Стиль жизни / Психология

Артист, программист или летчик? Как помочь подростку выбрать профессию

У выпускников 9-х и 11-х классов начинается горячее время – им пора выбирать будущую профессию, определяться с дальнейшей жизнью. Нелегко приходится и родителям, ведь далеко не каждый подросток четко представляет, в качестве какого специалиста он хочет и сможет зарабатывать себе на жизнь. Есть, конечно, счастливчики, чьи дети уже с 1-го класса, а то и раньше видят себя только музыкантами, спортсменами, программистами, врачами… Но гораздо чаще на вопрос: "Кем хочешь быть?" – подростки разводят руками. Как помочь детям определиться с профессией? Что делать, если выбор подростка не совпадает с представлениями родителей о его благополучном будущем? На вопросы портала www.interfax.by ответила педагог-психолог государственного учреждения образования  "Лицей №2 г. Минска" Галина Кашпур.

– До конца учебного года остались считанные недели. Можно ли за такой короткий срок сориентировать ученика 9-го или 11-го класса касательно будущей профессии, если он еще не определился, "кем быть" во взрослой жизни?

Прежде всего хочу поблагодарить вас за корректную постановку вопроса. Можно именно сориентировать, а не сделать выбор за подростка. Выбор каждый просто обязан делать сам. Отсюда и самая важная, с одной стороны, и самая, на мой взгляд, упускаемая составляющая профессионального выбора – с другой: надо учить подростка делать самостоятельный выбор и нести за него ответственность, тем более что подростковый возраст – возраст личностного самоопределения в окружающем мире. Да, на это требуется значительное количество эмоциональных, волевых и временных ресурсов ребенка и взрослого, чем просто визит к психологу. Но и работа занимает значительную часть нашей жизни, поэтому стоит приложить значительные усилия, чтобы правильно ее выбрать.

Теперь отвечаю на ваш вопрос: да, возможно. Если ребенок и родители заинтересованы в этом, они могут прийти к психологу и получить дополнительную информацию по вопросам планирования профессиональной карьеры. Приобщив услышанное к собственному багажу по теме обсуждения, можно приступать к выбору. Повторюсь, не надо рассчитывать, что психолог даст однозначный ответ: учись на программиста или иди в художники. Вовсе нет. Психолог будет ориентироваться на особенности личности подростка, определит круг профессий или направлений деятельности, которые соответствуют интересам подростка, и посоветует ряд специальностей, среди которых можно делать выбор.

И тут опять тупик – как же его делать? Вот несколько проверенных мной, другими специалистами и временем советов.

При выборе профессии следует ориентироваться на приоритеты государства в области формирования рабочих мест. Многие мечтают о "красивых" профессиях. Но одно дело представлять, даже успешно попробовать, и совсем другое – жить с тщетными надеждами реализоваться в такой специальности. Очень большая вероятность, что придется менять работу, либо уезжать далеко от дома, выдерживать жесткую конкуренцию. Здесь уместно вспомнить народную пословицу: "Семь раз отмерь – один раз отрежь".

Важно стать востребованным специалистом. Причем актуальность профессии должна прогнозироваться на годы вперед, а не исчезнуть к моменту, когда вы окончите вуз. Узнавать о перспективных профессиях можно на консультации у психолога, на тематических сайтах, из журналов, газет профориентационной тематики.

Но как бы прагматично мы ни рассуждали, следует помнить: если у ребенка в сердце есть горячее желание стать, например, высококлассным танцором, он всегда будет востребован и материально обеспечен. Главное, чтобы он сам себя не предал на пути к цели, а близкие поддержали в трудную минуту.

Далее хочу обратить внимание, что выбор профессии – это не выбор учебного учреждения, где будет получена та или иная специальность. Это выбор того места и тех условий, где надо будет проводить около восьми часов своего времени в течение 365 дней в году за вычетом отпуска, выходных, праздников. Поэтому, выбирая профессию, необходимо задуматься об условиях труда. Например, задать себе простой вопрос: какой труд мне по душе и по силам – умственный или физический? Какой вид деятельности не сломает меня уже на втором месяце работы? Здесь важно учесть, что умственный труд ценится гораздо выше, чем физический, однако он гораздо сложнее, требует усидчивости, да и вообще к нему надо иметь предрасположенность.

Предлагаю сравнить профессии автомеханика и менеджера по персоналу.

Ремонт и техническое обслуживание автомобилей – отрасль физического труда.  Автомеханику достаточно знать принципы работы и конструкции разных механизмов, уметь выявлять неисправность и устранять ее путем ремонта или замены деталей. У автомеханика каждый день проходит относительно гладко, а через некоторое время ремонтные работы становятся однотипными и выполняются чуть ли не с закрытыми глазами под музыку из радиоприемника или под дружеский треп с коллегами.

Менеджер по персоналу (не путать с менеджером по подбору персонала) – должность, требующая постоянного "мозгового штурма". Специалист этого профиля считается одним из основных звеньев в цепи успешного функционирования предприятия, его задача кроется в планировании, организации и контроле продуктивной работы десятков сотрудников. При этом каждый человек индивидуален, но менеджер по персоналу должен найти ко всем наиболее оптимальный подход, чтобы сотрудник отдавал по максимуму и при этом сам ощущал удовлетворение от своих действий.

Взглянем на рабочий день менеджера. На любом предприятии существует текучесть кадров, персонал регулярно меняется, поэтому задач для менеджера по персоналу хватает. В его обязанности входит составление планов, отчетов, проведение совещаний и разъяснительной работы с сотрудниками. Его будни представляют собой непрерывную череду событий, каждая встреча четко расписана в ежедневнике. Он не имеет права что-то забыть, опоздать или не сделать, поскольку на нем висит серьезная ответственность. Довольно часто менеджер задерживается допоздна в офисе, берет работу на дом и, завтракая, просматривает план на сегодня, внося попутные коррективы. Таким людям покой только снится. Впрочем, и зарплата успешного менеджера в разы выше, чем у профессионального автомеханика.

Физический и умственный труд имеют свои достоинства и недостатки, да и вообще нельзя назвать ту или иную профессию легкой, поскольку проблемы поджидают везде. Важно честно ответить себе: что будет мне по силам, чему я готов посвятить себя? Тогда сделать выбор будет гораздо проще.

Довольно часто дети выбирают профессии родителей. Причина здесь не только в погруженности в профессию папы или мамы с детства, но и в том, насколько удачно родители выбрали область своей профессиональной самореализации. Если они определили его для себя правильно и чувствуют себя комфортно, то, возможно, следует двинуться по их стопам. Поэтому не лишним будет поинтересоваться у родителей, довольны ли они своими специальностями. И если они скажут "да", тогда стоит обратить на них внимание, примерить свои возможности. Родители всегда помогут устроиться на хорошую должность, можно рассчитывать на помощь и ценные советы. Если же близкие признаются в том, что их работа представляет собой многолетнее бремя, которое не приносит ни малейшего удовольствия, тогда в этой сфере, скорее всего, делать нечего.

Несмотря на то что направление профессиональной карьеры необходимо делать самостоятельно, иногда стоит поинтересоваться опытом родных, друзей, тех людей, которые значимы для вас и плохого не посоветуют. Следует прислушиваться к советам людей, которые достигли немалых высот в своей профессиональной деятельности, невзирая на неудачи. А вот вмешательства тех, кто сам ничего не добился, но любит поучать других, лучше не допускать.

Таким образом, важно получить как можно больше разносторонней информации о понравившейся профессии или профессиях, тогда сделать окончательный выбор будет проще.

Отдельно хочу сказать о выпускниках 9-х классов. Многие стоят перед выбором: продолжить обучение в школе или поступать в колледж? На мой взгляд, юноше, которому в будущем предстоит отвечать за семью, но пока не демонстрирующему выдающихся успехов в учебе, лучше идти в колледж. Учеба в среднем специальном учебном заведении, конечно, потребует мобилизации значительных сил, ведь придется изучать и общеобразовательные, и специальные предметы. Но такие условия заставляют быстрее взрослеть, становиться более самостоятельным и раньше сверстников, оставшихся в школе, помогают понять, ту ли профессию выбрал. В зависимости от ответа молодой человек может сделать шаг вперед в карьере (а значит – стать более конкурентоспособным) или поменять профессию. Но даже смена направления применения своих сил в этом возрасте не так болезненна. Тем более что сейчас складывается очень благоприятная ситуация: учебные заведения предлагают смешанные специальности, а в рамках одной профессии можно выбрать несколько специализаций.

У девочек другой психотип, они чаще "за кем-то", поэтому, по моему мнению, два лишних года в школе для них менее болезненны в плане актуальности профессионального самоопределения. Но и тут нельзя забывать, что все индивидуально.

– А если у ребенка способности "выше среднего" в разных областях и нет приоритетных направлений? Как не ошибиться с выбором?

– Одаренность каждого ребенка индивидуальна и складывается из трех составляющих: особенности интеллектуальной деятельности, желание заниматься тем или иным видом деятельности (мотив) и способность принимать нестандартные решении (креативность). Если ребенок успешен, допустим, в математике, физике, химии и рисовании, прежде всего стоит сказать большое спасибо родителям, бабушкам, дедушкам, педагогам, которые вовремя заметили и способствовали развитию способностей растущего человека.

Теперь давайте разбираться, как же дальше помочь такому разносторонне развитому молодому человеку или девушке.

Очень важный механизм выбора направления карьерного роста – "проба" профессии на себе. Иногда эту возможность предоставляют те или иные кружки и секции – например, при редакции юношеской газеты для потенциального журналиста. Иногда старшеклассника можно устроить на работу в интересующую его сферу на самую низкую позицию на период каникул. Например, для подростка, интересующегося рекламной отраслью, будет полезно поработать промоутером.

Нельзя недооценивать и важность серьезного, вдумчивого разговора о выборе профессии. В разговоре важно осознать вместе с ребенком, по каким критериям он выбрал ту или иную профессию, как он себе ее представляет, какие видит перспективы развития в ней. Очень ценным будет, если вы сможете обсудить с подростком альтернативы: "А где еще ты мог бы реализовать свои способности?", "А какие еще профессии подошли бы тебе?".

Часто подростки зацикливаются на одной профессии, которая на слуху, отметая множество других подходящих вариантов. Полезно в таких беседах позволить сыну или дочери немного помечтать, отодвинув различные "у меня не получится", "в такой вуз мне не поступить", "в этой профессии зарабатывают мало" и так далее. Только четко осознав свои желания и склонности, нужно переходить к следующему шагу – анализу возможностей.

– Какие ошибки, по Вашим наблюдениям, чаще всего совершают родители в попытках помочь ребенку определиться с профессией?

– Многие родители ориентируются исключительно на зарплату. "Выбирай профессию, которая будет тебя кормить", – говорят они, и это правильно, если деньги не становятся самоцелью. Однако запись в дипломе не гарантирует хорошую материальную обеспеченность. Важно иметь личностные и профессиональные качества, которые делают специалиста востребованным. Востребованные учителя, врачи, повара, флористы получают вполне достойную зарплату. Поэтому, повторю, самое главное – воспитывать в ребенке, в том числе и личным примером,  желание стать профессионалом, быть конкурентоспособным и не пасовать перед трудностями. Тогда любая профессия становится престижной, а зарплата – достойной.

Часто взрослые стараются реализовать в детях свои несостоявшиеся цели. В подобных случаях я говорю своим ученикам: "Прислушиваться к советам родителей очень важно и нужно, но решение обязательно стоит принимать самому. И главное, нести за это ответственность".

Бывает, ребенок выбирает профессию, которая, по мнению взрослых, недостаточно серьезна, поэтому они принимаются отговаривать его. Но ведь если человеку что-то действительно нравится, он обязательно достигнет на этом поприще успехов. В таком случае важно помочь ребенку разобраться, что является мотивом его выбора: желание совершенствоваться в избранном деле или какие-то иллюзорные представления о будущей работе, основанные только на впечатлении от внешней стороны профессии.

Подытоживая вышесказанное, отмечу: главное – поддерживать в ребенке желание учиться, становиться профессионалом, работать над собой. А самая серьезная ошибка, на мой взгляд, – начинать ссориться с подростком. Нужно договариваться, стараться услышать его и донести ему свою точку зрения.

– Ребенок четко знает, чего хочет, но родители этого не одобряют. Как смириться с выбором подростка и надо ли это делать?

– Давайте рассмотрим ситуацию на примере Джима Моррисона и его отца контр-адмирала Военно-морского флота. Интересы молодого человека совершенно не совпадали с надеждами взрослого человека на будущее сына. Результат – годы обид, неприятия друг друга. Но разве можно однозначно сказать, кто в своих взглядах был прав? Отец, который мужественно пережил трудности войны, смерть товарищей, достиг значительных профессиональных успехов, или сын – не самый лучший пример здорового образа жизни, кумир миллионов, легенда.

Теперь пример более скромного масштаба. У родителей конфликт с ребенком по поводу того, что они мечтают о его карьере программиста, а он видит себя зубным врачом. Вот тут и надо предложить подростку "примерить" профессию на себя. Найти зубного врача, который согласится уступить некоторые свои полномочия ребенку. Возможно, только вид пациента решит конфликт в пользу родителей. Но надо быть готовым и к тому, что ребенок утвердится в своих профессиональных намерениях, тогда следует принять его выбор, чтобы в будущем не услышать горький упрек: "Вы меня заставили".

В заключение всех родителей вчера еще "золотых" детей, а сегодня подростков, которые не слушают советов, учатся не так хорошо, как раньше, иногда совершают неадекватные поступки, хочу попросить: наберитесь терпения (сразу оговорюсь: во всех ситуациях не получится). Постарайтесь не срываться, не говорите откровенно плохих слов. Оставайтесь для своих детей примером уважительного отношения, трудолюбия и профессионализма, даже если вам кажется, что это никому не нужно. Поверьте, очень нужно, и прежде всего вашему ребенку, ведь ближе и дороже вас у него действительно никого нет. Просто ему надо пройти свой путь, чтобы это понять.

Беседовала Ирина Барейко

Добавить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.

Комментарии к статье

Добавить комментарий

Курсы валют

  • Доллар США2.0017
  • Евро2.3398
  • 100 Российских рублей3.2467
  • 10 Польских злотых5.4502
  • 100 Украинских гривен7.6554
  • 10 Китайских юаней3.1334
  • Канадский доллар1.5498