Товары и услуги / Транспорт

Метрополитены мира: что скрывается за цветными линиями?

В 1863 году на карте единственного в мире на то время лондонского метро появилась первая станция - Metropoliten line, окончание строительства которой ознаменовало начало эпохи «метроцивилизации». За первые 20 лет своего существования старейшее метро мира «разрослось» до сегодняшней длины нашего минского метро - около 30 км. В конце XIX века идею строительства подземных железных дорог у англичан переняли венгры, французы, американцы и немцы. На сегодняшний день метро в нескольких разновидностях - от «метрокаров» до «метротрамов» - существует на 5 континентах, в 79 странах мира и более чем в 200 городах планеты.

Самые старые: от Лондона до Парижа

Старейшим метро в мире является лондонская tube (англ. - «труба»). Кроме этого, сегодня подземка Лондона - одна из самых больших и запутанных в мире. Спроектированная в середине XIX века в качестве специального вида транспорта для разгрузки центральных улиц города от пробок и вездесущих пешеходов, в начале XX века tube превратилась в муравейник промышленных масштабов. Ежегодно лондонское метро перевозит более 1 млрд. жителей и гостей столицы Великобритании.

Из-за слишком больших размеров иногда лондонский метрополитен оказывается в курьезных, а то и странных ситуациях. Так, в 80-х годах XX века правительство страны решило провести «инвентаризацию» имеющихся станций метро. Исследование показало, что часть действующих станций имеет очень низкий пассажиропоток, часть станций находилась в аварийном состоянии из-за нехватки рабочей силы для их постоянного обслуживания. Тогда была организована «чистка» всего лондонского метро. В результате навсегда были закрыты более 20 станций, а действие нескольких линий было временно ограничено в связи с реконструкцией.   

Нажмите, чтобы увеличить.На 6 лет позже лондонского, в 1869 году, в Европе появился второй метрополитен - афинский. На протяжении почти 130 лет в столице Греции действовала всего одна линия метро с 23 станциями. В преддверии Олимпийских игр 2004 года афинская подземка была реконструирована, а к одинокой линии добавились еще две. Любопытно, что весь период метростроя в столице Греции связан с постоянными археологическими находками. Практически все ценности, найденные во время строительных работ, сегодня выставлены на всеобщее обозрение на нескольких станциях метро Афин. 

Нажмите, чтобы увеличить.Третьим по старшинству и первым в Новом Свете является метрополитен Чикаго, открытый в 1892 году. Сегодня чикагский «сабвей» - один из самых загруженных в мире.

За несколько лет до начала XX века метрополитены также появились в Будапеште, Глазго и Стамбуле. А вот берлинский метрополитен - одна из самых развитых метросетей мира - был открыт на два года позже, чем парижский. Свое метро столица Франции, получила в 1900 году в связи с открытием Парижской Всемирной выставки (кстати, 11-ю годами ранее Всемирная выставка "подарила" городу Эйфелеву башню). Одна из главных особенностей парижского метро - короткие перегоны между станциями - в среднем порядка 500 метров. Кроме этого, метро Парижа также входит в десятку самых запутанных метрополитенов мира с избыточными станциями и «запущенными» вестибюлями.    

Самые молодые: от Казани до Дубая

Нажмите, чтобы увеличить.Одними из самых молодых метрополитенов мира, проекты которых были сданы в эксплуатацию в первом десятилетии XXI века, считаются подземки Копенгагена, Севильи, Пальма-де-Майорки, Казани, Турина, Дели, Тегерана, Бангкока, Бразилиа и Дубая. Большинство новых метрополитенов строится по принципу интеграции с другими видами общественного транспорта мегаполисов, а также в соответствии с географическими особенностями расположения городов. Так, часть новых метро представляет собой не что иное, как линии «легкого» метро, проложенного не под землей, а над ней. Некоторые метрополитены совмещены с системой железнодорожного транспорта, а некоторые - с трамвайными линиями.

Так, казанский метрополитен сегодня гордо носит звание первого метро, построенного в современной России после распада СССР. А учитывая тот факт, что идея о строительстве метро в Казани была поднята еще в середине 30-х годов XX века, то к уже упомянутому званию можно прибавить еще одно - самого долго строящегося в мире. Кроме этого, казанский метрополитен - один из самых коротких на планете. Его протяженность - всего 8,4 км при эксплуатируемых 6 станциях.

Нажмите, чтобы увеличить.А вот делийский метрополитен сегодня - самый быстро строящийся из недавно открытых. С момента сдачи первой его линии в 2002 году было построено более 70 км метролиний.

Метро столицы Ирана - одно из самых «дорогих» в мире. По предварительным подсчетам, к моменту открытия первых двух линий тегеранского метрополитена в 2000 году на его строительство было потрачено более $1 млрд. Что примечательно, до момента своей коммерческой эксплуатации тегеранский метрополитен использовался местными властями в качестве бункера на случай военных действий (1999 - 2000 гг.).

Нажмите, чтобы увеличить.Посоревноваться в цене с тегеранским метро, построенным на деньги государственных властей, может разве что самый молодой метрополитен мира - дубайский. Дубайское метро сегодня - самая длинная автоматизированная «подземка» в мире. Первая 52-километровая линия элитного метро, построенного, в отличие от других метрополитенов на планете, на деньги частных инвесторов, работает при использовании минимальных человеческих ресурсов. В вагонах метро Дубая, рассчитанного в первую очередь на туристические поездки с обзорными экскурсиями по столице эмирата, есть специальные «золотые» места для особо обеспеченных граждан. Кроме этого, дубайская система метро - единственный случай среди метрополитенов мира, где стоимость проезда в одном составе отличается по различным признакам для отдельных групп граждан.    

А вот «легкое» метро столицы Балеарских островов Пальма-де-Майорки, открытое в 2007 году, является самым узким в мире - ширина колеи составляет всего 1000 мм. 

Самые оригинальные и опасные: от Стокгольма до Пхеньяна

Нажмите, чтобы увеличить.Метро - это не только удобно, но и красиво. В некоторых городах мира посещение отдельных станций метрополитена является обязательным пунктом экскурсионной программы. Одним из самых оригинальных метро мира можно с уверенностью назвать стокгольмскую подземку. Неофициально ее называют «самой длинной художественной галереей в мире». Открытые в 1950 году центральные станции метро Стокгольма имеют весьма необычный антураж - некоторые из них представляют собой прорубленные тоннели с нетронутыми горными породами в стенах. А часть - реальные художественные галереи со специальным освещением и выставками картин и работ современных художников, скульпторов и дизайнеров.

Нажмите, чтобы увеличить.Всем известными произведениями искусства также являются некоторые станции московского метрополитена. Более 30 из них признаны объектами культурного наследия ЮНЕСКО. Центральные станции московского метро, включая наземные вестибюли, являются памятниками архитектуры эпохи соцреализма и сталинского ампира. Кроме этого, сегодня в метро Москвы ведется активная работа по популяризации иных культурных стилей и объектов через специальные акции. Так, с недавнего времени в московском метрополитене курсируют художественно оформленные составы «Акварель» и «Читающая Москва». Кстати, именно московское метро считается одним из самых загадочных в мире. Многие исследователи и заинтересованные лица описывают различные факты из истории существования столичной подземки. Так, считается, что более 50 проектируемых станций московского метро так и не были открыты по разным причинам, якобы сейчас они находятся в замороженном состоянии. О существовании же правительственного метро под кодовым названием «Метро-2» и вовсе написаны целые книги.           

Нажмите, чтобы увеличить.Если не учитывать художественной ценности отдельных метрополитенов мира, то среди оригинальных подземок можно отметить, например, мадридское метро - единственное, имеющее две кольцевые линии. Самым «бесполезным» метро мира считается часть софийского метрополитена: официально недостроенными станциями-«призраками» признаны три объекта при общем количестве станций в 14 штук. Правительство Болгарии, опасаясь недостаточного финансирования открытого в 1998 году метрополитена, заморозило строительство этих станций, к 2010 году практически прекратив проект их возрождения.

А вот метро Барселоны считается основоположником одного из методов распределения пассажиропотоков. В 1930-х годах испанские инженеры спроектировали часть станций барселонского метрополитена следующим образом: станции имели три платформы - две береговые и одну островную. Впоследствии станции по «барселонскому» проекту были построены в Нью-Йорке, Токио, Париже.

Самым чистым метрополитеном Европы считается метро Варшавы. Самым глубоким - петербургский метрополитен. Самая же глубокая станция в мире находится в Киеве («Арсенальная», 105,3 м под землей).  Нажмите, чтобы увеличить.

Одними из самых грязных метрополитенов мира, без учета старейших и разветвленных систем Лондона, Парижа и Нью-Йорка, считаются метро Бухареста, Буэнос-Айреса, Каира и Пхеньяна. Примечательно, что единственный метрополитен Северной Кореи был открыт на год ранее, чем в Сеуле. В те годы увлеченные гонками не только вооружений, но и социальных успехов правительства обеих Корей стремились «переплюнуть» друг друга во всем. В том числе и в открытии метро. Большими трудами Северная Корея сделала это на один год раньше, чем соседка. По неофициальной информации, открытие убыточного и плохо обновляемого метрополитена в Пхеньяне стоило жизни сотням простых корейцев. Сегодня пхеньянский метрополитен является одним из самых «запущенных» и опасных в мире.

Метрополитены СССР и СНГ: от Москвы до Екатеринбурга

Как известно, метро в СССР «доставалось» только городам-«миллионникам». Бурно начатое в 20-х годах XX века строительство московского метро стало предметом зависти других городов, близких к миллионному населению. В 1955-м метро открылось в Санкт-Петербурге, а в 1960-м - в Киеве. В это время за резолюции партии о строительстве подземки негласную войну между собой начали Ереван, Нажмите, чтобы увеличить.Ташкент, Нижний Новгород, Новосибирск, Ярославль и наш Минск. Одной из легенд минского метро является история о том, как правительство республики, намереваясь получить разрешение от Центрального комитета партии на проложение подземки, всеми силами пыталось «догнать» количество населения Минска до долгожданного миллиона. Специально для этого были разработаны документы по дополнительному привлечению молодежи из сельской местности страны.

В общей сложности за время своего существования СССР «подарил» метрополитены 15 городам: Москве, Санкт-Петербургу, Киеву, Баку, Харькову, Ташкенту, Еревану, Минску, Нижнему Новгороду, Новосибирску, Тбилиси, Самаре, Волгограду, Кривому Рогу и Екатеринбургу. По советским проектам были также построены метро в Софии, Варшаве и Пхеньяне.

Нажмите, чтобы увеличить.Большинство метрополитенов, построенных в конце 80-х годов, а также в новый период истории СНГ, - одни из самых коротких в мире. Так, за право называться самыми маленькими сегодня спорят днепропетровское (7,8 км) - по километражу, и екатеринбургское метро (9,5 км) - по времени движения от певрой до последней станции. Интенсивность строительства некоторых подземок провинциальных городов современных России и Украины практически близка к нулю. Самым развивающимся и постоянно обновляющимся считается московский метрополитен, на карте которого ежегодно появляется до 3-5 станций.   

Тимур Кресников

Читать комментарии к статье

Добавить комментарий18 комментариев

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.

Комментарии к статье

Очень интересно! Вообще обожаю метро!

На картинке метро Днепропетровска - "проспект соВбоды" - это скан?или ошибка автора?

Kresnikov:

Что скрывается за цветными линиями

А что скрывается за цветными линиями минского метрополитена, когда они вдруг поменяли цвет? (отхамелионничали лет десять назад - первая и вторая линия поменялись цветами)

На 6 лет позже лондонского, в 1869 году, в Европе появился второй метрополитен - афинский.
Вот это слышу впервые. Вроде везде пишут, что второй метрополитен в Европе и первый на европейском континенте - будапештский, построенный в 1896 году.

А еще, самая глубокая станция - не Арсенальная, а одна из станций Пхеньянского метрополитена - 120 метров.

Круто! Спасибо за статью! Очень интересно! Хотя жаль, что у нас метро очень медленно строится... даёшь третью линию!!!

2 Kresnikov, я в курсе, у меня по истории было "5" Про Казанский метрополитен тоже поправились, оперативно

Mick(11.02.2010 20:58):

А ещё Эйфелева башня была построена в 1889 году к Всемирной выставке. Учебник по истории за 8 и 11 классы. Автору незачёт.

Mick, действительно, получилось двойственное понимание контекста Все исправили: "Свое метро столица Франции, получила в 1900 году в связи с открытием Парижской Всемирной выставки (кстати, 11-ю годами ранее Всемирная выставка "подарила" городу Эйфелеву башню)".

Цитата:

Свое метро столица Франции, равно как и главный символ - Эйфелеву башню, получила в 1900 году в связи с открытием Парижской всемирной выставки.

Нужно обладать фантастической проницательностью, чтоб из этой информации понять, что Эйфелева башня построена в 1889 году. По мне из контекста чётко следует, что башня была как метро построены в 1900 году.

Mick(11.02.2010 20:58):

А ещё Эйфелева башня была построена в 1889 году к Всемирной выставке. Учебник по истории за 8 и 11 классы.

Ну да. Башня была открыта в 1889 году. Но я вот понял из контекста, что башня была открыта просто к открытию Всемирной выставки. А, как сообщают упомянутые выше учебники 8 и 11 класса, Всемирная выставка проходила в Париже в 1889 и 1900 годах. Так что по тексту, в принципе, все верно. Просто имелось ввиду, что и метро и башня были открыты к выставкам, просто разных лет. Так что автор не облажался.

А ещё Эйфелева башня была построена в 1889 году к Всемирной выставке. Учебник по истории за 8 и 11 классы. Автору незачёт.
Удивительно, что среди разнообразия метрополитенов, автор упустил Волгоградский и криворожский, а там ездят трамваи И платвормы следовательно ниже. Хотя Волгоградский метротрам строился в возможностью достройки до уровня нормального метро. Да и в казанском метрополитене !!! 6 станций.
В общем по моему мнению, автору не помешало бы чутка перепроверять приводимые факты.

В Нью-Йоркском сабвэе по рельсам бегают крыски и не боятся)
А еще там есть закон - не кормить голубей, а то они любят гнездиться на открытых станциях под крышей. Какают много)
Штраф - до 1000 долларов. За корм естественно)

aster-X, возможно, и это можно считать критерием. Уже имеем таким образом три аспекта для определения самого короткого метро. Кстати, на представленной в статье карте казанского метро обозначено также 6 эксплуатируемых станций, как и в днепропетровском. Видимо, в тексте неточные или устаревшие данные. Так что, по данному критерию эти метро одинаковы. Можно предложить в качестве ещё одного альтернативного или дополнительного критерия для определения самого короткого метро сравнивать совокупную длинну подвижных составов.

Эдвард, возможно спорят потому, что у Казанского метро 5 станций, а у Днепропетровского 6.

"... за право называться самыми маленькими сегодня спорят днепропетровское (7,8 км) и казанское метро (8,4 км)." Из данного высказывания не сразу ясно о чём тут спорить, ведь днепропетровское метро по километражу короче казанского... Но это если не учитывать длинну самого названия: так как у казанского метро его название короче (чем у днепропетровского), то это, возможно, даёт ему право спорить, претендуя на то, чтобы называться самым коротким метро, не взирая на более длинный километраж.

Прикольно! Оч интересно. Побольше таких статей познавательных, хорошая фактология. Даже и не подозревал, что метро, например есть в КНДР

Тимур, спасибо за интересную статью. Вы, как всегда, на высоте.

очень познавательно.
по сравнению с казанским червяком, даже минское кажется гигантским пауком.
жаль, только прогадали с шириной платформ!

Добавить комментарий

Курсы валют

  • Доллар США2.1262
  • Евро2.4132
  • 100 Российских рублей3.1849
  • 10 Польских злотых5.6447
  • 100 Украинских гривен7.6447
  • 10 Китайских юаней3.0823
  • Канадский доллар1.5866