Бизнес / Новости компаний

Как легально заработать на чужом бренде

Белорусскому предпринимателю может потребоваться всего $5-8 тыс. общих вложений, чтобы получить готовый бизнес со всеми наработками и уже известным на рынке именем. Такую цифру озвучила руководитель Ассоциации франчайзеров и франчайзи "Белфранчайзинг" Ольга Леонтьева.

Разумеется, эта сумма может очень серьезно колебаться в зависимости от конкретного проекта. Самые дорогие франшизы в белорусской практике преодолевали планку в $300 тыс.

За деньги, вложенные предпринимателем в покупку франшизы, и определенную часть будущих доходов, он получает от компании-владельца бренда не только право работы под этой маркой. Ему передается и полное описание технологии работы (включая, при необходимости, рекомендации по проверенным практикой поставщикам и т.п.).

Схема очень привлекательна для обеих сторон по ряду причин.

Для франчайзеров – компаний, предоставляющих право использования своего бренда – это возможность быстрого развития, захвата рынка и распространения влияния собственной торговой марки. Помимо этого – отсутствие необходимости инвестировать денежные средства и заниматься непосредственным управлением торговой точкой.

Для франчайзи, предпринимателей, покупающих право пользования чужой торговой маркой, такая форма бизнеса также имеет множество преимуществ. Среди основных достоинств франчайзинга следует отметить надежность таких инвестиций: в отличие от бизнеса, начатого с нуля, в этом случае статистика о восьми закрывающихся из десятка предприятий в первый год не актуальна. Определенные риски, разумеется, есть, однако они гораздо ниже – примерно в десять раз. Также в случае с франшизой предприниматель получает точные данные о размере инвестиций, требуемых для начала бизнеса. Франчайзи не нужно беспокоиться, что первоначальная сумма, заложенная в бизнес-модель, вырастет в разы, как часто бывает при создании компании с нуля.

"Потенциальными франчайзи могут стать как лица, ранее не имевшие опыта в бизнесе, так и действующие предприниматели и компании. В первом случае обычно возникает желание стать самостоятельным, приходит усталость от позиции наемного работника или нежелание продолжать текущую деятельность. Отсутствие практического опыта в организации и управлении бизнесом вынуждает таких кандидатов искать наименее рискованные способы начала бизнеса. Франчайзинг – наиболее распространенный среди таких способов, – рассказала www.interfax.by руководитель Ассоциации "Белфранчайзинг".

"Во втором случае действующие предприниматели или компании могут поставить перед собой цель диверсифицировать инвестиции и источники доходов или увеличить свое влияние в существующей сфере бизнеса. Иногда предприниматели хотят стать частью широко известного успешного сетевого бренда. Хорошо осознавая временные, трудовые и финансовые затраты на запуск нового направления в бизнесе, такие кандидаты также могут сделать выбор в пользу франшизы в целях минимизации периода старта и рисков в бизнесе", – добавила эксперт.

К сожалению, актуальной остается проблема восприятия Беларуси мировыми брендами. "Белорусским предпринимателям приходится прикладывать значительные усилия, чтобы получить франшизу от известных мировых брендов, – подчеркнула руководитель Ассоциации "Белфранчайзинг". – Между тем, в рейтинге легкости ведения бизнеса Беларусь опережает страны-соседи, у Беларуси есть потенциал во многих секторах экономики. Рынок не перенасыщен, и это дает шанс иностранным брендам".

В мире франчайзинг давно зарекомендовал себя как один из наиболее эффективных механизмов ведения бизнеса. За последние десять лет франчайзинг стал привычным инструментом и в России, Украине, Прибалтике. В Беларуси картина пока разительно отличается от общемировой. За период времени с 2005 года, когда изменения в белорусском законодательстве позволили заключать договора франчайзинга, и по февраль 2013-го в стране было заключено всего 135 таких договоров, охватывающих 19 рыночных сегментов. Из 42 франчайзеров, выходивших на наш рынок, на сегодняшний день продолжают работу 32. Число франчайзи пока ограничивается 121 предприятием.

Вместе с тем, в числе компаний, выбравших схему франчайзинга для своего развития, с каждым годом все больше белорусских брендов. По понятным причинам, порог вхождения в случае работы с ними для франчайзи ощутимо ниже – и в "психологическом" и в финансовом плане. К примеру, озвученный О. Леонтьевой нижний порог вложений во франшизу относится именно к одной из белорусских компаний, путем франчайзинга успешно развивающей в настоящее время региональную сеть детских развивающих центров.

Где предпринимателю искать информацию об актуальных франшизах? "Потенциальный франчайзи может получить информацию непосредственно на сайте или в компании франчайзера. Если кандидату понравился какой-то бизнес, но он не уверен, что сеть развивается по франчайзингу, может быть целесообразным обратиться к собственнику этой сети. Возможно, это подтолкнет интересную ему компанию к франчайзингу, а построить сеть ему помогут специалисты по разработке франшизы, – рассказала обозревателю портала www.interfax.by руководитель Ассоциации "Белфранчайзинг". – Но такой способ поиска не исключает опасности пропустить интересную концепцию. Наиболее удобным вариантом являются специализированные каталоги франшиз, которые представлены франчайзинговыми консультантами. В нашей стране такой каталог можно найти на сайте Ассоциации «Белфранчайзинг». Также эффективны для поиска посещения тематических мероприятий по развитию франчайзинга – выставок и форумов. Среди достоинств таких мероприятий – большое количество предложений на одной площадке. А также то, что потенциальный франчайзи сразу может задать первоначальные интересующие вопросы уполномоченному сотруднику франчайзера. Кроме того, необходимость несения издержек на участие в выставках отсеивает большую часть неблагонадежных франчайзеров".

Юргис Думбляускас

Добавить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.

Комментарии к статье

Добавить комментарий

Курсы валют

  • Доллар США2.0031
  • Евро2.3553
  • 100 Российских рублей3.3939
  • 10 Польских злотых5.5818
  • 100 Украинских гривен7.5022
  • 10 Китайских юаней3.0276
  • Канадский доллар1.5681