Стиль жизни / Как это было

Какие секреты скрывает минский знак «нулевого километра»?

За полтора десятка лет существования знака «Начало дорог Беларуси» большинство жителей и гостей Минска не разгадали и половины его секретов, видимых невооруженным глазом и скрытых. По «нулевому километру» можно изучать не только географию, но и историю страны. Портал www.interfax.by по случаю 15-летия с момента установки знака раскрывает некоторые тайны одной из достопримечательностей Минска.


Символ — символичнее некуда


Знак в форме пирамиды  был открыт на Октябрьской площади Минска 2 июля 1998 года. И не просто не площади, а на ее центральной оси.


А ведь он мог бы иметь совсем другой вид и другую «прописку». Данный вопрос решался на самом высоком уровне.


Как рассказывал позднее один из авторов «Начала дорог Беларуси» архитектор Армен Сардаров, знак в виде каплицы предполагали  установить недалеко от почтамта. Или — плиту с соответствующими надписями, но уже на площадке между Центральным Домом офицеров и зданием Администрации президента. В конце концов был выбран нынешний вариант.


В далеком 1795 году возле центральной почты Минской губернии был установлен столб с нулевой верстой. В конце ХХ века на проспекте Франциска Скорины (тогда главную улицу Минска еще не переименовали в проспект Независимости) вкапывать столбы было, по большому счету, негде. А вот пирамида, да еще на только что подвергшейся глобальной реконструкции Октябрьской площади, как символ вечности и мудрости (или как знак гармонии земли и неба — уж кому как больше нравится), пришлась как нельзя кстати. Гранит, использованный при изготовлении знака «Начало дорог Беларуси», был привезен из Португалии.


Правильная ориентация


Принято считать, что от знака «нулевого километра» осуществляется отсчет расстояний во все стороны от столицы. На первый взгляд, названия городов на платформе в основании «Начала дорог Беларуси» расположены хаотично. Ан нет: все в соответствии со сторонами света, которые обозначены на бронзовых накладках у ребер пирамиды. На востоке — Москва, Могилев, Бобруйск, Быхов и другие населенные пункты; Брест и Варшава — на юго-западе и т.д.


Кстати, большой привет поклонникам кинокомедии «Бриллиантовая рука». Если посмотреть на север, то примерно в 50 метрах от знака «Начало дорог Беларуси» находится биозаведение, хоть и не обозначенное буквами «М» и «Ж», но выполняющее те же функции, что и объект рядом с киношным рестораном «Плакучая ива».


Классики и современники


На гранитной пирамиде укреплены бронзовые украшения-картуши. Надпись на первом из них гласит на латыни: «Дорога — это жизнь». На втором — карта Беларуси, на третьем — надпись «Начало дорог Беларуси». А вот на четвертом — нет, не стихи белорусского поэта Якуба Коласа, как писали в свое время журналисты, а лишь три строчки из поэмы «Новая зямля»: «Дарогi, вечныя дарогі!.. Няма канца вам, ні супыну, вы жывы кожную часіну».


Три строчки — это, конечно, емко, но между ними были и другие:


«Дарогі, вечныя дарогі!


Знаць, вам спрадвеку самі богі,


Калі красёнцы жыцця ткалі,


І вашы лёсы вызначалі,


Няма канца вам, ні супыну;


Вы жывы кожную часіну».


Разумеется, было бы нелогично на знаке «нулевого километра» приводить и другие, менее торжественные строчки из того же отрывка произведения народного поэта Беларуси:


«Дарогі, цёмныя дарогі!


Вы так маўклівы, вы так строгі!


Хто вас аблічыць? Хто вас змерыць?


Хто вашы звівы ўсе праверыць?


Хто вашы ходы абшукае?


Бо ўсё сваю дарогу мае!»


Так что после визита к знаку на Октябрьской площади есть повод перечитать классика.


Авторство видно сразу


Авторы знака на Октябрьской площади увековечили не только бессмертные строчки Якуба Коласа, но и свои имена. Для тех, кто не знает: достопримечательность «подарили» Минску архитектор Армен Сардаров, скульптор Александр Финский и художник по металлу Виктор Заведеев.


Идея создания «Начала дорог Беларуси» принадлежала председателю Комитета по автомобильным дорогам при Минтрансе РБ Александру Минину.


Не менять же таблички каждый год!..


Символично, но знак «нулевого километра» стал своеобразным памятникам глобальным преобразованиям дорожного ведомства страны.


В 1973 году в БССР было создано Министерство строительства и эксплуатации автомобильных дорог. Во второй половине 1995-го в соответствии с указом главы государства Миндорстрой приостановил свою деятельность, его функции передали Министерству строительства и архитектуры. При этом собственность дорожной отрасли разделилась на республиканскую и коммунальную. А в 1996-м при Министерстве транспорта и коммуникаций был создан Комитет по автомобильным дорогам с правом юридического лица.


После появления знака «Начало дорог Беларуси» реорганизация отрасли продолжилась. В сентябре 2001 года вместо Комитета по автомобильным дорогам при Минтрансе был создан Департамент «Белавтодор». А с 1 июля 2013 года и он канул в Лету как юридическое лицо. Вместо него в составе Министерства транспорта и коммуникаций создано Главное управление автомобильных дорог со штатной численностью 16 человек.


Сейчас на рассмотрении правительства находится вопрос о создании холдинга дорожных организаций. Если данное решение будет принято, то полномочиями управляющей компании будет наделено РУП «Белавтодор» (это предприятие уже зарегистрировано).


А вот на «нулевом километре» история застыла: на металлической табличке — белавтодоровская эмблема и надпись «Комитет по автомобильным дорогам». История!..


Кто или что защищает достопримечательность?


Покушение на главную достопримечательность Октябрьской площади было совершено вскоре после открытия знака «Начало дорог Беларуси» — летом 1998-го. Трое молодых людей, которым не было 18 лет, прихватили несколько бронзовых деталей в качестве сувениров. И были пойманы сотрудниками правоохранительных органов.


Не обремененным мозгами юношам «впаяли» злостное хулиганство, а вещественные доказательства вернули авторам — для восстановления знака и его доработки. Детали покрепче приварили к основанию. А Октябрьская площадь со временем в вечерние часы получила более яркое освещение. Более того, установленные на главном проспекте Минска многочисленные видеокамеры наблюдения сделали любую попытку поиздеваться над знаком заведомо провальной.


***


После Минска знаки «нулевых километров» появились и в других городах Беларуси: в областных и даже районных центрах. Но минский все же был первым.


15 лет — не такой уж большой срок. Тем не менее, для многих жителей столицы знак «Начало дорог Беларуси» давно стал одном из символов нового времени. Символом намного более приятным, нежели бетонные громадины зданий, вырастающие в историческом центре белоруской столицы.


Александр Нестеров


Фото автора

Читать комментарии к статье

Добавить комментарий4 комментария

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.

Комментарии к статье

Ну почему же почтамт - непременно единственное место, да ещё и "во всех странах"? Ратуша, мэрия, city hall, центральный сквер... О чём договорятся, то и используют в качестве нулевой отметки.

почтамт -- единственное место, от которого во всех странах отсчитывают нулевой километр

omni(02.07.2013 13:50):

Зайдите в здание главпочтамта - внутри настоящий нулевой км в виде струны по центру. Почтамт - логичное начало дорог а не этот кич на площади.

Почтамт — конечно, логичнее и с исторической точки зрения. Ну, уж как сложилось — так сложилось. В конце концов, фразу "символ нового времени" можно понимать и более широко, не правда ли?

Зайдите в здание главпочтамта - внутри настоящий нулевой км в виде струны по центру. Почтамт - логичное начало дорог а не этот кич на площади.

Добавить комментарий

Курсы валют

  • Доллар США2.062
  • Евро2.3119
  • 100 Российских рублей3.2085
  • 10 Польских злотых5.4259
  • 100 Украинских гривен7.7981
  • 10 Китайских юаней2.9769
  • Канадский доллар1.5373