Власть / Внешняя политика

Посол РФ в Минске А.Суриков: "Важно, чтобы контакты Беларуси с ЕС не привели к ухудшению взаимоотношений с братской Россией"

Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Беларуси Александр Суриков по случаю Дня дипломатического работника, который отмечается в РФ 10 февраля, дал эксклюзивное интервью информационному агентству "Интерфакс-Запад".

Новое время – новые межгосударственные приоритеты

- Господин посол, расскажите о приоритетах в работе посольства Российской Федерации в Минске в настоящее время. И как эти приоритеты менялись на протяжении последних лет?

- Приоритеты посольства РФ в Минске несколько отличаются от приоритетов наших коллег в других странах мира. Важнейшим для нас является развитие двустороннего сотрудничества между нашими странами. Даже сложно назвать это сотрудничеством, потому что Россия и Беларусь - братские страны во многом с интегрированной экономикой, с сохранившимися культурными и историческими связями. Углубление этих связей и недопущение их ослабления – главная задача нашего посольства.

Здесь необходимо отметить межрегиональное сотрудничество. Это один из важнейших приоритетов для сохранения братского настроя между двумя народами. 80 регионов России имеют двусторонние соглашения с регионами Беларуси об экономическом и культурном сотрудничестве.

Кроме того, появляются новые формы сотрудничества наших стран, такие как межмуниципальное сотрудничество, которое может серьезно повлиять на взаимоотношения между нашими странами.

Еще одним приоритетом является укрепление Союзного государства, которое создано в 1999 году соответствующим договором и существует де-факто между Беларусью и Россией. Хотелось бы, чтобы роль Союза в жизни двух наших народов повышалась, а для этого приходится прилагать много усилий.

Важным приоритетом является Евразийский экономический союз – новое формирование, которое постепенно может прийти на смену Союзному государству в экономической плоскости. Здесь для посольства открылось широкое поле деятельности.

Еще одним безусловным приоритетом является наше внешнеполитическое сотрудничество, в рамках которого проходят коллегии двух МИДов, они нарабатывают пути совместных действий на международной арене.

В поле зрения посольства находятся также вопросы военно-политического и культурного сотрудничества.

- Перечислите несколько самых ярких удач и, наоборот, разочарований, с точки зрения посла РФ, в процессе российско-белорусского политического и экономического сотрудничества с момента вашего назначения.

- В качестве одного из ярких моментов я бы выделил становление Евразийского экономического союза, который открыл новые вехи в нашей экономической истории и взаимоотношениях между нашими странами, что наложило серьезные обязательства на посольство России в Беларуси, а также на наших коллег в других странах, входящих в этот союз.

Безусловно, ярчайшим политическим событием, которое надолго останется в памяти не только у меня, стали минские встречи лидеров четырех стран и образование контактной группы в рамках "нормандской четверки", которые положили начало работе Трехсторонней контактной группы по урегулированию событий на Украине. Это, пожалуй, самое яркое политическое событие за данный период.

Безусловно, есть и неудовлетворенность определенными моментами в развитии взаимоотношений наших стран. В первую очередь это касается приостановки новых интеграционных экономических проектов России и Беларуси. Изначально обсуждалось пять таких проектов, но по ним пока нет того движения, которое было бы нужно для экономического развития наших стран.

Другого пути интеграции и углубления кооперации в экономике России и Беларуси для ее дальнейшего развития не существует. И пока есть недопонимание и некая боязнь поглощения одним бизнесом другого, синхронизации наших действий не происходит. Это вызывает озабоченность, но я рассчитываю, что нынешняя экономическая ситуация в России и Беларуси все же сподвигнет наши страны на принятие решений по этим интеграционным проектам и даст толчок экономическому движению вперед.

- Существуют ли, на ваш взгляд, проблемы с реализацией белорусской стороной Соглашения о равных правах граждан РФ и Беларуси? Зафиксированы ли в связи с данной темой какие-либо обращения граждан России в ваше посольство - по вопросам работы, приобретении жилья, нарушения законных прав и так далее?

- Я высочайшим образом оцениваю соглашение о равных правах граждан России и Беларуси. Аналогичное соглашение достаточно сложно найти в мире. Работает оно довольно просто: любой гражданин Российской Федерации в Беларуси чувствует себя так же, как дома. То же самое можно сказать и о белорусских гражданах в России. Я не касаюсь различных аспектов образования, здравоохранения, культуры, трудоустройства, пребывания и так далее.

Безусловно, в соглашении есть моменты, которые надо было бы доработать. Например, в отношении права собственности на землю. Гражданин Беларуси в России имеет право на приобретение земельного участка - предположим, на строительство дома, за исключением таких точек России, как приграничные зоны, где на это не имеет право никто. В Беларуси же российский гражданин такого права не имеет, можно лишь получить участок по наследству.

Это, наверное, самое серьезное расхождение. Наши страны потихоньку движутся к разрешению данного вопроса - это братские народы, и тут нет особых проблем. В остальном соглашение вполне работает.

Безусловно, нарушения бывают с обеих сторон в силу неповоротливости того или иного чиновника – кто-то где-то недоработал, есть, конечно, и жалобы, но их немного. Консульская служба в эти жалобы вникает, чтобы разрешить имеющиеся нарушения. То же самое происходит на российской стороне.

Повторюсь, мною это соглашение расценивается как величайшее из всех, когда-либо заключенных между нашими странами, и как пример для всего мирового сообщества.

- Вы уже отметили в начале беседы важную роль межрегионального сотрудничества между Беларусью и Россией. Президент Беларуси Александр Лукашенко также неоднократно высказывался за расширение такого сотрудничества, примером которого служат форумы регионов Беларуси и России. Какие еще, по вашему мнению, существуют возможности для развития подобных отношений?

- Как я уже казал, кроме уже ставшими традиционными межрегиональных форумов, очередной из которых пройдет в июне нынешнего года в Беларуси, где будет обсуждаться весь спектр вопросов взаимоотношений между субъектами Федерации России и регионами Беларуси, "выходит из тени" муниципальный форум.

О первом опыте такого сотрудничества между Россией и Беларусью мы издали книгу. Развитию этого движения, на мой взгляд, нужно максимально способствовать. Каждый человек живет в конкретной местности – будь то город или район, и межмуниципальное сотрудничество ему ближе, чем межгосударственное и межрегиональное.

Стоит отметить, что межмуниципальное сотрудничество, в свою очередь, учитывает аспекты и межрегионального, и межгосударственного сотрудничества.

- Как посольство РФ в Минске способствует расширению экономических связей между нашими странами? Есть ли какие-то новые векторы работы в данном направлении?

- 1 марта будет 10 лет, как я работаю в должности посла России в Беларуси. Я помню, как мы фиксировали рутинные межгосударственные действия в области экономических взаимоотношений, в частности товарооборот.

Мы изменили свои подходы в области понимания того, что товарооборот - это не просто торговля, а в первую очередь производство, рабочие места и только потом уже продажи. Изменили в сторону углубления кооперации между предприятиями России и Беларуси и интеграции.

Если раньше у нас были единицы предприятий по сборке белорусской техники, то к настоящему моменту более 30 предприятий производят белорусскую технику в России, в том числе тракторы, автомобили, комбайны, лифты и другую продукцию. На территории Беларуси функционирует более 2,5 тыс. совместных российско-белорусских предприятий, на территории России – более тысячи предприятий с участием белорусского капитала. Это движение в области экономического сотрудничества мы считаем главным и пытаемся его максимально развить.

Сейчас ситуация такова, что мы подписали документ об Евразийском экономическом союзе и тем самым поставили задачу дальнейшего углубления интеграции. И сегодня боязнь поступиться частью своего экономического суверенитета, связанная с тем, что мы молодые государства, превалирует над риском потерять системообразующие предприятия.

Конкуренция в мире безостановочно нарастает, а наши предприятия недостаточно велики и технологичны по сравнению с нашими соседями и конкурентами. Необходимы более глубокие кооперация и интеграция, мы стоим перед этапом окончательного понимания этого вопроса и более серьезных, как положено, действий по интеграционной экономике.

Более пристальное внимание вызывает политическая сфера, и пример тому – Украина. И российской, и белорусской стороне надо с должным пониманием относиться к украинским событиям, делая из них выводы.

Очевидно, что следующим действием, ограничивающим братскую интеграцию между Россией и Беларусью, могут стать действия по разобщению наших стран со стороны "друзей", которым неинтересно укрепление других союзов в мире, кроме их собственных. Возникают очень серьезные политические вопросы, и мы вместе с белорусской стороной присматриваемся к ним, чтобы не попасть в неприятные истории, наподобие украинской.

В этой ситуации на первые позиции выходит вопрос военно-технического сотрудничества, укрепления своей мощи и оборонной способности. России и Беларуси надо всерьез синхронизировать свои действия в области оборонных заказов, в области разработки новой техники, предприятий военно-промышленного комплекса.

Безусловно, обеим сторонам надо понимать, что родство и братство крепятся только контактами, встречами. Мы развиваем движение российских соотечественников в Беларуси, под соотечественниками понимая белорусов и россиян, и белорусская сторона тоже активизировалась в деле укрепления белорусских диаспор в России, их распространения и взаимоотношений с российскими регионами. Это новые векторы в работе.

Между Западом и Востоком: о перспективах Минска как миротворческой площадки

- В продолжение темы ситуации на Украине. Что еще, на ваш взгляд, может сделать Беларусь для скорейшего разрешения конфликта между Россией и Украиной, помимо предоставления площадки для встреч Трехсторонней контактной группы?

- Не только мы, но и все участники "нормандской четверки", следует полагать, очень благодарны Беларуси за предоставление площадки для встреч, не подверженной никаким санкционным действиям со стороны других стран. Все участники переговорного процесса могут спокойно сюда приезжать, беседуя безо всяких ограничений. Площадка очень удобна с точки зрения логистики: всем участникам одинаково близко добираться до места переговоров. И, безусловно, благожелательность белорусских властей к этому процессу, которые оказывают помощь в размещении в гостиницах, предоставлении залов для переговоров во всех форматах, также вызывает чувство благодарности.

Содержательная часть белорусской стороны в переговорах не предусматривается, потому что она не является членом четверки. Дополнительные консультации ведутся Россией с США, потому что Штаты являются одной из заинтересованных сторон в украинской ситуации. А вот благодарность за то, что Беларусь сделала для процесса, испытывают все.

- Некоторые эксперты считают, что власти Беларуси пытаются - и довольно успешно - использовать кризис в отношениях РФ и Запада для вывода страны из международной изоляции и нормализации отношений с западными странами. Так ли это, по вашему мнению?

- Эту ситуацию надо рассматривать отнюдь не только в контексте России и Беларуси. В последнее время Соединенные Штаты Америки работают над формированием двух конгломератов – это Евроатлантическое и Транс-Тихоокеанское содружества, и не хотят, чтобы в этом им мешали.

Что надо, чтобы не мешала Россия и было спокойно коллегам из-за океана? Создать непреодолимые препятствия для возможного интеграционного евроазиатского процесса на нашем материке, и, безусловно, усилия наших заокеанских "братьев" нацелены в первую очередь на это. Отсюда события в Украине и Молдове, а также возможные события в Беларуси. Именно в эту картину монтируется все происходящее.

Все остальное – детали: и более теплое отношение Запада к Беларуси, нежели к России, и посещение страны дипломатами и руководителями различных западных структур. Стремление же Беларуси войти в более спокойную обстановку совершенно понятно и объективно. Беларусь – европейская страна, которая находится к Европе ближе, чем мы, и ей бы хотелось сотрудничать с Европой. Но важно отчленить суть от возможных действий и выстроить свои отношения с Западом и со всеми странами так, чтобы не ущемить взаимоотношений с братской Россией.

И Россия, и Беларусь, и западные страны вынесут уроки из украинских событий. Надо решать проблемы общемирового сближения, но не через проблему изоляции или раздробления на евразийском материке. Снять хотя бы санкции, потому что это какой-то идиотизм! Я как-то могу понять еще экономические санкции - но не личностные!

И мы тоже хотели бы иметь стратегическое сотрудничество с Евросоюзом. В 2007 году прежние договоренности закончили свое действие, мы начали работать над новым соглашением, но нам помешали грузинские и североосетинские сюжеты. Затем мы возобновили эту работу, но вмешались украинские события.

В любом случае тема глобализации в мире не закрыта, она должна рассматриваться с учетом интересов всего мирового сообщества, без выделения гегемонов - это главное.

- Касательно еще одного конфликта. Министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей в январе заявил, что Минск готов выступить посредником между Россией и Турцией, чтобы помочь восстановлению отношений этих двух государств. Какова позиция России по этому поводу?

- У нас нет никакой позиции по данному вопросу. Во-первых, чтобы выступить посредником, нужно желание России и Турции приступить к каким-либо переговорам. Пока такого желания нет. Турецкая сторона невнятно говорит о своем намерении встретиться, но события развиваются так, что сложно рассуждать о возможности переговоров. Хотя ничего не исключается.

Во-вторых, чтобы это осуществилось на белорусской площадке, нужно желание России и Турции проводить переговорный процесс именно здесь. А потом уже можно вносить любые предложения, в том числе и то, которое озвучил Владимир Макей.

Санкции, контрсанкции и другие "спорные" вопросы

- Удовлетворена ли российская сторона взаимодействием с Беларусью в пресечении поставок из Западной Европы товаров, подпадающих под контрсанкции РФ?

- Нарушения и "серый" бизнес были, есть и будут. Нелегальные схемы для реализации санкционных продуктов действуют, но для их пресечения существуют надзорные службы, в том числе в России и Беларуси.

Нарушения в работе чиновников также были, есть и будут. Я имею в виду реэкспорт из стран, на которые наложены санкции, под прикрытием фальшивых документов. Но для пресечения подобных действий есть правоохранительная система. Это касается и российских компаний - нарушения есть с обеих сторон, и с этим надо бороться, не вынося проблему в политическую плоскость. Это обыкновенное жульничество, которое надо пресекать.

Но есть и другой вопрос, который связан с неудовлетворенностью со стороны российского бизнеса. Например, Беларусь за прошлый год нарастила объем поставок фруктов в Россию почти на 500 тыс. тонн в сравнении с 2014 годом. В свою очередь, российские предприниматели завезли фруктов на 450-500 тыс. тонн меньше. То есть белорусский бизнес, увидев российские санкции, распространяющиеся на европейские страны, а также на Австралию и Канаду, быстро сориентировался и перезаключил договоры на поставку фруктов из Хорватии, Боснии, стран Северной Африки и даже из Боливии, оказавшись более предприимчивым, и через Беларусь фрукты поступили на российский рынок.

Обиды со стороны российского бизнеса, которые они наверняка высказывают различным структурам власти, могут быть, но тут нет никаких нарушений. Значит, бизнесом нужно заниматься более активно, при этом оставаясь в определенных законом пределах. Беларуси эта ситуация оказалась выгодна, российский же бизнес проявил себя менее гибким. Надо меньше через губу плевать, а больше делать.

- Осенью 2015 года глава Минпромторга России Денис Мантуров говорил, что "Уралкалий" и "Беларуськалий" могли бы найти форму кооперации по продажам калийных удобрений. Обсуждается ли сейчас эта тема на уровне правительств РФ и Беларуси или этот вопрос закрыт?

- Я не думаю, что эти вопросы должны обсуждаться в правительстве, особенно после той знаменитой истории с сидельцем Баумгертнером (экс-директор "Уралкалия", был задержан в Беларуси в 2013 году, в вину ему вменялось нанесение ущерба "Беларуськалию" и "Белорусской калийной компании" в результате прекращения совместных продаж – ИФ). Это бизнес. И "Белорусская калийная компания", хоть она и государственная, и наш "Уралкалий", хоть он и частный, должны сами, учитывая, что они работают на одном поле – на калийных удобрениях, координировать свои усилия на международной арене. Если, конечно, у них есть желание, а оно должно быть. И делать это надо, не выстраивая стен, чтобы максимально увеличить свою выгоду от реализации калийных удобрений. Они просто обязаны между собой встречаться и обсуждать различные варианты. Это их дело, от этого может зависеть эффективность их работы.

- Может ли нынешний спор о цене на газ привести к политическим осложнениям, как это было в прошлом десятилетии? Насколько чувствительно изменение цены на газ для белорусской экономики вследствие девальвации?

- У нас нет никаких споров о цене на газ. Соответствующим протоколом подтверждена формула образования стоимости: это стоимость добычи плюс транспортировка до Беларуси, и с этим никто не спорит.

Речь идет о пожеланиях, которые можно понять. Сейчас мировые цены - в первую очередь на нефть, а следом и на газ - резко падают вниз. В этой ситуации в структуре себестоимости снижаются затраты и может происходить снижение расходов, и именно в этой теме идет обсуждение.

Возможно, цена чуть-чуть и снизится. Цена два года назад была $270-280 за 1 тыс. кубометров, в прошлом году - $144, что в два раза меньше. Прошлогодняя среднеевропейская, для сравнения, была около $300 за 1 тыс. кубометров. Переговоры продавца и покупателя - это разумный и объективный подход, который удовлетворяет обе стороны.

- Как вы оцениваете перспективы реализации совместных российско-белорусских проектов в сфере военно-технического сотрудничества? Речь, прежде всего, идет о разработке новой боевой техники, а также лицензионном производстве российского вооружения на территории Беларуси по аналогии с тем, как это делается, например, с Индией.

- Я высоко оцениваю перспективы развития военно-технического сотрудничества между нашими странами. Эти отношения зашли настолько далеко, что предприятия военно-промышленного комплекса Беларуси имеют доступ в российский оборонный заказ, соответственно, российские предприятия – в белорусский оборонный заказ. То есть обе стороны работают как родные друг другу.

В значительной степени российская техника, то есть конечное вооружение, укомплектована белорусскими системами управления огнем, приборами наблюдения и так далее. Ведутся разговоры о производстве конечного продукта на территории Беларуси, на белорусском ВПК, что совершенно разумно. Есть движение, не буду углубляться в детали.

Думаю, Индия – это отдельный аспект, другая страна по объему вооружения и заказов, но и к Беларуси я не исключаю подобных подходов.

- Когда в Беларуси будет сформирована полноценная российская авиабаза? О планах создания такой базы было объявлено несколько лет назад, однако процесс затягивается. Чем это вызвано?

- Я думаю, процесс не затягивается, он находится в стадии обсуждения. Есть целый ряд реальных вопросов, я не летчик и не берусь рассуждать о скоростях, времени подлетов и других тонкостях. Пройдет время, и проект финиширует в ту или иную сторону - посмотрим, в какую именно. Думаю, нет смысла сейчас выносить его в повестку дня, ничего особенно страшного в мире нам не угрожает.

Беларуси пока удается роль турпосредника между РФ, Турцией и Египтом

- Оказывает ли посольство РФ в Минске содействие активизации туристических контактов между двумя странами? Если оказывает, то в чем это заключается?

- Мы внимательно присматриваемся к системе туризма в Белоруссии. Здесь чрезвычайно развит агротуризм, есть специальные документы, регулирующие данный вид туризма, и это очень интересное направление. Мы бы рекомендовали присмотреться к нему ряду регионов Российской Федерации - в частности, Калининградской и Псковской областям. Причем для развития не только международного туризма, но и для внутреннего туризма.

Поток российских туристов в Беларусь постоянно возрастает, а вот, кстати, количество жалоб на всякого рода нарушения уменьшается, особенно после подписания соглашения о равных правах россиян и белорусов. Хотя нарушителей всегда хватает.

- Как отразились недавние ограничения на отправку гражданам РФ в Египет и Турцию на динамике туристического потока? Были ли обращения российских туристов за консультацией в связи с безопасностью организацией подобных туров через Беларусь?

- Запретом это назвать сложно - скорее, российская сторона не рекомендует своим гражданам полеты в Турцию и Египет. Безусловно, это повлияло на загрузку белорусских авиакомпаний.

Часть россиян, которые считают подобные поездки безопасными, летают в Египет и Турцию, но уже белорусскими компаниями, так как российские прекратили полеты в эти страны. Если есть такое желание у россиян, несмотря на ограничения, - ничего не поделаешь, это их право и их ответственность.

Кстати, прямое авиационное сообщение между Россией и Украиной закрылось, и теперь большинство российских и украинских пассажиров летят с пересадкой в Минске, пользуясь услугами белорусских авиакомпаний. Для транспортного развития Беларуси, как и для туристического, это оказалось полезно: в 2015 году после небезызвестных турецко-египетских сюжетов поток российских туристов в Беларусь вырос.

Не знаю, заменила ли россиянам белорусская реальность египетские удовольствия, но такая трансформация произошла, и мы совершенно спокойно ее оцениваем. Все же Беларусь – братская, родная нам страна, наш вклад в ее экономику довольно весомый, российские граждане чувствуют себя более защищенными.

 

Фото: kremlin.ru, utd.by, mfa.gov.by, belarus.mid.ru

Тэги:

Добавить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.

Комментарии к статье

Добавить комментарий

Курсы валют

  • Доллар США1.9739
  • Евро2.0967
  • Российский рубль3.1207
  • Польский злотый4.7222
  • Украинская гривна7.6315
  • Китайский юань2.8594
  • Канадский доллар1.497