Общество / Культура

Владимир Спиваков: Шостакович в Минске звучит не случайно

Приезд в Беларусь маэстро Владимира Спивакова вызвал такой большой ажиотаж среди поклонников классической музыки, что достать билеты на его выступления не удавалось даже «через родственников и знакомых».

Все билеты на фестиваль «Владимир Спиваков приглашает» были распроданы в считанные часы, были «разобраны» места на приставных стульчиках, на сцене, за спинами музыкантов, а самые настойчивые поклонники таланта маэстро смогли достать входные билеты, дающие право смотреть концерт Владимира Спивакова стоя на балконе. Прославленный дирижер и скрипач, основатель и руководитель оркестра «Виртуозы Москвы» Владимир Спиваков, приехав в Минск, не обещал, что фестиваль станет ежегодным, и удивлялся, как ему удалось выкроить время для этого тура.

О плотном графике выступлений:

- То, что мы смогли выкроить немного времени и приехать в Беларусь, вызывает большое удивление у меня самого. Мы только что с оркестром «Виртуозы Москвы» вернулись из огромного турне по США, после чего уже через день играли в Кремле. Речь идет о концертах, которые проводятся ежегодно под патронажем первой леди России Светланы Медведевой. К слову, там мы играли с белорусским скрипачом Павлом Батяном. За день до открытия фестиваля в Минске я дирижировал в Большом (Светлановском) зале Дома музыки. Теперь мы приехали к вам. А после вас у нас есть всего два дня на подготовку к следующим гастролям и пресс-конференции нового фестиваля, который пройдет в январе в Москве. Это новый рождественский фестиваль, который патронирует его святейшество патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Там будет звучать духовная музыка, приедут представители очень разных конфессий - из Вестминстерского аббатства в Англии, из Ватикана. Уже 9 декабря я улетаю на гастроли в Израиль, оттуда - в Турцию, потом во Францию, в Швейцарию, в Москву, в Уфу. А потом уже и Новый год не за горами: 31 декабря - традиционный концерт в Московском международном доме музыки с участием великолепных солистов. Когда я об этом рассказал одному журналисту, он меня спросил: «Это ваш план на год?»

О ситуации с искусством в Беларуси:

- Факты говорят сами за себя: у вас отреставрирован Оперный театр, на высоком уровне находятся консерватория, училище, музей, арена, где проходят большие концерты. Кадры, которые выходят из недр минской консерватории, мирового уровня. Достаточно вспомнить солиста Ивана Каризну, которого наш фонд поддерживает где-то с 12-летнего возраста. Он поступил первым номером в парижскую консерваторию и учится там. С Григорием Ковалевским нам удалось уговорить одного очень богатого человека, который купил ему настоящую виолончель и смычок, но он достоин этого.

О благотворительном фонде:

- Как такового филиала фонда в Беларуси нет, но мы стараемся уделять внимание белорусским музыкантам. В частности, мы пригласили замечательную девочку, которая играет на гобое, но она, к сожалению, заболела. Мы как-то провели уже в Москве концерт, который назывался «Виртуозы Москвы сегодня и завтра». Концерт открывал маленький семилетний мальчик Владик Керн, сын замечательной пианистки Ольги Керн, а заканчивал концерт исполнитель, который пришел в фонд, когда ему было семь или восемь лет.

О помощи молодым исполнителям:

- Вообще-то, когда правая рука делает добро, левая должна об этом молчать. Так написано в Евангелии.

О белорусских талантах:

- В Могилеве есть девочка Анна Павлова. Я очень надеюсь, что ей поможет министерство культуры. Я считаю ее большим талантом, прекрасной художницей. Она с 12 лет в моем фонде.

О фестивале «Владимир Спиваков приглашает…»

- Мы сделали фестиваль, который хотели. Может, не все, что хотелось, удалось воплотить. Я бы еще хотел в Минске провести такой концерт, какой состоялся в Москве, Киеве и Владивостоке. С Национальным филармоническим оркестром мы озвучивали гениальный фильм Чарли Чаплина «Огни большого города». Я надеюсь, что когда-нибудь это можно будет сделать и здесь, в Беларуси. Это действительно гениальная идея и потрясающее зрелище. В концерте выступают Денис Мацуев, Александра Сумм, лауреат международных конкурсов белоруска Оксана Волкова, а также украинка Алевтина Яровая.

О белорусских и российских музыкантах за границей:

- Когда экономика позволит привлекать сюда больших педагогов, никто не будет уезжать. А те, кто уезжает, как правило, хотят вернуться назад.

О скрипках древних мастеров:

- Трудно воспитать нового Микеланджело, да Винчи - то же самое со Страдивари, Руджери. Мир идет по пути инноваций и нанотехнологий, и забывается, что это все-таки искусство, духовная работа. Мало изучить состав лака, толщину дерева, инструменты, которыми работали древние мастера. Оказывается, существует еще нечто, чему нельзя научить. Это Чехов назвал двумя простыми словами - Божья искра.

О Дмитрии Шостаковиче:

- Я не случайно поставил его симфонию в первый концерт в Минске. Дело в том, что много лет тому назад в Минске со мной произошел один случай. Понимаете, музыка не оставляет в покое душу. Помню, после исполнения этого произведения я как-то проснулся в 5 часов утра, разбудил свою жену, схватил партитуру и сказал: «Я понял, в чем здесь дело». Там есть надпись: «Посвящается памяти жертв фашизма и войны», но я почувствовал, что это очень личное сочинение, как интимные письма. Я посмотрел эту партитуру и сказал: «Вот здесь, в этом месте, Шостаковичу кажется, что его убили. А последняя часть - это он смотрит на мир уже оттуда, сверху. И вообще, я думаю, что это не просто посвящено жертвам фашизма и войны, а он написал свой собственный реквием». Прошло 15 лет. Дмитрия Шостаковича не стало. Вышла книжка «Письма Шостаковича Исааку Гликману», я ее почитал. В одном из писем Дмитрий Шостакович написал: «Дорогой друг, вчера я закончил восьмой квартет. Думаю, что вряд ли найдется кто-то, кому придет в голову написать что-то в память обо мне. Поэтому я написал это как реквием по самому себе». Я тогда угадал. И произошло это в вашем городе. Поэтому мне снова захотелось вернуться к этой музыке тут, в Минске. Знаете, Шостакович в этих письмах в пяти словах удивительно точно выразил свое кредо, свое отношение к музыке и жизни: «Мудрость. Любовь. Творчество. Смерть. Бессмертие». Это его путь…

О перспективах фестиваля:

- Я не склонен делать ежегодные фестивали. Люди должны немного соскучиться. Так что посмотрим, как пройдет этот фестиваль, и будем думать в перспективе, если Всевышний позволит.

Об аутентичности музыки:

- Любой гений идет впереди своего времени. Не случайно Анна Ахматова сказала, что после смерти человек меняет свое лицо. Почему так происходит? Потому что мы тоже меняемся, как время, и меняется наше отношение к происходящему. Вот Шостаковича сейчас слушают совсем не так, как слушали раньше. Шнитке - то же самое. Вы знаете, когда случилась эта трагедия в Московском метрополитене, совершенно случайно в Большом зале консерватории я исполнял произведение Шнитке. Оно звучало так, как будто оно написано по этому поводу. Вот вам и аутентичность. Такие люди как будто на 20-30 лет опережают свое время. Даже иногда сам художник не понимает, что он создал.

Ирина Киеня

Добавить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.

Комментарии к статье

Добавить комментарий

Курсы валют

  • Доллар США2.122
  • Евро2.4042
  • 100 Российских рублей3.1935
  • 10 Польских злотых5.5714
  • 100 Украинских гривен7.6098
  • 10 Китайских юаней3.076
  • Канадский доллар1.5848