Общество / Культура

Камень возле Святого озера предскажет конец света, верят местные жители

Легендарную историю хранят в своей памяти жители деревни Дубени Борисовского района Минской области. В рамках совместного с мобильным оператором МТС  проекта "Беларусь: Мистическая. Таинственная. Самобытная" обозреватель-этнограф портала www.interfax.by Регина Гамзович отправилась в эти места, чтобы встретиться с жителями когда-то хорошо знакомых ей мест.

– Это озеро и камень знаю с детства. Сначала мне о нем рассказывала Арина Демьяновна Стрелковская – наша соседка из поселка Студенка, затем ее сестра Федора из деревни Дубени. Я родилась и жила в городе, поэтому жадно впитывала в себя деревенский быт, песни и сказки. И первыми моими провожатыми в этот таинственный для меня до сих пор мир были сестры Стрелковские. Сейчас в Дубенях живет дочь Федоры Тамара Карпович, она бережно хранит изделия матери — тканые скатерти, подушки, вышитые полотенца с кружевами.

Федора Демьяновна, которая родилась в 1898 году, пела, ткала, была мастерица на все руки, опытная хозяйка и кухарка – ее приглашали на свадьбы коровайницей, бабкой на крестины. Словом, истинная хранительница традиций деревни. От нее же я записывала местные легенды в годы учебы на филфаке БГУ. Эти легенды и сейчас полны тайн и загадок, хоть отражают мышление людей неграмотных, но верных тому, что завещали предки: передать все знания последующим поколениям.

Еще девочкой, я была зачарована тайной камня возле Дубеней и дубенского Святого озера. Озеро очень красивое и сейчас, но стало мельче и меньше по размеру. Вода в нем мягкая, а в колодцах – жесткая. Говорили, что озеро такое глубокое, что невозможно измерить его глубину. Ученые запускали в него окольцованную щуку, которую потом выловили в озере Палик – значит, эти озера связаны подземными реками.

Легенды говорят, что на месте озера когда-то была деревня, но провалилась под землю. Даже по праздникам можно слышать из его глубины звучание колокола в церкви, а на Пасху можно увидеть, как поднимается с поверхности воды крест посреди озера. Церковь в той деревне была построена еще каменным топором – якобы, всплывали из глубины такие бревна. Так деды и прадеды рассказывали.

Собираем ягоды в дубенском лесу – старшие женщины обязательно приходят к камню. Камень был высокий, продолговатый, сверху закругленный, а сбоку — выступ, который помогал взобраться на него. Взрослые сами присаживались на камень и нас, детей, подсаживали. Говорили – будем здоровые.

Конечно, легенда о происхождении озера и камня навсегда осталась в памяти. Бог ходил по земле под видом нищего и пришел в эту деревню. Просился на ночлег, но никто его не пустил, только вдова с маленьким ребенком приютила и накормила его. Наутро старец велел молодице быстро собраться, взять ребенка и идти за ним прочь из деревни, не оглядываясь, что бы она ни услышала за спиной. Но ослушалась его женщина: услышала крики и стоны, страшный грохот, рев животных, испугалась и присела — будто бы поправить лапоть и увидела, что на месте деревни образовалось озеро. Тут же она превратилась в камень вместе с ребенком и колыбелью, которую несла за плечами. Говорят, раньше были видны ее ноги и ребенок, прижатый к груди, а сейчас камень оседает в землю.

"В этом году в жаркие летние дни возле озера яблоку негде было упасть, – говорит Тамара Карпович. – Тут один предприниматель объявил, что вода в озере лечебная, и народу приезжало много. Камнем интересуются, а я давно не была там – уже годы, боюсь заблудиться". Но муж Тамары Яков провел меня к камню, а по пути все рассказывал об озере и жителях деревни – нынешних и тех, кто покоится на кладбище. Короленки, Чернухи, Карповичи, Дубени…

Фамилия Дубень явно связана с названием деревни, хоть многие считают, что Дубени от слова "дуб", но удивляются, что в деревне нет дубов. Их много около деревни Дубовики, но это дальше, километра три от Дубеней. Яков Карпович, муж Тамары, даже посадил дуб, чтобы оправдать ее название. Но мне как филологу кажется, что деревня названа по фамилии коренных жителей, которые в давние времена имели прозвище "Даўбень" или "Доўбень" (по-русски "долбня" в значении "болван", долбешка"). Так называли тупого, несообразительного человека. Такое прозвище происходило от толстой палки с утолщением на конце. Так же могли называть языческого идола, а заодно и жителей деревни, которые долгое время верили тому, что камень приносит здоровье и удачу. Легенда, которая передается из поколения в поколение, возникла уже в христианские времена, поскольку связана с Божьей карой. Ученые считают, что подобные легенды о провалившейся деревне с церковью свидетельствуют, что на этом месте было языческое капище.

Тамара рассказывает, что женщины, когда была засуха, вспахивали берег озера, чтобы пошел дождь.

И вот мы у камня. Нашли его быстро, поскольку заметили что-то белое на стволе дерева. Оказалось, что это вышитые с изображением крестов ручники. Наверное, здесь побывали любители сакральных мест Беларуси. В лунке на камне недавно были монеты — кто-то их забрал, не зная, что камень накажет его за это. Засохший венок из полевых цветов остался, и грибы лежат – традиция оставлять на камне дары леса сохраняется. Он сильно врос в землю, оброс мхом. С одной стороны ноги увязают в земле – кто-то подкапывал землю, чтобы удостовериться, какой высоты он был раньше. Рядом – след от костра.

Яков, бывший лесник, сокрушается, что короед загубил столько деревьев, они падают и, вероятно, содействуют образованию мха. "Когда камень уйдет под землю, будет конец света – так говорили старики", – задумчиво произносит он. – Но озеро точно называлось Святое, я видел на военной карте". Вот и еще одна легенда – камень предсказывает будущее!

 

Из соседней деревни Бытча приехал к камню владелец усадьбы "Бусліны маёнтак" Сергей Козлов, местные легенды ему рассказывала мама. Его друг Владимир Короленок тоже знает их с детства. Мы застали его с грибами – только вернулся из леса. Нина Короленок также рассказывает о камне и Святом озере с величайшим интересом. Идешь к камню – надо что-нибудь на нем оставить, хоть кусочек хлеба или грибочек, ягод немного, если насобирал в лесу.

92-летняя жительница Дубеней Лидия Ивановна Щигельская считает, что все это выдумки, особенно насчет бревен, которые всплывали из озера. Как же может деревня в озеро провалиться! Не может такого быть! К камню, конечно, с детства бегала, говорили – помогает от всех бед. А откуда он, никто не знает. Да скоро и не останется никого в деревне из местных жителей, дачники скупают участки. Забудется все, никто не будет знать о камне и озере, – грустно завершает она беседу.

Действительно, если не передать будущим жителям деревни, пусть даже она станет дачным поселком, легенды о ее прошлом, все забудется. А если сохранится память, то и деревня как бы продолжит свое существование в памяти следующих поколений. Хорошо бы какой-нибудь дом оставить на память потомкам как музей истории деревни – с рукоделием местных мастериц, одеждой, орудиями труда и быта. Неужели никто об этом не позаботится?

Фото: Евгений Хацкевич

Тэги:
Читать комментарии к статье

Добавить комментарий2 комментария

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.

Комментарии к статье

Интересная и вдумчивая статья. Регина Гамзович как всегда несравненна.

КРУТО!!

Добавить комментарий

Курсы валют

  • Доллар США2.0255
  • Евро2.28
  • 100 Российских рублей3.215
  • 10 Польских злотых5.3482
  • 100 Украинских гривен7.8706
  • 10 Китайских юаней2.9444
  • Канадский доллар1.5527