Бизнес / Рынки и прогнозы

Чем будет отличаться Большой Минск от Новой Москвы?

Минск идет по опасному пути российской столицы — власти намерены строить жилье за пределами кольцевой автодороги. У обоих городов много общего: та же конфигурация улично-дорожной сети, одна и та же проблема: слишком много желающих поселиться на ограниченной территории. Но у российской столицы перед белорусской есть преимущество: там крутится намного больше денег. 

Портал www.interfax.by оценил перспективы превращения Большого Минска в аналог Новой Москвы. 

«Полна горница людей»

«Большой Минск» — новое словосочетание для белорусской столицы. Его озвучил на днях председатель комитета архитектуры и градостроительства Мингорисполкома Николай Власюк. У данного термина есть и «собрат» — Минская агломерация, т.е. столица плюс города-спутники. 

Новая Москва — это, если можно так сказать, прообраз будущего Минска, если столица Беларуси будет развиваться по тем же законам, как и главный город РФ. Самый, пожалуй, масштабный за всю историю административно-территориального деления Златоглавой проект расширения предусматривает увеличение территории Москвы примерно в 2,4 раза за счет территории Московской области. Но если для белорусов первоочередной задачей является расселение всех желающих «пожить в центре», то россияне, помимо всего прочего, хотят демонтировать традиционную моноцентрическую структуру Московской агломерации, а также упорядочить градостроительное зонирование, придав только что присоединенным территориям отчетливо выраженную административно-правительственную специализацию. 

В самой Москве во время жилищно-строительного бума 2000-х годов произошло предельное уплотнение многоэтажной застройки. В результате плотность населения в российской столице, составляющая, по приблизительным подсчетам, более 10 000 человек на квадратный километр, является одной из самых высоких в мире. Между тем, Минск, как заявил на днях глава столичной мэрии Николай Ладутько, является «достаточно уплотненным» городом. И данное обстоятельство уже «не только начинает сказываться на реализации программ жилищного строительства, но и ощущается на инженерно-транспортной инфраструктуре, автомобильной, на экологии города, социальных вопросах». По данным председателя Мингорисполкома, плотность населения в белорусской столице — 6200 человек на 1 кв.км. До Москвы, конечно, далеко, но и масштаб города все-таки не тот. Кстати, в минском микрорайоне Юго-Запад, по словам Николая Ладутько, плотность населения составляет 18 000 человек на 1 кв.км. А это уже очень много.

Кстати, после увеличения территории Москвы с 1 июля 2012 года в 2,4 раза российская столица оставалась самым густонаселенным регионом России — плотность населения составляла 4,68 тыс. человек на 1 кв.км. При этом в среднем по России приходилось 8,4 человека на 1 кв.км.

Отсутствие денег так же плохо, как и избыток

К понятию «Минская агломерация» (надгородское образование) белорусы еще только привыкают. Потому как городов-спутников у нашей столицы пока нет. Хотя разговоры о массовой застройке близлежащих населенных пунктов ведутся уже не первый год. Москву же давно окружают города-спутники. В тамошнюю агломерацию входит более 70 городов, в том числе 14 с населением свыше 100 000 человек. Причем некоторые из этих городов уже имеют агломерации второго порядка.

Многоэтажное строительство под Минском еще только начинается. Причем начинается очень вяло. Больше года строится единственная «панелька» для столичных очередников в северо-западной части Смолевичей — первого будущего города-спутника. Между тем, еще в 2008 году перед правительством была поставлена задача перспективного создания и развития городов-спутников Минска, а в 2010-м была утверждена соответствующая государственная программа. Но мероприятия последней либо еще только прорабатываются, либо вообще не реализованы.

В Новой Москве другая проблема: по данным компании «НДВ-Недвижимость», количество новостроек в 2013 году по сравнению с 2012-м выросло почти в два раза — со 164 до 305 корпусов. При этом основной проблемой остается острая нехватка инфраструктурных объектов: машино-мест, детских садов и др. И, конечно же, всех без исключения беспокоит нехватка дорог и коммуникаций. Российские эксперты полагают, что даже при удачной реализации всех программ по улучшению транспортной и социальной инфраструктуры Новая Москва все равно будет страдать от ее нехватки, так как жилье строится слишком быстрыми темпами.

Увы, строительство аналогичной инфраструктуры и прокладка инженерных коммуникаций под Минском — пока неподъемная задача. У бюджета нет денег, а частник справедливо полагает, что если государство не поможет, то квартиры в пригороде будут «золотыми». Живой пример — территория будущего жилого района Зеленый Бор к востоку от столицы. Строительство здесь должно было начаться еще в 2013 году, но пока бывший танковый полигон пуст. 

На январском совещании у главы государства по вопросам строительства на территории Минской области жилых районов для жителей Минска руководитель Мингорисполкома озвучил прогноз: средняя стоимость 1 кв.м жилья в Смолевичах со всеми затратами по реконструкции дорог, путепроводов, инженерно-транспортной инфраструктуры составит $1800. Это дорого для малоосвоенного пригорода. Но, видимо, неизбежно, поскольку сегодня предлагается поэтапно с 2017 года выйти на объемы строительства жилых домов в Минске в 500 000 кв.м и такую политику заложить в корректируемый генеральный план развития Минска до 2030 года. Для сравнения: в 2013 году в столице введено в эксплуатацию 1 млн 95,4 тыс. кв.м жилья, или 110% от годового плана. Следовательно, если у белорусов останется непреодолимое желания жить в сравнительной близости от Дома Правительства и «Минск-Арены», то придется соглашаться на заселение в города-спутники. 

У потенциальных новоселов не будет выхода?

Президент Беларуси на вышеупомянутом совещании по вопросам жилищного строительства заявил: назрела необходимость разработки единого градостроительного плана развития Минской агломерации, «отражающего все существующие потребности». Помимо этого необходимо определиться и с местами размещения новых районов застройки в городах-спутниках.

Пока рекомендации следующие: к 2017 году соотношение жилья, возводимого в Минске и спутниках, должно быть 60х40. А после 2017 года — 50х50.

Мингорисполком пока предлагает более интенсивно застраивать Руденск, Смолевичи и Сокол: там лучше развита инфраструктура и возможно создание рабочих мест. Большой плюс — городская электричка, которая до Руденска уже ходит, а в Смолевичи должна добраться в 2015 году. Архитектурные проекты застройки разработаны по Смолевичам, Смиловичам, Руденску, Заславлю, поселкам Сокол и Дружный. Позже руки архитекторов дойдут и до Фаниполя, Дзержинска, Молодечно.

У белорусов пока есть возможность не повторить ошибок российской столицы, которая, имея финансовые средства, не смогла в унисон осуществлять жилищное строительство в пригородах и развивать инфраструктуру. Пока Большой Минск в выигрыше. Вернее, будущий Большой Минск, поскольку городов-спутников у белорусской столицы пока нет. Но Новая Москва выигрывает в скоростях. Пока белорусы развернутся, цены на жилье в границах МКАД, с учетом притока в столицу новых жителей, могут существенно вырасти. Правда, в таком случае $1800 за 1 кв.м в Смолевичах уже не покажется чем-то запредельным.

Александр Нестеров

Добавить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.

Комментарии к статье

Добавить комментарий

Курсы валют

  • Доллар США2.127
  • Евро2.4085
  • 100 Российских рублей3.2009
  • 10 Польских злотых5.6073
  • 100 Украинских гривен7.636
  • 10 Китайских юаней3.0873
  • Канадский доллар1.5905