Общество / Культура

Истфак БГУ ведет работу по включению в Государственный список историко-культурных ценностей блюда «Копытки» и обряда «Варварки»

На историческом факультете БГУ ведется работа по включению в Государственный список историко-культурных ценностей двух нематериальных элементов национальной культуры, сообщили порталу www.interfax.by в пресс-службе вуза.

«Речь идет о блюде «Копытки» и народном обряде «Варварки», популярных в Глубокском районе Витебской области. Изучением национальных традиций и организацией экспертных оценок занимается аспирант кафедры этнологии, музеелогии и истории искусства Денис Филипчик», - проинформировали в БГУ.

Как отмечают специалисты, «Копытки» достатоно редкое блюдо в меню белоруса в сравнении с традиционными национальными «бабкой», «клецками», «драниками». Появился этот вид картофельного лакомства во второй половине XIX века и сегодня отнесен к локальным блюдам.

«В наше время приготовление копытков зафиксировано не в каждом историко-этнографическом регионе Беларуси. Существуют региональные особенности рецептурного состава, подачи и употребления этого блюда,  - рассказали в вузе. -Так, в Глубокском районе и г. Глубокое его основу составляет масса, приготовленная из отваренного охлажденного картофеля. В историко-этнографическом регионе Западное Полесье (Кобринский район) тоже существует такое блюдо, но здесь его готовят из сырого натертого картофеля».

«Несмотря на одинаковое название - «копытки», - каждый регион имеет свой уникальный способ приготовления блюда, – отметил молодой ученый Денис Филипчик. – Это говорит о том, что историко-этнографические регионы Беларуси имеют свою специфику, комплексы блюд, названия, технологии приготовления, применения. Чтобы сохранить идентичность белорусов, их историческое наследие, необходимо активное участие ученых в этом процессе».

Обряд «Варварки», по мнению специалистов, сегодня является уникальным, поскольку сохранился только в Витебской области. В частности, он встречается в деревне Шуневцы Глубокского района. Как пояснили в вузе, раньше обряд был характерен для всей этнической территории Беларуси и проводился с целью предотвращения какой-либо беды, угрожающей всей деревне. Люди с его помощью боролись с эпидемией, пожарами, неурожаями, градом, засухой, а в 40-е гг. минувшего столетия и с войной.

«Главная сила обряда заключалась в объединении людей. Сельчане, желавшие победить беду, собирались в самом большом доме, приносили с собой все необходимое для ткачества и начинали работу по изготовлению "наметки" – большого отреза ткани, - рассказали в БГУ. - Главное – изготовить полотно за определенный период (день, ночь, сутки). Сотканное совместно за короткий период полотно обносили вокруг деревни, под ним проходили люди, прогоняли скота и после этого его приносили в жертву высшим силам (через сжигание, завязывание на дереве) или (в более позднее время) – церкви или костелу».

«Ученые до недавнего времени полагали, что последний раз обряд активно практиковали во время Великой Отечественной войны, и на сегодняшний день он исчез. Однако выяснилось, что обряд сохранился и активно практикуется в Глубокском районе», – пояснил Денис Филипчик.

В настоящее время работа по включению в Государственный список двух нематериальных элементов национальной культуры находится на стадии научного исследования, подчеркнули в пресс-службе университета. Собирается материал для архива и его регистрации в Академии наук Беларуси. Планируется в ближайшее время организация экспедиции в регион с целью изучения и фиксации обряда с участием специалистов НАН Беларуси и Института культуры Беларуси.

Тэги:

Добавить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.

Комментарии к статье

Добавить комментарий

Курсы валют

  • Доллар США20051
  • Евро22271
  • Российский рубль306.57
  • Польский злотый5010.43
  • Украинская гривна806.39
  • Китайский юань3030.41
  • Канадский доллар15436.3