Наука и Технологии / Обзоры

Бактерия, ранее неизвестная на Земле, обнаружена в воде антарктического озера

Обнаруженная в пробах льда из антарктического озера Восток группа бактерий, ранее неизвестных на Земле, не классифицируется по собранным в мире базам микроорганизмов, сообщил сайт Арктического и Антарктического научно-исследовательского института Росгидромета.

"Используя мировые базы данных типа GenBank, данный филотип не удалось не только идентифицировать на уровне вида-рода-семейства (сходство по ДНК последовательности с известными таксонами оказалось менее 86%), но и классифицировать путем филогенетического анализа на уровне филума (крупного раздела Царства Бактерии)", – говорится в сообщении.

Результат исследований был доложен 6 марта на международном совещании "Организация космического полета с посадкой на один из спутников Юпитера – Ганимед" в Институте космических исследований Российской академии наук. Открытие было сделано в лаборатории криоастробиологии Петербургского института ядерной физики под руководством ее заведующего Сергея Булата.

В пресс-релизе отмечается, что с 1999 года по февраль 2013 года создавалась так называемая база контаминантов, или загрязнителей. Она позволила определить 235 ДНК видов бактерий, которые могут находиться в естественных или искусственных загрязнителях льда. Ученые установили, что верхний водный слой, доставленный из подледникового озера, был лишен какой-либо жизни, поскольку обнаружены были только те бактерии, которые могли произойти из буровой жидкости или попасть от человека. Продолжив работу, исследователи в конце февраля – начале марта получили новые данные. Они выявили новую группу бактерий, которая прошла все контроли на контаминацию.

"Существует предположение, что данный вид бактерий относится к разделу некультивируемых бактерий типа Candidate Division OD1 или OP11. Однако филогенетические построения не подтверждают родство как с данными, так и другими известными разделами типа Proteobacteria, Cyanobacteria, Firmicutes etc", – отмечают в институте.

В начале февраля 2012 года российские ученые первыми в мире добрались до вод озера Восток, которые были законсервированы подо льдами Антарктиды миллионы лет. 5 февраля были пробурены последние метры льда (глубина составила 3768 метров), и исследователи достигли поверхности подледного озера. Бурение скважины с российской антарктической станции "Восток", под которой расположено озеро, продолжалось с перерывами с 1990 года.

В Академии наук сравнили это событие по масштабу с высадкой на Марс. В озере могут обнаружиться существа, неизвестные науке и не имеющие "родственников" в других частях земли. Несколько миллионов лет оно было изолировано от земной атмосферы, и никто не знает, что и кем было занесено в этот водоем. Даже если там обнаружатся только бактерии, их исследование может стать прорывом в науке.

Исследования проб из озера Восток проводятся в лабораториях ААНИИ, Петербургского института ядерной физики, Лимнологическом институте РАН в Иркутске. Вероятно, часть проб будет отдана на исследования в московский Институт микробиологии. Новые пробы "чистого" льда из озера Восток прибудут в Петербург в мае.

• Российский рубль3.2859