Общество / Культура

Свадьба у Святого камня. Фоторепортаж If.by

С каждым годом все больше молодых пар предпочитают отпраздновать день рождения новой семьи с национальным колоритом. И когда одним достаточно прийти на торжественную церемонию в ЗАГС в «вышыванках», порадовать гостей белорусской кухней или торжеством в колоритной усадьбе, другие на основе архивных и этнографических материалов возрождают свадебные обряды предков.

Один такой обряд совсем недавно провели в кругу родных и друзей возле Святого камня на Борисовщине молодожены Дмитрий Скворчевский и Нина Зарожная. Там побывал и www.interfax.by.

Почему именно возле камня? Согласно белорусской мифологии, от удара молнии Перуна о камень разлетелись искры, что и стало началом творения мира. Благодаря своим природным свойствам, камень стал символом мощи и нерушимости, крепости семьи и брака. Бытовал целый ряд обрядов, когда молодожены приходили перед свадьбой к святым камням за благословением. Такие «Камни любви» были на Минщине, Витебщине, Брагинщине и других регионах. К примеру, на Ошмянщине к «Невестиному камню» и по сей день приезжают молодые, чтобы возложить цветы и попросить крепости семьи.

Дмитрий Скворчевский говорит: «Наш свадебный обряд это не историческая реконструкция. Это скорее интерпретация, приспособление традиционных обрядов под современность, то есть актуализация архаического обряда. Все слова и заговоры – аутентичные свадебные тексты. Действия во многом тоже. Это современное переживание традиционного обряда, поиск того, как он мог бы выглядеть в наши дни».

Согласно сценарию, молодая пара с помощью элементов традиционного свадебного обряда символически обыгрывала два древних мифа.

Миф о сотворении мира – из разных стихий создается один мир, новая семья. В нашей традиции муж и жена выступают как жрецы родового культа, они также создают свой космос, свой мир, свой семейный алтарь и огонь.

И миф о "небесной свадьбе". Здесь Месяц – муж, Солнце – жена, звезды – дети. Именно эти образы часто встречаются в белорусских свадебных песнях. К этим светилам и их божествам, которые за ними стоят, обращались для благословления брака.

Обряд начинался с обращения к двум стихиям, которые, согласно белорусским космогоническим мифам, являлись первоэлементами еще до сотворения мира: воде и огню.

Воду, символ женской стихии, невеста принесла из расположенного рядом озера, называемого в народе «Святым». Над кувшином читался свадебный любовный заговор, направленный на крепость брака, после чего этой водой молодые по очереди умылись. Очищение водой характерно для многих белорусских обрядов, в том числе и для свадебного.

Стихия огня – мужская. «Живой огонь» высекался кресалом. Над горящим пламенем был прочтен мужской свадебный заговор. Это действие должно было символизировать зажжение семейного очага.

Перед молодой парой раскладывается рушник, символ совместного пути. После того, как пара на него стала, им связывают руки другим рушником и осыпают зерном, как символом благословления следующей стихии – земли.

При обсыпании зерном говорились слова, зафиксированные в белорусском свадебном обряде XVI века: «Хай жа Багі нашы зробяць так, каб маладыя ніколі не мелі нястачы і жылі ў дабрабыце!». Они дополнялись словами из записей этнографов XIX-XX веков: «Будзьце здаровыя, урадлівыя і багатыя, як Маці-Зямля! Хай жа Бог вас шчасцем і доляю спаткае!».

При связывании рук также произносился специальный свадебный заговор:

То не я злучаю,
Сам Бог злучае!
То не я злучаю,
Святая Сулука сулучаець!
То не я злучаю,
Добрая гадзіна злучае!...

После того, как молодой снял венок невесты (символ девичества), мать жениха завязывает платок – знак замужней женщины и принятия в род. Весьма трогательный момент.

По традиции тот рушник, который скреплял руки молодых с вышитыми на нем символами мужского и женского начала, привязывают к дереву.

Вся церемония проводится под звуки дуды – музыкального инструмента, который был главным на белорусской традиционной свадьбе. В завершение обряда каждый гость подошел с поздравлениями к молодоженам, чтобы получить свою часть свадебного пирога и питного меда.

«Сказать, что мы обращались за благословлением к камню будет не совсем корректно, – отмечает Дмитрий, – Скорее не к камню, а к Богу. Камень в нашей традиции выступает как святыня, символ, культовый посредник, как икона в храме. Это место, где проявляется сверхъестественная сущность, происходит контакт с небесной божественной сферой. Всем нашим действием мы хотели показать богатство и уникальность белорусской свадебной традиции, ее глубину и символизм».

Лескець Сергей по материалам, предоставленным Дмитрием Скворчевским,

фото автора

Читать комментарии к статье

ещё по теме

Добавить комментарий7 комментариев

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.

Комментарии к статье

Красивый обряд. Непохожий на другие

Малайцы! Вельмі добра, што наша моладзь яшчэ не запамятавала сваіх родных Багоў і традыцыі роду.

Дзякуй за артыкул! Паболей бы такіх падзей!
 

А дзе ж маці жаніха, каторая, як напісана, прымае нявестку ў род?
 

глядач, калi ласка:
 

На ўсіх фотках з вяселляў каля гэтага камяня, якія толькі даводзілася бачыць, "род" у гарызантальным і вертыкальным вымярэнні зазвычай адсутнічае.
 

Вось малайцы. Я пра такое нават і не чула... Проста ў захапленні!

Добавить комментарий

Курсы валют

  • Доллар США2.1666
  • Евро2.4432
  • 100 Российских рублей3.2497
  • 10 Польских злотых5.6519
  • 100 Украинских гривен7.9572
  • 10 Китайских юаней3.198
  • Канадский доллар1.6304