Общество / Культура

Предместье Ляховка в Минске: камень Дед, жрецы Севостеи и еврейская трагедия

Накануне празднования Дня города портал www.interfax.by приглашает совершить путешествие по бывшему предместью столицы — Ляховке (район улиц Свердлова, Ульяновской и Октябрьской). Мы пройдем по местам, о которых сохранились древние легенды, вместе с Региной Гамзович, обозревателем-этнографом родом из Ляховки.

Камень преткновения

– Я родилась на улице Лодочной, ныне несуществующей. Она начала заселяться с формированием Ляховки – южной рабочей окраины Минска конца XIX – начала XX столетий, но интересна своей древней историей. Здесь вплоть до 1905 года  действовало языческое капище, уникальное для истории Европы:  огороженная площадка размером 20 на 25 метров, внутри которой рос дуб  Волат, лежал камень Дед и горел вечный огонь из дубовых поленьев Жижа.

Всех жрецов капища звали Севостеями. Последнего Севостея репрессировали в 1927 году. Его отец  прожил более 100 лет – именно прадед этого жреца построил первый дом в месте, где затем образовалась Слобода Ляховка (Лодочная улица).

Севостеи давали один желудь с дуба Волота за яйцо, принимали приношения от людей в виде живых животных – мясо забирали себе, а кости и внутренности сжигали в жертвеннике под названием Жижа. Заговаривали воду из криницы, лечили, предсказывали будущее. Посетители обязаны были приносить дубовые поленья, поскольку огонь горел день и ночь.

На ветви дуба вешали оброки – тканые ручники и наметки. Бездетные женщины своими руками ткали и шили фартук, а затем повязывали его на камень на 33 дня. Девушки, которые хотели выйти замуж ткали ручник.

Капище частично уничтожили в конце XIX века, в год празднования 900-летия православного христианства – жандармы запретили сжигать кости жертвенных животных, разрушили жертвенник Жижу, сбросив камни в Свислочь, а дуб спилили. Но камень не решились забрать, а только окропили это место.

Местные жители продолжали ходить к камню лечиться и просить помощи в сложных жизненных ситуациях. Еще жива тетя моего отца, которую местная шептуха до войны, году в 1935, лечила возле этого камня на восходе и заходе солнца от рожистого воспаления, используя заговор и пену прибоя воды у берега. И вылечила.

А камень мне удалось спасти в июне 1988 года, когда перенесли русло реки в связи с прокладкой линии метро (станция Пролетарская) и строили пешеходную дорожку на улице Лодочной. Его вот-вот должны были закопать. Я позвонила в Музей валунов в Уручье Валерию Винокурову, и он вывез валун. Эта реликвия и сейчас там хранится. Само место, где валун лежал на берегу реки, взято под охрану государства и включено в 1994 году в список материальных недвижимых историко-культурных ценностей Республики Беларусь.

Старожилы улицы Лодочной переняли не только опыт знахарей, служивших на капище, но и сохранили в памяти легенды давних времен о камне Дед. В 1939–1940-х годах их собственные воспоминания о капище и легенды записал этнограф Михаил Кацер, а в 1992 году опубликовал доктор геолого-минералогических наук Эрнест Левков. Эта публикация открыла мне древнюю историю родного уголка, начиная с   периода послеледникового хаоса. Это время отражено в следующем мифе.

Миф о том, как Водяник и Лесовик поспорили о том, кому владеть камнем, который приносит богатство и счастье

Камень лежал на вершине холма (он и сейчас просматривается в конце улиц Ленина, Энгельса, Красноармейская, Янки Купалы со стороны трамвайного пути по улице Первомайской — вероятно, в древние времена вода доходила до его подножья). Решили: кто отнесет его на пересечение дорог, тот и будет им владеть. Бросили жребий, и первым попробовал силы Лесовик, но не смог сдвинуть с места камень. А Водяник легко взвалил его на зашеек и понес. Завистливый Лесовик подставил ему подножку, и камень покатился к реке. Из-под земли забила криница, и люди стали ходить к ней и к камню лечиться, просить помощи от разных бед. Было это давным-давно…

Ляхова Лука

– В давние времена (не позднее XVI века) из Вильни сложилась сухопутная дорога через Минск в сторону Могилева и Смоленска. Этот путь проходил по мосту через Свислочь, который существует и сейчас, а назывался он Нижне-Ляховским, как и улица (сейчас Октябрьская). В конце этой улицы были городские склады зерна, которое мололи на мельницах около моста. Нынешний сквер рядом с мостом между улицей Белорусской и Октябрьской назван в 2009 году Ляховским. А к мосту из центра города (Новое место в районе театра Янки Купалы) вела улица Ляховская (пешеходный переход возле стадиона «Динамо»). Вообще, Нижне-Ляховских улиц было три. Была и Верхнее-Ляховская — сейчас это улица Белорусская.

Ляховскими эти улицы назвали потому, что из Нового места дорога вела в деревню Ляхова Лука (упоминается в 1582 году, до XVIII века принадлежала Минскому Вознесенскому монастырю). Лука – потому, что Свислочь в этом месте образует двойную S-образную луку, опоясывая территорию нынешнего завода имени Кирова, построенную недавно гостиницу «Пекин», делает и сейчас крутой поворот и протекает под Ляховским мостом через улицу Октябрьскую, снова круто поворачивает параллельно улице Белорусской. Трамвайная линия по улице Ульяновской ограничивает всю эту территорию (бывшая Нижнее-Ляховская). От нее отходит маршрут трамвая №4 на улицу Октябрьскую, которая тоже называлась Нижне-Ляховская (одна из первых линий, построенная в 1932-1933 годы). Это и есть территория рабочего предместья Ляховка. На улице Октябрьской здания под номерами 14, 15, 16 и 19 взяты под охрану государства как памятники историко-культурного наследия.

Происхождение названия Ляховка вызывает споры. Некоторые говорят, что заболоченная территория, где позднее образовалась улица Лодочная, имела ляхи – бездонные окна среди «твани непролазной». Но скорее всего это не так. Земли эти были собственностью католической церкви, прихожан которой называли «ляхи» (поляки). И деревня Ляхова Лука скорее всего была заселена католиками. Кстати, на заброшенном кладбище этой деревни похоронили последнего знахаря Минского капища Севостея-старшего.

История – в людях

– За этим кладбищем и нынешним Казарменным переулком сложилось предместье Кошары – там были казармы минского гарнизона, проводились городские парады и спортивные соревнования, конные скачки на первом в городе ипподроме. К кошарам (казармам) из центра города вела улица Кошарская, ныне Красноармейская. Эту территорию занимали в XVII—XVIII веках мелкие кустарно-ремесленные мастерские (объединенные в цехи), затем в 1881 году были основаны Кошарский машиностроительный и чугунно-медно-металлургический заводы (в советское время завод имени Кирова).

Там, где сейчас стадион «Динамо» (построен в 1934 году), было старейшее в городе еврейское кладбище. Вероятно, до того, как сложилось предместье Ляховка, здесь, на окраине города, компактно жили евреи. Позже они создали для рабочих Ляховки фельдшерскую амбулаторию на базе еврейской больницы, которая положила начало нынешней 3-й клинической больнице (сейчас на улице Ленина, бывшей Губернаторской).

Усадьба в начале улицы Белорусской, где сейчас посольство, – бывший дом профессора Шапиро. Возле него 13 января 1948 года сотрудники КНБ по приказу Цанавы и Берии подбросили на дорогу тело руководителя Государственного еврейского театра Соломона Михоэлса, инсценировав несчастный случай.

Еврейская трагедия продолжилась в этих местах во время оккупации Минска фашистами. В сопротивлении захватчикам подпольно участвовали и жители улицы Лодочной. Медсестра 3-й клиники Евгения Ушацкая, которая жила в доме №2 по улице Лодочной (рядом с этим домом лежал валун Дед), ночью уходила оказывать помощь раненым, которых прятали минчане, а затем переправляли в партизанские отряды. Ее внучка Татьяна Чижик сохранила воспоминания мамы и старожилов Ляховки, а вместе с Людмилой Былино, внучкой лодочника Франца Околовича, который жил в доме №4, они собрали интересные сведения и фотографии об улице Лодочной, отыскивают бывших жителей. Им дорога память об этом уголке города, где жили их предки.

О дне города (вместо послесловия)

– Столица Беларуси ежегодно отмечает День города 13 сентября. Однако истинный день города – это дата первого упоминания Минска в «Повести временных лет» – 3 марта 1067 года, когда состоялась битва на Немиге между князьями полоцкими и киевскими. Не помню, чтобы в Минске отмечался истинный день города. Нет в Минске и скульптуры в честь Менеска — легендарного основателя города. Все города мира берегут свои легенды и гордятся ими, популяризируют среди жителей и гостей. И хоть белорусскими учеными и краеведами много написано об истории города, мало кто из минчан об этом знает.

Фото: Михаил Борода

Тэги:
Читать комментарии к статье

Добавить комментарий2 комментария

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.

Комментарии к статье

Столица Беларуси ежегодно отмечает День города 13 сентября. Однако истинный день города – это дата первого упоминания Минска в «Повести временных лет» – 3 марта 1067 года, когда состоялась битва на Немиге между князьями полоцкими и киевскими. Не помню, чтобы в Минске отмечался истинный день города. 
Это не совсем так, никакой политической подоплеки нет. День города отмечается во второе воскресенье сентября просто потому, что в это время обычно хорошая погода. В отличие от марта, когда погода в нашем городе никак не для прогулок.

В Минске на Комсомольском озере уже четыре года стоит скульптура Константина Селиханова "Мельница Переспы" в честь того самого Менеска. Только, к сожалению, не подписана. А памятник самому герою предания уже готовится.

Добавить комментарий

Курсы валют

  • Доллар США2.1262
  • Евро2.4132
  • 100 Российских рублей3.1849
  • 10 Польских злотых5.6447
  • 100 Украинских гривен7.6447
  • 10 Китайских юаней3.0823
  • Канадский доллар1.5866