Наука и Технологии / Обзоры

Чем посыпают белорусские дороги?

Нажмите, чтобы увеличить.Белорусские дороги зимой продолжают посыпать солью и песчано-соляной смесью, от которой ржавеют автомобили, портится обувь и страдает экология. Причем в обозримом будущем "дорожники" не планируют переходить на другие виды реагентов, используемые, к примеру, в европейских странах.

Руководитель пресс-службы департамента "Белавтодор" министерства транспорта и коммуникаций Беларуси Алексей Пекун сообщил порталу www.interfax.by, что "основной противогололедный материал, который используется на дорогах вне населенных пунктов Беларуси, - это смесь технической соли (NaCl - хлорид  натрия) и песка". В зависимости от того, какая температура за окном, варьируются пропорции: чем холоднее, тем меньше песка и больше соли присутствует в "дорожном коктейле".

Так же спасают дороги от гололеда и в столице. Как рассказали в УП "Ремавтодор" Центрального района Минска, при морозах до -15°С дороги посыпают технической солью, а если столбик термометра опускается ниже, то песчано-соляной смесью.

Ржавеет ли кузов?

А.Пекун рассказал обозревателю www.interfax.by, что соль может вызывать коррозию металла. "Чтобы этого не происходило, мы добавляем фосфаты: они сдерживают процесс разрушения. Сами автолюбители также могут подвергать транспортные средства антикоррозийной обработке", - добавил он.

Как насчет обуви?

Нажмите, чтобы увеличить.Воздействие хлорида натрия на обувь тоже не относится к числу благоприятных: когда мы ходим по дорогам, посыпанным смесью, на сапогах и ботинках появляются характерные белые «разводы». И чем тоньше кожа, из которой сделаны ваши "вездеходы", тем больше вероятность, что эту зиму они не переживут. Считается, что обувь от воздействия дорожных смесей хорошо защищает крем, но на практике все не так радужно: дешевая соль оказывается сильнее дорогих средств ухода.

Все по-старому

А.Пекун заявляет, что в настоящее время альтернативы песчано-соляным смесям для обработки белорусских дорог вне населенных пунктов нет. "Во-первых, такие смеси наиболее дешевые, а во-вторых, как нельзя лучше подходят для наших климатических условий", - отмечает он.

Что касается ГОСТа, то применение соли регламентировано стандартом СТБ 1158-99 "Материалы противогололедные для зимнего содержания автомобильных дорог. Общие технические условия". Для посыпки дорог Беларуси используются галитовые отходы солигорских калийных комбинатов.

Вредно ли для здоровья?

Как рассказала порталу www.interfax.by заведующая лабораторий комплексной оценки риска воздействия факторов среды  Республиканского научно-практического центра гигиены Татьяна Науменко, использование соли, которой посыпают дороги, предупреждая падение пешеходов в зимнее время, приводит к загрязнению  водоемов и снижению плодородности почв. Потому в последнее время стали использовать смесь хлорида натрия с песком, которая  более безопасна для экологии.

Что касается неблагоприятного воздействия на здоровье человека, то оно исключено ввиду абсолютно "безобидной" химической формулы, к тому же состав, которым сейчас посыпают дороги, не является летучим соединением.

Европейский опыт

Нажмите, чтобы увеличить.Лед на дорогах - это болезнь, которую легче и дешевле предупредить, чем потом лечить. Так поступают в Америке и Европе, где дорожники регулярно экспериментируют с реагентами, чтобы не дать выпавшему снегу превратиться в лед и прилипнуть к дорожному покрытию.

Средство всех времен и народов соль с песком (песчано-солевая смесь) по-прежнему применяется наряду с "продвинутыми" жидкими реагентами. Если с песком все более-менее ясно, то выбор соли определяет температуру замерзания снежной каши на дороге. Дорожники вольны выбирать между каменной солью, хлоридом кальция и хлористым магнием.

От использования обычной каменной соли в Европе уже отказались из-за сравнительно высокой коррозийной активности хлорида натрия (NaCl). Вместо него повсеместно используются другие соли. Например, хлорид кальция (CaCl2), который хотя и несколько дороже каменной соли, но более бережно относится к кузову автомобиля.

Хлорид кальция используется как в твердой (песчано-солевая смесь), так и в жидкой форме. Сами европейцы отмечают, что жидкий реагент - обогащенный раствор хлорида кальция - эффективен лишь при температурах до -10°C и только как средство против обледенения дорог. Растопить уже образовавшийся лед "соляному бульону" не под силу. Здесь соль с песком вне конкуренции, если температура воздуха и дорожного покрытия не опустилась до -18°C.

Нажмите, чтобы увеличить.Самую низкую температуру замерзания (-35°C) и самую низкую по сравнению с NaCl и CaCl2 коррозийность имеет хлористый магний, который применяется как в жидкой, так и твердой форме для предупреждения образования льда и для борьбы с гололедицей. Кроме того, 10%-ный раствор хлористого магния безопасен для окружающей среды.

Каким образом обрабатывать дороги зимой в Европе, решают местные власти, исходя из бюджета на эти цели, удобства применения и экологических соображений.

Анна Ноздрина

Алла Мартинкевич

Борис Жуков

Виктор Михайлов

А.Исаченко (фото)

Читать комментарии к статье

ещё по теме

Добавить комментарий17 комментариев

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.

Комментарии к статье

У меня на авто буквально за две зимы соль пороги съела и изрядно подпортила кузов. В силу обстоятельств не смог обработать авто при покупке. Теперь боржоми пить поздно. Спасибо дорожникам. Коплю теперь сварщику на зарплату.

Как заново родился. А кто-то в прошлом году (прошлой зимой) уверял, что песчано-соляная смесь в столице использоваться не будет, во всяком случае в центре города. Как быстро всё забыто, или это были так... сказочки про белого гуся...

как всегда все по-совковому, печально, господа(

Ладно, что солью посыпают. Вот то, что она смерзшаяся и летит крупными кусками по кузовам проезжающих авто - за это нужно наказывать. Сегодня в 18-10 - 18-15 по Воронянского именно такую соль и сыпали: "звонкую", по дверям, фарам и стеклам.

Дороги посыпали и будут посыпать песчано-соляной смесью (ПСС). Использование ПСС эффективно и дешево в сравнении с другими вариантами. С учетом ежегодного сокращения денежных средств в дорожной отрасли отказываться никто не будет.

Овном каким-то их посыпают.

Добывают же в Беларуси в карьерах Микашевичей гранит в больших объемах, но использовать наверно, для посыпки дорог никогда не станут, потому, что добывают, а соль- вот она лежит уже почти готовая к использованию. Хоть один плюс от использования Солигорской соли есть для шахтеров- в городе ее становится меньше, пусть не намного, но все же...

Денис(21.12.2009 22:26):

Никакой прибыли шахтерам от использования "хвостов" Солигоского калия нет Иван и не будет и чтоб весь их объем израсходовать- надо всю Беларусь регулярно несколько лет посыпать (горы у нас большие).
В Скандинавских странах вроде как гранитной крошкой посыпают без соли.

Я, понятное дело, не имел в виду шахтеров в широком понимании этого слова. Подразумевалась горстка людей, надо полагать чиновников, делающих на этом свой "маленький" бизнес.
Даже с точки зрения государства проводить подобную политику крайне недальновидно. Экономя на реагентах и использую самые дешевые из них, мы получаем десятикратный ущерб, нанесенный в том числе и государству.
Хотя, вспоминая шествие тяжелой бронетехники на гусеничном ходу по свежезаасфальтированным улицам города, понимаешь, что взывать к здравому смыслу бесполезно....

Никакой прибыли шахтерам от использования "хвостов" Солигоского калия нет Иван и не будет и чтоб весь их объем израсходовать- надо всю Беларусь регулярно несколько лет посыпать (горы у нас большие).
В Скандинавских странах вроде как гранитной крошкой посыпают без соли.

Кася(21.12.2009 14:26):

Ну так, а куда ж дешевенькие отходы Солигорска девать? А с помощью отходов можно убить всех "зайцев": лед, авто, обувь, экологию за одно... и прибыль предприятию принести...

Причем, прибыль для всех!
И для шахтеров, и для дорожных служб, и для кузовщиков и для обувщиков... (((

ВАся(20.12.2009 13:22):

Или соляное лобби сильнее

Ну так, а куда ж дешевенькие отходы Солигорска девать? А с помощью отходов можно убить всех "зайцев": лед, авто, обувь, экологию за одно... и прибыль предприятию принести...

ВАся(20.12.2009 13:22):

А в скандинавских странах, где климат посуровее нашего

В условиях СУРОВОГО климата соль не эффективна. Поэтому и вынуждены пользоваться песком и гравием. А у нас зимой то дождь, то снег, то мороз, то отепель.

Khvostyk(21.12.2009 13:43):

Бедные экологические организации бьются о запрете фосфатов в стиральных порошках - а тут фосфатами дорожки посыпают. Заметьте - соль техническая - значит всяких примесей много. А ещё вдоль дорог поля сельскохозяйственные - потом все это и едим.

абсолютно согласна

"Чтобы этого не происходило, мы добавляем фосфаты"

Бедные экологические организации бьются о запрете фосфатов в стиральных порошках - а тут фосфатами дорожки посыпают. Заметьте - соль техническая - значит всяких примесей много. А ещё вдоль дорог поля сельскохозяйственные - потом все это и едим.

А в скандинавских странах, где климат посуровее нашего, не сыплют соль на дороги!!! Щебеночкой посыпают и все! И аварий там меньше и смертей на дорогах. Может попробовать перенять опыт? Или соляное лобби сильнее?

Сколько стоит восстановление кузова? Думаю, что в среднем от 1,5k$... А сколько в Минске автомобилей? Может скинуться убогим на правильную соль... А то, после ввода новых пошлин, хочется подольше поездить на теперешних машинках...
Или может таки проще ввести обязательное использование зимних шин?!

А башмачники,пишут не носить обувь по соли,а то гарантии каюк,неплохо устроились!"Кто пришивал пуговицы?"

Добавить комментарий

Курсы валют

  • Доллар США2.1102
  • Евро2.395
  • 100 Российских рублей3.1973
  • 10 Польских злотых5.554
  • 100 Украинских гривен7.6016
  • 10 Китайских юаней3.0355
  • Канадский доллар1.6025