Недвижимость / Проекты и новостройки

Из Минска хотят сделать десять мини-Минсков с получасовой транспортной доступностью

В двухмиллионном городе нелегко быстро добраться до нужного объекта из одного конца в другой. Возможно, в ближайшем будущем это и не понадобится. Во всяком случае, разработчики поправок в Генплан развития Минска намерены воплотить эту идею в своих предложениях.

К концу 2014 года градостроителями должны быть подготовлены предложения по корректировке плана развития Минска. Объемная работа, которая рассматривает развитие столицы до 2030 года, включает вопросы, связанные как с территорией в пределах нынешней городской черты, так и с обустройством агломерации — пригородов и городов-спутников.

Некоторые подробности разрабатываемых предложений раскрыл во время круглого стола «Перспективы развития транспортной инфраструктуры города Минска» начальник мастерской генерального плана ПИКУП «Минскградо» Александр Акентьев. Позже данный вопрос обсуждался на совещании с участием председателя Мингорисполкома Николая Ладутько. Портал www.interfax.by сообщает подробности.

Недостатки прежних решения «всплыли» в XXI веке

— Мы готовим к декабрю не окончательный документ, а предложения главе государства для дальнейшего рассмотрения, — подчеркивает представитель предприятия «Минскградо». — Работа непростая. С одной стороны, Минск — город с почти 1000-летней историей. В то же время современный его облик формировался в соответствии основами градостроительства, существовавшими в середине прошлого века. В основу генерального плана тогда была положена радиально-кольцевая структура. Но со временем, когда специалисты сталкивались с постоянно растущим уровнем автомобилизации, с отличающимися друг от друга нормами обеспеченности жилой площадью на различных территориях и прочей нормативной базой, приходилось корректировать генплан.

По словам специалиста, Минск во многом был образцом для всего СССР с точки зрения формирования первых жилых микрорайонов. Но были и сложности. К примеру, вырастали крупные микрорайоны — Серебрянка и ряд ее «наследников» площадью до 100 гектаров. Сейчас проявился и недостаток подобных кварталов.

— Эти территории были фактически лишены местной уличной сети, — констатирует Александр Акентьев. — Мы создали систему вен и артерий — крупных улиц, но практически забыли о капиллярах — местных дорогах. Поэтому сегодня часто склдывается ситуация, когда в часы «пик» со всех местных проездов транспорт стекается на магистральные улицы и чувствует себя там некомфортно.

Некомфортно чувствуют себя и автомобилисты, и пешеходы, и пассажиры общественного транспорта. Их намерения добраться на работу или учебу с точностью до 5 минут нередко разбиваются о заторы перед светофорами.

Об экологии нужно помнить в первую очередь

В ПИКУП «Минскградо» при разработке предложений по корректировке Генплана обращают внимание: ни в коем случае нельзя ухудшать и без того не идеальную экологическую ситуацию в Минске.

— Если в городе около 80% предприятий снизили экологическую нагрузку на окружающую среду, то постоянный рост загрязнения от автотранспорта для многих районов города является большой проблемой, — говорит Александр Акентьев — Кроме того, нужно иметь в виду, что Минск стоит на маленькой реке Свислочь. К тому же, на самом деле в Свислочи течет вода Вилейско-Минской водной системы. Нужно очень бережно относиться к экологии, чтобы не испортить жизнь последующим поколениям горожан.

Ситуация с перегруженностью территории пока не критическая

Планировку Минска многие справедливо сравнивают с московской. И не зря: в российской столице тоже радиально-кольцевая планировка территории. Сегодня минчане с тревогой оглядываются на Белокаменную: из-за перенаселенности и обилия транспорта пробки из машин, пытающихся добраться из одного конца города в другой, стали нормой. Не постигнет ли подобная участь и Минск?

— Пределы роста радиально-кольцевой системы до достижения конфликтной ситуации специалисты оценивают следующими параметрами: 3 млн. населения и 50 тыс. гектаров городской площади, — отмечает начальник мастерской ПИКУП «Минскградо». — Мы же имеем порядка 35 тыс. гектаров, и то треть из них — лесные массивы. А население — около 2 млн. жителей. Так что с точки зрения компактности города у нас никаких проблем нет. А вот дорожная сеть отстает в развитии от общих тенденций роста города.

За 30 минут — в границах «мини-Минска»

Говоря о комфорте проживания в Минске, эксперт отмечает, что разработчики предыдущих версий Генплана планировали развитие города по принципу «из центра на периферию». То есть на центр приходится максимальная нагрузка, там размещаются основные коммуникации. При этом учитывалось каркасное зонирование — девять районов между десятью основными транспортными артериями радиальной направленности — проспектами Независимости, Победителей. Дзержинского, Партизанским, а также улицей Притыцкого, Логойским трактом и так далее. И вот на основе этой концепции градостроители и пытались развивать столицу в последние годы. Но, скорее всего, придется внести коррективы.

— В 2010 году, когда мы утвердили Генеральный план, в нем была заложена часовая доступность городским пассажирским транспортом из самых удаленных районов до центра города — первого транспортного кольца, — напоминает Александр Акентьев. — В новой версии генплана мы приняли для себя получасовую транспортную доступность. Соответственно, появятся и зоны получасовой доступности.

Что это значит? А то, что если сегодня, согласно расчетам, минчанин теоретически способен добраться на общественном транспорте из точки А в точку Б за 60 минут. Скажем, из Шабанов до Каменной горки — сначала пешком до остановки, затем на автобусе до метро и подземкой до конечного пункта. Сейчас предлагается сделать зоны получасовой доступности не по всему городу, а в отдельных его сегментах.

— Получасовая доступность включает в себя примерно 12 минут пешеходного движения и столько же времени на транспорте, — поясняет эксперт. — В результате человек преодолевает расстояние примерно в 5 километров. В итоге получается «центральный Минск» в границах второго транспортного кольца, а по периферии этого кольца — по главным радиальным направлениям — девять «внутренних городов».

Пашни останутся в статусе «золотого резерва»

Градостроители хотели бы, чтобы каждый из этих «мини-Минсков» развивался комплексно. Пока же в столице другое деление: районы-«спальни» и крупные промышленные территории.

— Сложилось так: чем дальше от центра, те плотнее проживает население, — говорит Александр Акентьев. — Максимальная концентрация наблюдается вдоль МКАД. Неудивительно, что кольцевая дорога стала городской улицей. Несбалансированная система подлежит реконструкции. В таком районе, как Фрунзенский с его 0,5-миллионным населением, только 30% трудоспособного населения обеспечено рабочими местами. Остальные поднимаются ранним утром и возвращаются поздним вечером из других районов.

Перераспределение функций различных минских территорий градостроители пока планируют за счет внутренних ресурсов, не выходя за МКАД. Специалисты рассчитывают, что закладываемые параметры в сфере транспорта позволят обеспечить относительно высокий уровень комфортности для населения 2-миллионника.

Что касается территорий, которые еще несколько лет назад планировалось развивать, — Щомыслицы, Новинок и других, то в новой версии Генплана они пока остаются в резерве.

— Мы должны очень бережно относиться к пашням, которые там находятся и имеют высокую производительность, — считает представитель предприятия «Минскградо». — Генпланы разрабатываются на 10 лет. Все, что рассчитывается на больший срок — 15-20 лет, называется стратегическим планом. Мы хотим в Генеральном плане сохранить эти районы как зоны высокой градостроительной ценности для развития города Минска на перспективу и оставить им статус зоны особого государственного регулирования. Это наш золотой резерв, а время покажет, как будут развиваться события.

Где Минск прирастет населением?

На совещании в ПИКУП «Минскградо», на котором рассматривались предложения по Генплану развития Минска, были озвучены требуемые параметры. Так, с 2017 года в городе планируется строить 600-650 тыс. кв.м. жилья. Всего в пределах нынешней городской черты на свободных территориях можно разместить около 4,6 млн. кв.м. объектов для проживания. Вместе с тем, почти все участки или уже под застройкой, или имеют заказчиков.

Резерв — трансформируемые территории: производственные зоны, а также земли, принадлежащие Минобороны. Плюс реконструкция территорий малоэтажной и частично усадебной застройки. Но строительство на таких участках влетит в копеечку: без затрат на инфраструктуру себестоимость составит ориентировочно $1200 за 1 кв.м, со всей инфраструктурой — $2000-2300 за 1 кв.м.

В этой связи многоэтажные массивы начинают строиться в Минском районе. Только в одном Копище (между Уручьем и аэродромом Боровая) в ближайшем будущем появится жилье площадью 1 млн квадратных метров.

Сам Генплан развития Минск, скорее всего, будет содержать новые разделы — касающиеся развития городов-спутников и взаимодействия территорий Минска и Минской области в пределах строящейся второй кольцевой автодороги.

Перед разработчиками Генплана поставлена еще одна важная задача: требуется оптимально разместить трудовые ресурсы и создать транспортную систему, позволяющую городу динамично развиваться.

Александр Нестеров

фото с сайта photo.qip.ru

Добавить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.

Комментарии к статье

Добавить комментарий

Курсы валют

  • Доллар США1.9322
  • Евро2.1645
  • Российский рубль3.0256
  • Польский злотый5.046
  • Украинская гривна7.4244
  • Китайский юань2.8967
  • Канадский доллар1.4785