Здоровье / Разное

Врожденная непереносимость глютена оказалась заразной

Целиакия, довольно распространенное заболевание, при котором больному небходимо пожизненно соблюдать безглютеновую диету, считается наследственной. Однако в новом исследовании ученые обнаружили, что провоцировать ее развитие может безвредный реовирус, сообщает N+1 со ссылкой на статью, опубликованную в журнале Science.

Глютен или клейковина – это группа белков из семян злаковых растений, особенно много его в пшенице. Именно клейковина отвечает, например, за эластичность теста и его способность удерживать пузырьки газа. Благодаря этому у хлеба пористая текстура, а у штруделей очень тонкое тесто. Однако, при непереносимости глютена или целиакии употребление продуктов, содержащих глютен и похожие белки растений, вызывает сильный иммунный ответ и воспаление, повреждая ворсинки и вызывая атрофию слизистой оболочки тонкой кишки, из-за чего нарушается всасывание питательных веществ. Это наследственная болезнь, ей подвержены люди, у которых вариант гена рецептора антигенпредставляющих клеток (АПК) позволяет этому рецептору слишком плотно связываться с антигеном. Такие потенциально опасные варианты генов встречаются часто, например, в Северной Европе они есть у 30 процентов популяции, но само заболевание диагностируют только у 0,5-1 процента населения. Ученые предполагают, что на развитие целиакии влияет не только наследственность, но и другие факторы, в том числе ротавирусы и аденовирусы, вызывающие простуду.

В новой работе авторы решили проверить это предположение. Для этого они модифицировали две линии реовирусов, которые часто бессимптомно заражают человека, так, чтобы они оказались вирулентными для мышей. Обследовав лимфатические узелки кишечника зараженных грызунов, ученые выяснили, что один из вирусов, T1L, вызвал масштабные изменения в синтезе РНК.  Из-за этих изменений дендритные клетки, которые отвечают за толерантность иммунной системы к пищевым антигенам, начали вызывать воспаление при приеме модельного антигена.

Чтобы узнать, как реовирус влияет непосредственно на развитие целиакии, исследователи ввели вирус мышам с таким же вариантом гена рецептора АПК, как у предрасположенных к целиакии людей. У зараженных мышей, которых кормили глиадином, основным компонентом глютена, вирус спровоцировал потерю толерантности к белку и гиперчувствительность слизистой.

Таким образом, ученые впервые показали, что вирусы, даже безобидные на первый взгляд, могут влиять на возникновение непереносимости глютена и, возможно, других пищевых аллергий.

Целиакию можно диагностировать с помощью теста на антитела или биопсии. А расположенность к ней – с помощью генетических тестов, которые в США теперь могут купить и конечные пользователи.

Тэги: