Общество / Социум

Как пассажиров собираются «приручать» к городской электричке?

Вопреки прогнозам скептиков, проект городских пассажирских перевозок железнодорожным транспортом в Минске развивается и обрастает техническими новшествами. Подробности развития данной услуги обозреватель портала www.interfax.by узнал на выставке «Транспорт и логистика» в рамках Белорусской транспортной недели.

Минуя билетные кассы

В соответствии с нынешней классификацией Белорусской железной дороги, городские линии — это «перевозки в пределах города Минска, областного центра и за их пределы, но не далее железнодорожных станций (остановочных пунктов), расположенных в городах-спутниках».

Пока данный вид перевозок развивается только в Минске и его пригородах. Электропоезда швейцарской компании Stadler с 2011 года курсируют между станциями Минск-Пассажирский и Беларусь в будущем городе-спутнике Заславль. Подвижной состав, безусловно, комфортный: зона подогрева пола у входных дверей, тепловые завесы, многофункциональная зона для пассажиров в инвалидных креслах, с детскими колясками, велосипедами и громоздким багажом, туалеты вакуумного типа, системы кондиционирования воздуха и отопления, тройные стеклопакеты с тонировкой, дисплеи с полезной информацией.

Одно плохо: в вагонах поездов городских линий не продают проездных билетов. Милые барышни в серой униформе лишь проверяют оплату проезда, а при отсутствии документов убеждают «зайца» оплатить штраф. Между тем в городском транспорте пассажиры привыкли к кондукторам, реализующим билетную продукцию. Да и билеты на поезда Stadler продают только на железнодорожных станциях. Непорядок!

Ситуацию решено исправить. Со следующего года в поездах городских линий появятся технические устройства, позволяющие оплатить проезд без посещения билетных касс БЖД. Новшество до боли напоминает автоматизированную систему оплаты и контроля проезда, которую в столице планируется ввести в строй в наземном и подземном общественном транспорте.

Билеты в составах продавать по-прежнему не собираются. Зато оплатить проезд можно будет с помощью валидатора. При этом заранее придется приобрести многоразовый проездной билет — бесконтактную смарт-карту.

— Баланс в приобретенных ранее смарт-картах можно пополнить в любой момент. Мы же планируем внедрять систему в два этапа, — рассказал обозревателю портала www.interfax.by заместитель начальника производственно-технического отдела пассажирской службы управления Белорусской железной дороги Денис Тонконог. — На первом этапе предполагается использовать смарт-карты в качестве абонементных проездных документов на 3, 5, 10, 30 дней. Отсчет действия карточки будет начинаться с момента первой активации. В последующем на «пластик» предполагается записывать тарифные единицы, которые будут списываться по факту поездки.

Часть системы будет спрятана от глаз пассажиров. На стенде БЖД во время работы выставки «Транспорт и логистика» обозревателю портала www.interfax.by объяснили, что ее вынули на свет божий только для демонстрации.

Если поездка оплачена, то с помощью валидатора можно посмотреть баланс, а также узнать, сколько еще дней будет действовать проездной. Контролеры же при проверке будут прикладывать карточку к специальному мобильному устройству.

— Похожую систему внедряем не только мы, но и ГП «Минсктранс», — не скрывает сходства новшества БЖД с нововведением коллег Денис Тонконог. — С ними мы хотим интегрироваться. Запишем на одну карту тарифы железнодорожного и городского коммунального транспорта. В результате пассажир на одном носителе будет иметь все проездные.

До Руденска — в 2013-м, до Смолевичей — в 2015-м

Поезда городских линий совсем скоро будут на постоянной основе курсировать между станциями Минск-Пассажирский и Руденск (Осиповичское направление). В тестовом режиме составы пустили еще в конце 2011-го, но затем понадобилось модернизировать железнодорожную инфраструктуру.

— До конца года введем движение до Руденска, — говорит Денис Тонконог. — Кроме того, уже начаты проектные работы для открытия движения в направлении Смолевичей. Планируем реализовать данный проект до конца 2015 года. Система оплаты по смарт-картам будет закрывать все направления.

1 терминал = 1,5 кассира

Тем, кому все же не захочется приобретать пластиковую карточку для электричек городских линий, Белорусская железная дорога предлагает оплачивать проезд заранее, но без очередей и по безналичному расчету. Для этого на некоторых станциях уже установлены платежно-справочные терминалы самообслуживания. Здесь реализовывают проездные документы на поезда не только городских, но и региональных линий эконом-класса.

Терминалы могут выпускаться в офисном и уличном исполнении, причем в различных исполнениях — напольном, настенном и отдельно стоящем. Осенью 2013-го БЖД презентовала уличный вариант. Если судить по внешнему виду устройства — в явно антивандальном исполнении.

Услуга по реализации билетов доступна держателям платежных карточек всех банков Беларуси. Представители БЖД подчеркивают, что комиссионный сбор при покупке проездных документов через терминалы не взимается. Первые экземпляры данного оборудования в первой половине 2013 года были установлены в Минске и Витебске.

В результате установки новой версии программного обеспечения количество необходимых для покупки билета шагов было сокращено.

Более того, появилась функция сохранения маршрутов для последующего ускорения процесса продажи.

— В терминал «забиты» все направления городских линий, а также региональных линий эконом-класса, — говорит Денис Тонконог. — Экземпляр, представленный на выставке, запрограммирован исходя из того, что человек будет отправляться со станции Минск-Пассажирский. Выведены три кнопки быстрого оформления билета. Но, вообще, можно оплачивать путешествие с любой станции отправления. Вопросы могут возникать только тогда, когда человек первый раз таким образом покупает проездной документ. Во второй и последующие разы процедура будет занимать меньше минуты.

В ответ на скептические замечания по поводу того, что люди пожилого возраста не освоят новое оборудование, специалист улыбается:

— В Витебске бабушки уже жалобы пишут: мол, с помощью терминала нельзя приобрести льготные билеты, — рассказывает Денис Тонконог. — А у нас данные устройства запрограммированы только на полный тариф, чтобы не было злоупотреблений. Билеты по льготным расценкам реализуются только при предъявлении соответствующих документов.

Географию распространения платежно-справочных терминалов Белорусская железная дорога планирует расширять. Главные цели — внедрение современных технологий и сокращение очередей в кассы.

— Один терминал по производительности заменяет полтора кассира, — отмечает представитель Белорусской железной дороги.

Александр Нестеров

Фото автора

Читать комментарии к статье

ещё по теме

Добавить комментарий3 комментария

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.

Комментарии к статье

Уточнение: кондукторы в городских электричках проверяют и продают (дороже чем в кассах вокзала) билеты.
Контроль за тем, чтобы пассажиры оплатили проезд, как обычно, осуществляет "контора", сотрудники которой городские электрички посещают реже, чем обычные "сараи". Как следствие, много безбилетников, но это безбилетники в основном интеллигентные, сливающиеся с добропорядочными пассажирами. Два кондуктора физически не могут запомнить в лицо всех пасажиров. Люмпенов, которых легко идентифицировать и специально проверить наличие у них билетов, на таком транспорте, как правило, нет.

Если установка валидаторов в городских электричках означает отмену работы в них кондукторов (=отмену постоянного контроля), то тогда к "интеллигентным" безбилетникам добавятся люмпены и откровенные колхозники, которые быстро изгадят этот вид транспорта.

Гость(11.10.2013 12:01):

Ну и самое главное сделать приемлемый интервал движения, а не час полтора как сейчас.

И пустить все городские электрички до Заславля, а не только до Жданович. Вдобавок обеспечить нормальный скоростной режим, сейчас они плетутся как обычные.

Новая система оплаты это хорошо, но вряд ли пассажир захочет использовать этот вид транспорта только из-за модной карточки. Железнодорожникам необходимо сделать городскую электричку удобной. То есть, касательно направления Заславля, нужно построить станцию на пересечении с Пушкинским проспектом, к существующим станциям организовать подъезд максимального количества наземного транспорта. В Масюковщине еще и подтянуть троллейбусное кольцо. Ну и самое главное сделать приемлемый интервал движения, а не час полтора как сейчас.

Добавить комментарий

Курсы валют

  • Доллар США2.1402
  • Евро2.4287
  • 100 Российских рублей3.267
  • 10 Польских злотых5.5941
  • 100 Украинских гривен7.9231
  • 10 Китайских юаней3.1841
  • Канадский доллар1.6192