Наука и Технологии / IT-бизнес

ОБОБЩЕНИЕ: Яндекс скачал приложение конкурента

Сервисы онлайн-заказов за последние несколько лет фактически создали рынок перевозок в крупных городах заново. Теперь пришло время меняться самому рынку онлайн-сервисов.

Волна "уберизации", которую оседлал "Яндекс", сделала возможным то, во что еще недавно сложно было поверить: всего лишь объединив два конкурирующих приложения для смартфонов, можно создать компанию, сопоставимую по стоимости, например, с "Аэрофлотом".

Два крупнейших игрока рынка онлайн-такси "Яндекс.Такси" и Uber создают абсолютного лидера, фактически претендуя на роль монополии на высококонкурентном рынке онлайн-такси. Сделка стала неожиданностью для инвесторов, которые ожидали от "Яндекса" менее революционной модели развития этого бизнеса - привлечения в "Яндекс.Такси" миноритарного финансового партнера. Это неожиданный поворот и для Uber, который за последние три года потратил около $170 млн на экспансию в России и соседних странах.

Аналитики отмечают, что конкуренция с крупным локальным игроком, который готов терять маржинальность, вкладывая миллионы долларов в маркетинг и агрессивную ценовую войну, привели Uber к положению, в котором компания оказалась некоторое время назад в Китае. В августе 2016 года Uber продал местное подразделение UberChina конкуренту Didi в обмен на 20% акций Didi и инвестиции в $1 млрд в бизнес.

Новость о сделке с Uber была положительно оценена инвесторами: капитализация "Яндекса" на Московской бирже выросла на 16%.

Наверняка с удовлетворением ознакомились с сообщением о сделке и в столичном правительстве: если "Яндекс" чиновники приводят в пример конструктивного взаимодействия, то Uber традиционно считался "изгоем", договориться с которым можно только посредством судебного решения.

YANDEX GETS UBER

Сделка с "Яндексом" отличается от сделки Uber с китайским конкурентом. В России будет создана новая компания, но в чем условия двух сделок похожи, так это в том, что Uber отказывается от контроля. В объеденной компании 59,3% будут у "Яндекса", Uber оставит себе 36,6%, еще 4,1% будут принадлежать сотрудникам двух компаний.

Сделка также предусматривает так называемое "роуминговое соглашение" во всех странах, где работают компании (прилетев в Лондон или Бангкок, можно будет из приложения "Яндекс.Такси" заказать Uber, а туристы из Парижа смогут заказать "Яндекс.Такси" из приложения Uber). Однако это условие может стать препятствием для зарубежной экспансии компании, считают опрошенные "Интерфаксом" аналитики.

Новая компания получит совокупно инвестиции в размере в $325 млн, $225 млн вложит Uber и $100 млн - "Яндекс". Сам объединенный бизнес оценивается в $3,725 млрд (данные приводит "Яндекс"). Впрочем, аналитики "Ренессанс Капитала" в своем обзоре называют цифру "преувеличенной", оценивая бизнес лишь в $1,4 млрд.

"Рынок находится на очень ранней стадии, и в ближайшей перспективе компания, скорее всего, продолжит субсидировать поездки, чтобы повысить уровень проникновения. По нашим оценкам, объединенный бизнес потеряет $80 млн в 2018 году (против потери в $70 млн со стороны только "Яндекс.Такси" в 2017 году)...Таким образом, сегодняшняя оценка в размере $3,725 млрд кажется нам преувеличенной", - отмечают аналитики инвестбанка.

Возглавит компанию генеральный директор "Яндекс.Такси" Тигран Худавердян. Пока у компании нет названия, "Яндекс" обещает раскрыть эту информацию "позже".

Uber настаивает, что сделка не является поглощением со стороны "Яндекса". Представители Uber займут три из семи мест в совете директоров совместной с "Яндексом" структуры, у российской компании будет четыре места в совете.

Кроме того, после закрытия сделки оба приложения для заказа поездок "Яндекс.Такси" и Uber по-прежнему будут доступны пользователям. Однако таксопарки и водители перейдут на единую технологическую платформу. "Это позволит увеличить количество доступных для выполнения заказов машин, сократить время их подачи, снизить холостой пробег, повысить надежность и доступность сервиса в целом", - пояснили в компании.

Как ожидается, сделка будет закрыта в IV квартале 2017 года. Сделка одобрена советами директоров Uber и "Яндекса". Она также подлежит согласованию с регулирующими органами.

"Сочетание местной экспертизы "Яндекса" в поиске, картах и навигации с нашим ведущим мировым опытом в области райдшеринга позволит нам создавать лучшие локальные услуги и обеспечивать надежную альтернативу автомобильной собственности в регионе", - говорится в письме сотрудникам руководителя бизнеса компании в регионе Европа, Ближний Восток и Африка Пьера-Димитрия Гор-Коти.

В ходе телефонной конференции с аналитиками финансовый директор "Яндекса" Грег Абовски отметил, что компания не исключает IPO объединенного бизнеса или привлечения инвестора в долгосрочной перспективе.

ЗАБЫТЬ О 99 РУБЛЯХ?

"Яндекс.Такси" и Uber - крупнейшие в России сервисы по онлайн-заказу такси, а объединение бизнесов приведет к появлению абсолютного лидера на рынке, считает аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин. Объединенная компания будет работать в 127 городах в шести странах, включая Армению, Азербайджан, Беларусь, Грузию и Казахстан.

Однако говорить о монополизации рынка такси нельзя, отмечает аналитик "Открытие Капитала" Александр Венгранович. "Компания Fasten, которая в мае этого года объединилась с RuTaxi под единым брендом и в одну акционерную структуру Fasten, имеет долю рынка выше, чем у "Яндекс.Такси" и Uber", - отмечает он.

"Да, создается крупнейший игрок, но в целом лидером на рынке заказа такси они не станут, лидерство будет лишь в сегменте онлайн-заказа, тогда как Fasten работает по заказу по телефону в основном", - добавил аналитик. По его оценке, доля рынка "Яндекс.Такси" в России составляет 6%, у Uber - 3%, а доля Fasten - около 10%.

При этом эксперты сошлись во мнении, что в результате объединения основной конкурент компаний - сервис Gett - превратится в нишевого игрока. Сам Gett не стал комментировать новость.

Комментарии тех самых регулирующих органов, одобрение которых нужно получить для закрытия сделки, звучат пока не слишком воодушевляюще.

Глава ФАС Игорь Артемьев заявил журналистам, что теоретически сделка может нести угрозу конкуренции. "Некоторое представление мы имеем о том, что у нас три основных агрегатора, если два из них собираются слиться, то это, конечно, отдельный рынок, и угроза ограничению конкуренции, несомненно, здесь присутствует", - сказал И.Артемьев.

"Чтобы говорить о том, можно ли сливаться, нельзя ли сливаться, для этого нам нужно посчитать количество клиентов, нам нужно посмотреть количество поездок, нам нужно посмотреть цены, то есть мы должны приступить к рутинной, общей для нас процедуре анализа рынка, и соответствующее ходатайство тоже получить", - отметил он.

"Если сегодня Uber и "Яндекс.Такси" ходят соединиться, значит, это их замечательное желание, но у государства есть закон о защите конкуренции, соответственно, через призму этого закона эта сделка должна быть рассмотрена, и мы будем заниматься. Они, наверное, готовятся к тому, чтобы подать нам ходатайство, в общем, решили немножко рассказать вперед перед этим, это их законное право. Мы особо не переживаем, если придется разрешать сделку, значит разрешим, второй вариант - откажем, а третий - разрешим с предписанием", - заключил И.Артемьев.

Игроки рынка в основном положительно оценивают консолидацию рынка, но в целом не видят для себя серьезных изменений или последствий для бизнеса.

По мнению директора по корпоративным отношениям Fasten Александра Костикова, на рынке ожидается масштабная консолидация, и через пару лет останется только два-три крупных сервиса. "Мы были первыми, объединив RuTaxi и Fasten, и сформировали крупнейшего агрегатора. Теперь появился еще один игрок сопоставимого объема на этом рынке", - говорит он.

Новость крайне позитивна для бизнеса "Яндекса", считают опрошенные "Интерфаксом" аналитики банков, так как сделка приведет к рациональному уровню конкуренции, менее агрессивной ценовой политике. "Для обеих компаний хорошо, потому что они прекращают жестко конкурировать. Те деньги, которые они сжигали на компенсации водителям и промо-поездки, возвращаются в виде хорошего роста выручки и маржи", - считает С.Либин.

По оценке "Открытия Капитал", выручка "Яндекс.Такси" по итогам 2018 года составит 8,5 млрд рублей, а с учетом консолидации Uber она вырастет еще на 4 млрд рублей. На показатели 2017 года сделка вряд ли окажет значительно влияние, так как сделка будет закрыта лишь в IV квартале, показатели Uber будут консолидированы позже. По итогам 2016 года выручка "Яндекс.Такси" составила 2,3 млрд рублей.

Кроме того, сделка позволит повысить рентабельность бизнеса, а к 2018-2019 году вывести показатель скорректированной EBITDA в плюс (по итогам 2016 года "Яндекс.Такси" получит отрицательный показатель скорректированной EBITDA в 2,1 млрд рублей).

"Я думаю, нам удалось найти формулу, как выращивать "единорогов" в большой компании. Три главных компонента - талантливая и смелая команда, экономическая свобода и технологии "Яндекса". Два года назад мы выделили "Яндекс.Такси" в отдельную компанию и дали максимум свободы. Эксперимент с "Яндекс.Такси" превзошел многие наши ожидания, и уверен, что это точно не последний пример", - заявил сооснователь и генеральный директор Яндекса Аркадий Волож, чьи слова приводит пресс-служба компании.

Всего, по данным "Яндекса", компании суммарно обеспечивают более 35 млн поездок в месяц, и их количество выросло на 400% год к году. Аналитики отмечают, что 50% поездок приходится на Uber.

Оздоровление рынка в свою очередь приведет к "безусловному" росту тарифов для потребителей, указывают аналитики. "Можно забыть о 99 рублях за поездку", - говорит С.Либин, отмечая при этом, что цены изменятся не сразу и не быстро.

"Любые решения объединенной компании, ведущие к повышению тарифов для таксопарков, приведут только к перетеканию партнеров и водителей к компаниям-конкурентам, что окажет негативное влияние на качество сервиса. Вряд ли "Яндекс" и Uber этого не понимают", - указывает председатель общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова.

"Тарифы рано или поздно вырастут, не секрет, что крупные агрегаторы доплачивают и субсидируют поездки и теряют большие деньги на этом, особенно такая конкуренция в больших городах была между "Яндексом" и Uber. Но нужно отметить, что драматичного роста цен ждать не стоит", - полагает А.Костиков из Fasten.

Пока "Яндекс" никак не комментирует возможное изменение тарифов, в Uber при этом утверждают, что не ждут никаких изменений.

ПРИЯТНЫЙ БОНУС

Сделка между "Яндексом" и Uber предполагает также переход сервиса доставки еды UberEATS в объединённый бизнес.

Таким образом "Яндекс" открыл себе путь на рынок доставки еды, на котором на сегодня закрепился главный конкурент компании по основному бизнесу - Mail.ru Group.

"Мы планируем дальше развиваться в направлении доставки еды, однако пока не готовы рассказать о детальных планах по развитию сервиса", - сообщили "Интерфаксу" в "Яндексе".

Mail.ru Group с прошлого года активно развивает сегмент foodtech, компании сейчас принадлежат крупнейшие сервисы доставки еды в стране - Delivery Club и ZakaZaka. Uber запустил в России свой сервис доставки еды лишь феврале 2017 года и работает только в Москве, к сервису подключено несколько сотен московских ресторанов, так что в нынешнем виде вряд ли UberEATS представляется серьезным конкурентом на этом рынке. Однако не исключено, что "роуминговое соглашение" между "Яндексом" и Uber впоследствии распространится и на рынок доставки еды. UberEATS работает более чем в 20 странах (около 60 городов), партнерами сервиса являются 30 тыс. ресторанов по всему миру.

Добавить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.

Комментарии к статье

Добавить комментарий

Курсы валют

  • Доллар США1.9405
  • Евро2.3295
  • 100 Российских рублей3.3389
  • 10 Польских злотых5.4463
  • 100 Украинских гривен7.4086
  • 10 Китайских юаней2.952
  • Канадский доллар1.5849