Общество / Культура

Театральный скандал в сундуке: обнаженку на сцене не оценили

Шокировавшая минскую публику голая правда о плохих людях в Гуантанамо призов на фестивале не получила. Если верить официальному пресс-релизу, жюри Международного фестиваля студенческих театров «Тэатральны куфар» никак не отметило театр Римской театральной академии «Sofia Amendolea» (Италия). Хотя представленный им спектакль имел наибольший общественный резонанс как в Минске, так и за его пределами.

«Традиции. Поиск. Эксперимент»

Под таким девизом проходил фестиваль с 27 сентября по 2 октября в Минске. По традиции организатором мероприятия выступило управление по делам культуры БГУ.

Независимое жюри в составе известных театральных деятелей из Беларуси, Иордании, Кореи, США, Великобритании, Франции, Ирана и Испании вначале было занято поиском достойных фестивального уровня постановок, а затем выбором из них лучшей.

А вот последнее слово на «Э» в этом слогане можно смело менять на «Эпатаж». И все благодаря Фабио Амодею – режиссеру и автору самой скандальной пьесы «Тэатральнага куфра».

«Плохие люди в Гуантанамо» – это реальная история. В основу пьесы лег доклад официальной комиссии Конгресса США о физических, психологических и сексуальных издевательствах, которым подвергались заключенные.

На сцене – ожившие фото, которые потрясли мировую общественность еще в 2004 году. Солдаты иракской тюрьмы Абу-Грейб обменивались фотографиями, на которых они грубо обращались с заключенными, сажали их, как собак, на цепь, насмехались над обнаженными иракцами, которых принуждали принимать унизительные позы. В 2010 году итальянская труппа смогла потрясти белорусскую театральную общественность.

«Наш спектакль своим происхождением обязан этим ужасным фотографиям, которые обошли весь мир благодаря Интернету, информагенствам и документальным фильмам. Эта пьеса написана по мотивам реальной истории трех пакистанских заключенных из города Типтона (Великобритания), которые отправились в Пакистан отпраздновать свадьбу одного из них. Схваченные солдатами армии США и обвиненные в терроризме, они попали в тюрьму, где провели 2 долгих года заключения, пока не была доказана их невиновность. Впервые эта история будет показана на сцене в надежде всколыхнуть сознание людей». Так авторы театральной постановки описали свое творение.

В этом описании отсутствует даже намек на то, что фотографии будут воспроизведены «дословно» и актеры будут переживать страсти своих героев, обнажив не только нерв.

Реакция организаторов

«Это очень тяжело – раздеться на сцене. Это ведь не кино, где тебя снимает всего одна камера. Здесь же ты раздеваешься перед целым зрительным залом. И это определенная смелость и актеров, и режиссера – показать такой спектакль, заставить актеров раздеться, снять какие-то свои внутренние комплексы и противоречия», – сказала Екатерина Солодуха, директор фестиваля.

Реакция зрителей

Театральные блоги и форумы активно включились в обсуждение. Кто-то разглядел новое слово в театральной обнаженке, кто-то утверждает, что все это вторично. Процитируем некоторые высказывания.

«Когда наконец (за 10 мин до начала) открыли двери – люди видели, как на сцене восстанавливают печально известные фотогорафии из Абу-Грейб. Причем «заключенные», как и полагалось, были голышом. А жестокие «охранники» елозили их по-всякому. В начале собственно спектакля «пакистанцы» оделись, но быстро были раздеты, переодеты, искупаны, раздеты и снова одеты. В общем, как-то так. На сцене постоянно кто-то бегал, орал, махал флагами. По сути, было две сильных сцены – пробежка с флагами и песня при раздевании охранника. Потом уже как-то не так оно все было... с самого начала казалось, что я это уже где-то видел…» – так описывает четвертый день фестиваля в своем ЖЖ MbIKOJIA.

«…Пропустил или прослушал о награждении итальянцев. На выходе спросил у группы обсуждающих – итальянцам не дали, не получили... – ребята, а итальянцев награждали или нет, ничего не дали. Как!! что за ерунда!! не может быть... не укладывалось как-то, как такое могло пройти мимо внимания почтенного жюри... Вива, Италия!!! да это даже странным назвать нельзя – когда вокруг слышишь: «ты видел итальянцев?», «ты знаешь, итальянцы просто зал порвали!», «слушай, ты что, не видел италии – ,,,,,, ну ты много пропустил!..»

Никого не хотел обидеть – честное слово, просто очень за итальянцев обидно – а значит, больно. А значит, мы заодно», – так констатирует бессмертность театральной мафии Сын неба на форуме.

«Было у меня чувство того, что вот этот фестиваль студенческих театров тот таран, которым западное театральное быдло будет пробивать сознание белорусских зрителей… Пусть театральное жюри и не признала лучшим спектакль римской театральной академии (вот это академия!!! вот какому искусству нас пытаются учить!), но для меня несомненно, что если это жюри отбирало и участников фестиваля, то уже одним присутствием этой порнографии на студенческом фестивале выразила свою солидарность с некоторыми зрителями любителями клубнички», – пишет в блог-посте театрал Лягушатник.

И все-таки славу спектаклю принес не зрительский успех и не театральная критика, а… показ в прайм-тайм по российскому федеральному каналу сюжета о спецефическом действе на белорусской фестивальной сцене.

Сообщение в твиттер-аккаунте Kufar: «Какой белорусский фестиваль может похвастаться сюжетом в итоговой программе на НТВ? Говорят, значит, заметили и не смогли пройти мимо».

«На седьмом году жизни #koufar в нем появилась перчинка. Спасибо НТВ» – еще одно сообщение из ленты твиттера.

[video]http://www.youtube.com/watch?v=8z8PmE6Z4nA[/video]

Официальный пресс-релиз

2 октября завершился театральный марафон VII студенческого фестиваля «Куфар-2010». На протяжении шести дней молодые актеры из 16 стран демонстрировали свои таланты, волновались и оценивали конкурентов.

Помимо конкурсных спектаклей на суд зрителей были представлены гостевые постановки.

Четыре мастер-класса провели ведущие театральные деятели из Испании-Колумбии, Франции-Ирана, Польши и Великобритании. Серхио Сиерра и Меди Фараджпур научили управлять своим телом, а Дариуш Езерский – голосом.

На церемонии закрытия был презентован последний мастер-класс – проект «Koufar – in – Motion». Он ставился на протяжении фестивальной недели с участием актеров из разных коллективов и стран. Сценическое действие по роману Золя «Нана» осуществлялось по технике «Имидж-театра» Августа Боаля, руководителем проекта выступил Эдвард Льюис.

После яркой и оригинальной постановки началась церемония награждения участников фестиваля.

Первая награда за «театральную искренность» направилась к театру «you TOO Spielclub» (Швейцария, «Сыграй мне песню о моей смерти»). Победитель определялся путем голосования интернет-пользователей.

Темы спектакля были разнообразны: любовь, мечты, одиночество, смерть, страхи молодых людей, которые хотят быть непохожими на других. Затем призы раздавало профессиональное жюри, председателем которого явился Доктор Джон Фримэн (Великобритания).

Счастливым обладателем «лучшей мужской роли второго плана» стал Карл Лауниц из Эстонии («Восемь японских киогенов»). Киогены – короткие сатирические стихотворения, высмеивающие человеческие недостатки.

«Лучшая женская роль второго плана» оказалась в руках у представительницы полоцкого театра «АРТ» Дарьи Мядель («Чайка»). Постановка известного чеховского произведения «превратилась из пьесы для ума в пьесу для сердца».

Приз за «лучшую сценографию» получил театр «На балконе» БГУ (Минск, «Эмигранты»). Это рождественская история о двух эмигрантах: сельском рабочем и интеллектуале, которые пытались понять свое предназначение.

«Лучшей мужской ролью» награжден польский актер Матеуш Миколайчик (театр нового искусства, «Под подошвой ботинка»). Спектакль, повествующий о сложной ситуации выбора мужчины и женщины. Глобальные вопросы «Возможна ли любовь под мостом, где холодно и мокро? А под подошвой ботинка?» не дают главным героям покоя.

Победительницей в номинации «лучшая женская роль» стала Марианна Дардевич (Сербия, «Имитация жизни»).

Проблема искусства и роли в нем творца в современной Сербии была поднята на театральных подмостках.

«Лучшей режиссуры» удостоился английский театр «The Remington Project» («Красная комната»). Влюбленная женщина-писатель отправляется в свой свадебный дом, где ее преследуют привидения бывших жен мужа. В постановке оригинально интерпретируется история о Синей Бороде.

Гран-при зрительских симпатий – главный приз театрального фестиваля – также улетел в Великобританию. К слову, эта награда обеспечивает попадание театра-победителя на следующий «Куфар» без предварительного денежного взноса за участие.

Также организационный комитет фестиваля вручил Роберу Жарме приз за «отличные достижения в университетском театре».

Реакция автора статьи

Сегодня спектакль «Плохие люди в Гуантанамо» – фестивальный проект. В Италии постановка пережила только премьерный показ. В ряде европейских столиц итальянскую труппу с голым спектаклем на подмостки не выпустили.

Театральное искусство не самое прогрессивное: технологии и спецэффекты в кино и на телевидении развиваются куда быстрее. Хотя нельзя исключить, что в будущем обнаженная натура на сцене станет явлением привычным. И режиссеры будут искать новые способы самовыражения, используя, например,  рентген и УЗИ, чтобы глубже влезть в шукуру героя и точнее передать его переживания…

Да, мы привыкли к нескончаемой демонстрации гениталий с широких и плоских экранов. Но хочется верить в то, что под театральными софитами, несмотря на эксперименты и поиски, нас все-таки будут поражать искусством перевоплощения, а не сплошным натурализмом.

Вероника Тризно

Читать комментарии к статье

Добавить комментарий11 комментариев

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.

Комментарии к статье

Посмотрела ролик. Какое безобразие! Во-первых, спектакля нет, как такового. Тупое шляние и валяние по сцене некрасивых голых тел. Во-вторых, это просто паскудство.
Так называемый режиссер - маньяк. Актеры - просто банда эксгибиционистов.

Дожили. Спектакль не смотрели, а уже целую статью накатали. Может про фильмы в вашем интерфаксе тоже пишут, не смотря их? А остальные темы - глянули одним глазом и написали? Как говорится, "не читал, но осуждаю"

Мне очень трудно представить психическое состояние людей после просмотра "спектакля". На мой взгляд, всему есть какие-то здравые пределы. Тем более, если речь идёт о студенческом фестивале.
Уму непостижимо, как это могли пропустить.
Я теперь очень хорошо понимаю, почему в Евровидении условием является избегание политической тематики.

отличный спектакль,,,,и не надо пугаться "обнаженки",ее просто надо воспринять как декорацию и не более............а кого все же пугает-не смотрите.

atch_ramirez(06.10.2010 16:12):

Ах, если бы здесь была дискуссия... Увы, вместо нее — несколько цитат из блогов и "резонанс", раздутый несколькими ханжами, которые, похоже, впервые увидели половые органы. Да и то — на фотографиях.

Может, это и ханжество. Но не хочу видеть половые органы ни на фотографиях, ни с экрана, ни тем более с театральной сцены. Поэтому на "Куфар" не пойду. Не угадаешь, что в следующий раз продемонстрируют. Вдруг кто-то захочет сделать постановку по материалам уголовного дела Чикатило. Это зрелище не для меня, извините

Попадись Фабио Амодею фотки из лагфильтра Чернокозо на сцене наверно уши резали бы?

Ах, если бы здесь была дискуссия... Увы, вместо нее — несколько цитат из блогов и "резонанс", раздутый несколькими ханжами, которые, похоже, впервые увидели половые органы. Да и то — на фотографиях.

Аккредитоваться на фестиваль было проще просто, насколько мне известно. Вот если бы вы сходили на несколько спектаклей, могли бы написать интересную статью о тенденциях в театральном мире, высказать свои соображения по поводу того, что увидели. А так... "Пастернака не читал, но осуждаю".

Шесть лет жду интересных статей о "Куфаре", а читаю максимум вот такое вот.

Потому что другие спектакли не стали таким же ярким поводом для дискуссий и размышлений на тему, что можно показывать на сцене, а от демонстрации чего лучше отказаться.

Но ведь в официальном релизе не упомянуто множество спектаклей. С них есть и фотографии, и видео. Почему же не написать об отношении к художественным методам других режиссеров?

В статье есть видео. Также прошу учесть, что это не рецензия, а констатация факта - спектакль был, в официальном релизе не упомянут. И мое личное отношение к художественному методу, избранному итальянским режиссером.

Любопытно, видела ли автор статьи спектакль.

Добавить комментарий

Курсы валют

  • Доллар США2.1666
  • Евро2.4432
  • 100 Российских рублей3.2497
  • 10 Польских злотых5.6519
  • 100 Украинских гривен7.9572
  • 10 Китайских юаней3.198
  • Канадский доллар1.6304