Человек, который изменил кинематограф. 5 открытий Квентина Тарантино

Скажем спасибо за маленькие радости: есть в современном кинематографе режиссеры, чьи работы никогда и ни за что не оставят нас равнодушными. Таких очень немного, на каждом континенте их можно пересчитать по пальцам одной руки. И этот парень, пожалуй, возглавляет список. Полвека отмечает сегодня величайший новатор в истории современного кино Квентин Тарантино. Портал Interfax.by благоговейно, по крупицам, собрал главные открытия великого режиссера.

Нелинейное повествование

Тарантино если и не открыл, то популяризировал необычную форму повествования в кино. «Бешеные псы», «Криминальное чтиво», «Убить Билла» – все эти фильмы созданы по системе «сначала ответы, потом вопросы». Влияние на Квентина в этом отношении (да и во многих других тоже) оказал Серджо Леоне и его «Однажды в Америке».

Только Тарантино пошел еще дальше. Он сумел сконцентрировать внимание зрителя на ключевых моментах сюжета, рассказывая и намекая на них весь фильм, но не показывая сами моменты.

Например, в «Бешеных псах» час с небольшим герои выясняют, кто их подставил во время ограбления – но само ограбление мы не видим.

Что находится в знаменитом дипломате Марселаса Уоллеса из «Криминального чтива»? Никто не знает, кроме самого Уоллеса и Винсента Веги – а сколько народу из-за этого погибло.

Эффект от такой манеры повествования усиливает нелинейность хронологии: битый час после просмотра можно обсуждать, что или кто повлиял на тот или иной поворот событий. И поэтому же многие работы Тарантино хочется пересматривать раз за разом.

Эстетизация насилия

Квентин Тарантино ворвался в большое кино в 1992-м. И его первый фильм «Бешеные псы» / «Прощайте, псы» стал настоящей бомбой. Еще бы, где это видано, чтобы хорошему парню отрезали уши и обливали его бензином без всяких купюр?

Короче, Тарантино нарвался на большую и очень скандальную славу. В следующем фильме, «Криминальное чтиво», стеснения еще меньше. Прямо в кадре насилуют босса мафии, мозги несчастного жулика, разбрызганные по всей машине, доставляют немало хлопот Джулсу и Винсенту (не говоря уже о Джимми, ведь его жена вот-вот вернется с дежурства, и что она скажет, увидев все это?!). А Миа Уоллес путает кокаин с героином – в результате этой сцены уже несколько поколений зрителей именно так представляют себе смерть от передозировки наркотиков.

А на фоне всей этой грязи – прекрасные диалоги о «лё биг-маках» и массаже ступней.

Отдадим должное Квентину: что бы там ни говорили, он не пропагандирует насилие. Жесткие сцены имеют вполне конкретную мораль: убивать, воровать, колоться и предавать – нехорошо. Апофеозом такой морали, вероятно, стал эпизод с кровью на белоснежном хлопке в «Джанго».

Великие актеры 90-х

Вот за это Квентину Тарантино большое человеческое спасибо. Если бы не он, кто знает, когда бы мы увидели в кино Сэмюэла Л. Джексона, Тима Рота, Майкла Мэдсена, Уму Турман, Стива Бусеми и иже с ними.

Вообще, у всякого режиссера есть свой набор любимых артистов. Но все названные, а также Харви Кейтель, Кристоф Вальц (за него Тарантино нужно дать медаль Конгресса) сформировали настолько крепкую и слаженную команду, что черная зависть поднимается даже у Тима Бертона, Джонни Деппа и Хелены Бонэм-Картер.

Классика рок-н-ролла

А вы спросите первого встречного: чьи фильмы запоминаются своим саундтреком? Наиболее просвещенные, вероятно, вспомнят все того же Серджо Леоне, но процентов 90 уверенно укажут на Квентина Тарантино.

Вы только представьте: этот парень сумел оживить рок-н-ролл, когда его уже чуть ли не официально похоронили. Классика в виде Чака Берри, конечно, не умрет никогда. Но кто такие Urge Overkill? The Tornadoes? The Statler Brothers? Вероятно, этих забыли даже сами американцы. Зато сегодня греческая народная мелодия Misirlou благодаря «Криминальному чтиву» получила новую, уже третью жизнь.

Добро пожаловать в грайндхаус

В 2007 году Тарантино снимает «Доказательство смерти». Фильм проваливается в прокате, потому что, по замыслу режиссера, идет в связке с картиной Родригеса «Планета страха». Народ в недоумении: зачем нам два фильма с таким количеством насилия и крови?

Никому и невдомек, что Квентин удумал возродить фильмы категории «В» – в том виде, в каком они существовали в Америке в 1960-90-е гг. Кинотеатры тогда показывали спаренные сеансы по цене одного. Это было связано с возрастающей конкуренцией телевидения, и мера была единственно возможной для выживания многих фильмов в принципе.

Но зрители 2000-х на это не повелись, и Тарантино пришлось разъединить две картины. В итоге «Доказательство смерти» все равно приобрело культовый статус, а вслед за ним другие режиссеры принялись снимать фильмы в стиле грайндхауса: «Мачете», «Бомжара с шотганом» и т.д.

Тарантино как-то сказал, что за свою жизнь снимет всего 10 фильмов, после чего уйдет на покой – на пике популярности, потому что не хочет устареть. Давайте-ка посчитаем: «Бешеные псы», «Криминальное чтиво», «Джеки Браун», «Убить Билла» (пусть будут сразу две части), «Доказательство смерти», «Бесславные ублюдки», «Джанго освобожденный». Эпизод из «Четырех комнат», пусть и, безусловно, гениальный, считать не будем. Итого семь фильмов. Осталось три. Всего три шедевра, а потом он уйдет.

Очень надеемся, что он передумает.

Юрий Костузик