Общество / Образование

Цифры приема в вузы на бюджет будут сокращаться

Систему образования Беларуси уже вряд ли будут сотрясать глобальные реформы, но число бюджетных мест в вузах будет сокращаться, считают эксперты.



"Оптимизация объемов и структуры подготовки кадров в Беларуси в 2013 году будет продолжена. Контрольные цифры приема по сравнению с 2012 годом будут сокращены на 1,7 тыс. бюджетных мест, из них на дневной форме обучения - на 0,8 тыс.", - сообщили агентству "Интерфакс-Запад" в министерстве образования Беларуси.


Там также подчеркнули, что в этом году около 20 непрофильных вузов республики вообще не будут осуществлять прием на первый курс по ряду экономических специальностей.


Данную ситуацию эксперты объясняют тем, что "в этом году по сравнению с прошлым будет меньше количество выпускников 11-х классов общеобразовательных школ". Во-вторых, по словам экспертов, по ряду вузовских специальностей "в стране произошло перепроизводство кадров". "По сути, государство на протяжении ряда лет тратило деньги на подготовку невостребованных юристов, экономистов, педагогов", - говорят эксперты.


Отмечая "жизненную необходимость" сокращения числа бюджетных мест в вузах по ряду специальностей, в Минобразования подчеркивают, что "при сокращении показателя общего приема продолжится перераспределение бюджетных ресурсов на востребованные, высокотехнологичные специальности". В данной связи там отметили, что, по предварительным данным, "набор студентов в этом году на юридические специальности будет сокращен на 7-10%, на экономические - на 15-20%, на педагогические - на 14-15%, на гуманитарные - на 15-20%".


Вместе с тем, сообщили в министерстве, увеличится количество мест в вузы на "высокотехнологические специальности, на естественные науки, по специальности "архитектура и строительство". "На востребованные специальности в среднем на 7- 15% увеличится набор в вузах", - уточнили в Минобразования.


Специалисты уверяют, что сокращение цифр набора в вузы не повлияет на общую картину приемной кампании и не создаст препятствий для получения высшего образования. "Планируется, что в этом году почти 24 тыс. абитуриентов будут приняты на дневную форму обучения и почти 7 тыс. - на заочную, а это более 50% от числа всех выпускников 11-классов", - отметили в министерстве.


Эксперты также подчеркнули, что "время глобальных реформ в системе образования прошло". "В этом году даже в правилах приема в вузы ничего меняться не будет", - сказали они.


Плохо учились в школе?


Эксперты прогнозируют традиционно низкий уровень знаний выпускников при ответах на вопросы централизованного тестирования.



"Есть основания полагать, что почти треть участников ЦТ не смогут набрать минимальных проходных баллов для того, чтобы поступать в вузы", - говорят в Минобразования. По словам экспертов, анализ прошлых лет показывает, что и в этом году около 30% участников ЦТ не наберут необходимых проходных баллов.


По их мнению, "это достаточно четкий посыл к тому, чтобы абитуриенты, которые рискуют попасть в данную категорию, подумали о том, что им гораздо разумнее ориентироваться на средние специальные учебные заведения".


Эксперты в сфере образования признают проблему "излишней популярности высшего образования у населения". "В этой ситуации правильнее говорить не о самой идее получения специальности в вузе, а именно о самом процессе обучения в институте или университете", - пояснили собеседники агентства. "Многие идут проступать в вузы, уже заранее зная, что не поступят. Получается процесс ради процесса", - продолжили они.


"Эти тенденции подтверждают и факты откровенного хулиганства и хамства, которые случаются во время ЦТ каждый год.


Некоторые вчерашние школьники приходят на испытания ЦТ только ради того, чтобы самовыразиться в плохом смысле этого слова", - отметили эксперты. "Чтобы решить эту ситуацию, даже правительству пришлось принимать специальное постановление, кающееся абитуриентов-хулиганов. В соответствии с документом, который принят в мае текущего года, абитуриенты, написавшие нецензурные слова на бланках ответов централизованного тестирования, не получат сертификаты ЦТ и не смогут продолжить участие во вступительной кампании", - напомнили они.


Надо найти причину низких знаний


Министерство образования Беларуси и Национальный институт образования должны найти причину низкого уровня знаний, которые абитуриенты демонстрируют на централизованном тестировании, данное мнение высказал агентству "Интерфакс-Запад" источник в системе Минобразования.



"Необходимо проанализировать ситуацию с низким уровнем среднего балла по ряду предметов на централизованном тестировании. Уже традиционными на протяжении последних лет стали невероятно низкие результаты тестирования по математике, физике", - отметил эксперт.


"Нужно уже задумываться, что или кто в этом все-таки виновен - суперзавышенные по своей сложности тесты, либо в школах учат настолько плохо, что по физике абитуриенты не знают даже пятой части материала", - подчеркнул собеседник агентства.


В подавляющем большинстве случаев, продолжил он, "придется признать - абитуриенты просто не знают физики, математики, языка, литературы, истории". "Но здесь напрашивается другой вопрос - не могут же по всей стране быть плохие дети или плохие учителя", - сказал специалист.


"Может быть причина такой, как говорили в советские времена, тотальной неуспеваемости, в отечественных учебниках, где подача материала такова, что не только школьники не в состоянии понять и усвоить материал, но многие учителя порою не до конца понимают то, что им приходится объяснять", - отметил он.


При этом эксперт считает целесообразным "поднять результаты ЦТ тех лет, когда дети еще учились по старым отечественным и российским учебникам", пояснив, что "тогда результаты ЦТ были гораздо выше".

Читать комментарии к статье

Добавить комментарий11 комментариев

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.

Комментарии к статье

lhk_(11.06.2013 12:26):

не реклама, сам готовился по этим книгам

Сканави - моя подподушная книга в школьные годы. Розенталь - настольная до сих пор.

Видел тут поднимали вопрос "плохих учебников"
Раз уж на то пошло, то не учебники плохие, а, видимо, учителя.
Начиная с 5го класса моя учительница по агнлийскому (в школе с базовым изучением) говорила, что эти учебники никуда не годятся и предложила нам (точнее нашим родителям) купить хорошие. Так и сделали. По математике в 7м классе нам учительница просто выдала по книжке на пару с "задачками повышеной трудности" (на школьные учебники по математике своего времени я не жалуюсь, а наоборот...книгу Атанасяна по геометрии 7-9 класс до сих пор считаю лучшей). В старших классах тоже по рекомендации (а иногда и по настоянию) учителя покупали дополнительные книги.

Ну и потом, кто мешает самому купить книжку Сканави по математике? Савченко или Мякишева по физике? Розенталя по русскому языку? (не реклама, сам готовился по этим книгам, самому прорешать всего Савченко 2-3 раза - более чем достаточно чтобы сдать ЦТ по физике на 70 баллов).

АЛОЭ(09.06.2013 14:13):

я поняла только в 11 классе. За один год овладеть всей учебной программой для меня сложно.

Ну Вы же, наверное, еще в 9 классе представляли, по каким предметам будете сдавать ЦТ. Я с 9 класса активно начал углублять знания в физике и математике, т.к. четко представлял, что пойду в технический ВУЗ. Проблемы были с русским, его я начал учить за полгода до ЦТ. Не самым лучшим образом, но ЦТ на 51 балл смог написать. Тут надо отблагодарить моего учителя русского языка, просто золотая женщина. А все остальные школьные предметы, так сказать, для эрудиции, можно и после сдачи ЦТ подтянуть. Сейчас не надо делать упор на всю учебную программу, а только не те 3 предмета, которые надо сдавать.

Уважаемый srg!
Я вам искренне завидую. Ну вот правда! Но мы с Вами учились в разных школах. Я написала про свою. Есть несколько предметов по которым реально гоняли и знания остались. Но таких предметов 4-5 из всех. На других уроках было так: учитель приходит в класс и говорит писать конспект параграфа. Оценка ставится за конспект и, естественно, она хорошая. На контрольной работе учитель ковыряется в своих бумажках, а дети спокойно "скатывают". Факт, что зубрить нужно самой, я поняла только в 11 классе. За один год овладеть всей учебной программой для меня сложно.

Во-первых, это было четыре года назад, но стоит учесть, что с каждым годом ситуация усложняется. Я прочитал все комментарии, уверен, что все правы. Однако я повторю, что основной упор нужно делать государству. Безусловно, согласен, что всё зависит и от ученика, каким его отношение будет к учебе, например. Но школьник не может решить, какие учебники выпускать, какие зарплаты давать учителям, какие отношения должны быть с разными странами, чтобы сотрудничать в целях учебы, например...ведь согласитесь. А у нас пока все всё крушат, ломают, портят, грабят...

АЛОЭ(07.06.2013 18:26):

Современная школа знаний не дает.

Ерунда! Я закончил школу 4 года назад. Поступил в ВУЗ на бюджет без репетиторов и курсов. Все школа нормально дает, просто ученики брать не хотят.
Согласен, что система образования у нас не самая лучшая, но не стоит скидывать не нее безграмотность и низкие проходные балы.

"Надо найти причину низких знаний". Что тут искать-то? Современная школа знаний не дает. Это я как выпускница говорю. У нас в школе считается, что если предмет нужен для цт, то сможешь подготовиться и сам (с репетитором, на курсах и т.д.). А урок вести вообще не обязательно!

В период советских учебников средняя зарплата по образовании в СССР была около 240 рублей при средней по стране около 200. Сейчас средняя по образованию в 1,4 раза меньше чем средняя по стране. Поэтому можно отменять или вводить тесты, возвращать старые или создавать новые инновационные учебники, вводить и выводить болонскую систему и маяться еще неясно чем. В советское время учителя и преподаватели, уважаемые в обществе люди, реально думали об образовании. А сейчас они реально думают о выживании. Тут не до высоких материй, вроде образования. Да и какая ценность образования, если кандидат наук получает 2,4 млн на ставку.

Наконец-то и до "источников в Минобразования" дошло, что учебники никуда не годятся. Глядишь, лет через двадцать поймут, какую роль сыграло повсеместное введение тестов, где надо и где не надо. А там и века не пройдет, как сообразят, что электронные средства обучения тоже нужно применять ограниченно и с умом.

Не нужно ничего отключать детям. А тем более, не нужно таким образом искать причину понижения знаний в РБ, как делает сейчас наше государство. Исходя из Вашего примера давайте тогда отберем у взрослых алкоголь, сигареты. Давайте отберем у взрослых машины, чтобы они не засоряли нам воздух или количество жертв было меньше. Это не выход. Мир ведь совершенствуется.
А дело все в том, что само государство просто не в состоянии регулировать эти процессы, эти проблемы. Ведь Сами подумайте, какое отношение государства к одному человеку, такое отношение от этого одного человека идет к другому. Хорошее - значит, все хорошо. Плохое - плохо. Вот это и есть та самая лесенка.
Я учусь в школе, которую заканчиваю в этом году, через несколько дней. Я советуюсь со многим людьми о своем будущем. Что касается учебы, то я сам контролирую себя, когда мне учиться, а когда засесть в компьютер. Однако я научился этому у хороших людей, у своих родителей. Они меня учили.
Суть в том, что государство не там ищет причину ухудшения знаний. Государство ползет не по той лесенке.
Мнений много, а вот взаимоотношения между людьми должны не ухудшаться.

просто сейчас дети только и делают ,что сидят за компами,разве не так??до учебы им дела нет.Правильно,зачем че тупо сидеть над учебниками если есть КОНТАКТ!!!!!! люди сутками сидят (((примеров вокруг уйма!!!!!чтобы детей хоть как- то стимулировать придеться компьютеры,телевизоры отключать и тогда от безысходности они начнут учиться((((

Добавить комментарий

Курсы валют

  • Доллар США1.955
  • Евро2.3075
  • 100 Российских рублей3.3984
  • 10 Польских злотых5.4368
  • 100 Украинских гривен7.3635
  • 10 Китайских юаней2.9528
  • Канадский доллар1.5649