09.09.2019 21:44
Путеводитель

Москва: гигантский рынок, которого нет. Записки цивилизованного гастарбайтера

Минчанка Юлия Кочубей, живущая и работающая в Москве, рассказывает о сфере услуг и торговли российской столицы. 

 Все мои экономические убеждения разбились в Москве у прах.

Что я, гуманитарий, знаю про рынок, который не базар? То, что рынок, а вовсе не госплан, самый лучший регулятор и производства, и сбыта. Что конкуренция заставляет работать лучше, бороться за клиента. И что только свободный рынок стимулирует экономику.

Прожив год в Москве я поняла, что в Москве нет рынка в учебном смысле слова. Потому что в Москве ... нет конкуренции. Здесь востребовано все  в неограниченном количестве. Хочешь научиться рисовать за час как известные мастера - есть "правополушарные курсы", где за час "разовьют твое правое полушарие, так что рисовать будешь как Репин или Шишкин"... Есть такая экзотика, как передвижная синагога, где делают обрезание. 

Этот необъятный рынок хорош для честного и нечестного предпринимательства, но не заставляет бороться за клиента, за потребителя. 

Несколько примеров: при переезде заказали грузчиков и фургон в компании грузоперевозок, с которой сотрудничал наш уважаемый работодатель. Фургон приехал вовремя, а грузчики на два часа позже. Посмотрели на объем работ и не слова не говоря развернулись и ушли. По телефону организатора перевозок сначала нам говорили, что ошибка вышла, а потом перестали снимать трубку. Гугл выдал сотни компаний, обещающих перевезти сию минуту все что угодно. В реальности: машин хоть завались, а грузчиков - НЕТ ВООБЩЕ! Так как на переезд был взят отгул, вариантов не было - пришлось мобилизовать местных дворников. Негативные отзывы и жалобы результата никакого не имели. 

Заказали в новую квартиру стенной шкаф и ящик для обуви, мило именуемой здесь калошницей. Замерили, заплатили вперед (по-другому здесь не работают), пришел мастер на два часа позже договоренного времени, осмотрелся и сказал, что ему не хватает деталей, все равно сегодня не сделает и ушел до завтра. По итогам работы мужская обувь в калошницу не помещалась. Сначала пытался меня убедить, что мужские туфли можно и бочком втиснуть. Переделал только через несколько дней. 

Стоимость парикмахерских услуг, маникюра-педикюра в районе 50+ евро в обычных салонах. Но быть уверенным в качестве нельзя. Даже  известные сети не могут дать гарантию, так как   большинство салонов работают по франшизе, а  качество услуг головной бренд  не сильно контролирует. Зато в радиусе  500 метров можно найти  несколько салонов. 

Стоимость услуг по ремонту может отличаться на порядок. Например, заменить молнию в  ателье по ремонту одежды в торговом центре мне предлагали за  2100 рублей ( по цене новой куртки), аналогичную услугу легко найти за  – 300 рублей. 

Несмотря на  то, что в Москве  работают все крупные агрегаторы такси: Яндекс, Gett, Uber, которые забрали 80%  заказов,  до сих пор есть свои клиенты у «бомбил» и  такси с вызовом по телефону. В прошлом году таксисты перевезли почти миллион пассажиров, так что – на всех хватило. У агрегаторов машины в основном новые, время подачи  редко превышает 5 минут, возможна безналичная оплата, есть детские кресла и много других опций. 

Рынок Москвы  с готовностью принимает  любые новинки. Самая последняя  фишка – каршеринг. За несколько лет Москва вышла на первое (!) место в мире по количеству автомобилей для каршеринга – их более 20 тысяч. Стоимость услуги – 5-7 рублей в минуту. Зарегистрироваться очень просто, даже иностранцу. Я лично это сделала за 10 минут. Но как и в случае такси, развитие этого направления было бы  затруднено без  совместных решений городских властей, ГИБДД и бизнеса. Например, таксистам разрешили пользоваться выделенными полосами движения, а автомобили каршеринга - бесплатно оставлять на всех платных муниципальных парковках. 

Права потребителя с одной стороны здесь отстаивать проще: во всех  случаях, когда покупатель потенциально прав  деньги возвращают клиенту сразу. Если вы купите просроченный или подпорченный товар, деньги вам вернут  без разговоров,  и даже  вручат какой-нибудь комплимент в качестве извинения. НО ... некачественный товар с полки не уберут. Потому что и на него найдется покупатель.