лет" - это не забота о детях, а показуха и имитация бурной деятельности работников министерства образования

Дети, запомните: кофе и виски - мужского рода, среднего - **но и министерство образования.

Что бы нам всем такого сделать, чтобы эти дилетанты заткнулись навсегда? Нет уже никаких сил терпеть это издевательство! Натворили дел в школе, а теперь ищут, как исправить, но предложения такие же глупые, как и все, что делали до сих пор. Что нам делать, чтобы спасти детей от этого издевательства?

Добавить комментарий

Курсы валют

  • Доллар США2.0566
  • Евро2.2759
  • 100 Российских рублей3.1349
  • 10 Польских злотых5.2213
  • 100 Украинских гривен8.2002
  • 10 Китайских юаней2.9048
  • Канадский доллар1.5441