Общество / Социум

Великий пост: телесный и духовный

У православных христиан важнейший и древнейший из многодневных постов - Великий -  в  2009 году начинется 2 марта.  О том, как нужно правильно поститься, а также о духовной сущности этого значимого для всех верующих периода читателям «Интерфакса» рассказал иерей Евгений Свидерский.

Пост называется Великим в честь его особенного значения: приготовление к самому большому празднику - празднику Пасхи, празднику Воскресения Христова, в котором заключается вся наша надежда на то, что мы по окончании этой земной жизни при соблюдении заповедей, данных нам Спасителем, получим блага, уготованные праведникам. Великий пост был установлен самим Спасителем, хотя и в Ветхом завете были прообразы этого поста: 40 дней постились пророки Илья и Моисей. Постился и Сам Иисус Христос: в течение 40 дней Он не вкушал ни пищи, ни пития. И когда Его организм истощился, как сказано в Евангелии, к Нему приступил диавол. Сатана вступил в духовную борьбу со Христом именно после поста, когда через истощение плоти наиболее обнаруживает себя духовная сущность человека.

Этот момент зачастую упускается теми, кто хотел бы приобщиться к посту, но видит в нем лишь диету. Одни считают, что соблюдение поста – хорошее средство очищения от шлаков, другие – способ похудеть, вегетарианцы также поддерживают пост. Но все это далеко от духовной сущности поста. Господь победил дьявола, отразив три искушения: похоти плоти, похоти очей и житейской гордости. Все эти искушения постигают и современных людей. Но победить их так, как то сделал Христос, мы не можем. Ведь мы слишком надеемся на себя, и мало уповаем на Бога. А только силой Божьей можно одержать победу над дьяволом. «Сей род (то есть злые духи) изгоняется только молитвой и постом», — говорится в Евангелии. Великий пост нужен нам для того, чтобы мы победили свои страсти, свою гордость и приблизились к Царству Божьему. А Царство Божье внутрь нас, как сказано в Евангелии. То есть мы чувствуем особую близость с Богом, когда в нас самих живет Дух Божий, Святой Дух.

Но Дух Святой посетит нашу душу только тогда, когда она будет подготовлена к такой встрече, очищена постом и молитвами. Пост невозможно рассматривать как добродетель без молитвы. Как птица не может взлететь на одном крыле, так и человек не может подняться к Небу, приблизиться к Богу с помощью лишь телесного поста. Одним крылом для духовного восхождения является воздержание телесное, другим – молитва.

Многие люди начинают очень строго поститься с самых первых дней. И хотя такое ревностное соблюдение церковных предписаний похвально, к посту нужно готовиться заранее, поститься умеренно и быть осторожным в своих духовных подвигах. Этому учат церковные предписания. Перед Великим постом есть четыре подготовительные недели, в течение которых христианин себя настраивает на то, чтобы его пост был угоден Богу, чтобы он проходил ровно, не повредив ни физическое здоровье, ни духовные силы. Например, первая подготовительная неделя носит название «Мытаря и фарисея». В воскресном богослужении этой недели вспоминается, как фарисей, соблюдая все ветхозаветные предписания, начал гордиться этим, считая себя лучше мытаря. Все его добродетели были перечеркнуты одним грехом – гордостью. А мытарь, осознавая, что он не достоин даже поднять глаза к небу, испрашивал для себя лишь милости Божьей. И в Евангелии сказано, что более оправданным уходит мытарь. Так и многие люди начинают гордиться тем, что выдержали пост, и это принесло свои положительные результаты. Постившиеся начинают превозноситься над теми, кто не соблюдал поста. Но пользы от поста тогда не будет, и потому всем надо помнить пример про фарисея и мытаря. Также и другие подготовительные недели поста настраивают на правильное его соблюдение, чтобы он начинался не сразу, но постепенно (сначала отказ от мясной пищи, потом от молочной, а потом и строгий пост), проходил ровно и с духовной пользой.

Что такое поститься духовно? Это значит не осуждать людей, не завидовать им, не причинять им зло, обращаться с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой. Нам каждому дан внутренний Закон Божий – наша совесть, и, следуя голосу совести, всегда можно рассудить, правильно ли мы поступаем в том или ином случае. Правда, иногда мы не слушаем голос совести, и он заглушается в нас. Как говорят, Бог вначале говорит с нами шепотом любви, потом голосом совести, а затем скорбями и болезнями. И скорби, и болезни - это зачастую следствие наших грехов и дурных мыслей. Пост и молитва в период Великого поста помогут нам услышать голос совести и избежать дурных мыслей. Ведь, вольно лишая себя калорийной пищи, мы утончаем свою плоть и становимся более восприимчивыми к духовным переживаниям, таким, как умиление, сострадание, покаянные слезы, духовная радость. А наша молитва на легких крыльях поднимается к Небу и возвышает нашу душу, делает ее божественной. Мы всегда должны помнить, что пост – это лишь средство для того, чтобы наша молитва была более действенной, а вера – более ревностной.

В посте важно соблюдать умеренность, ровность, чтобы избежать чрезмерных перееданий и голода. Ведь нигде в Евангелии не сказано, чтобы мы делали что-то противное нашему организму. Пост должен быть строго индивидуальным, ведь силы у всех разные. Один из святых отцов говорил, что способность к несению тяжестей у каждого своя. У одного организм словно сделан из стали, у другого – как из воска. И поэтому перед тем, как поститься, нужно придти в церковь и получить благословение священника. Он должен узнать духовное состояние человека, его возможности: давно ли он ходит в церковь или только начинает приобщаться ее таинствам, молиться за богослужениями, проникать в суть молитв и священнодействий. И строгость к начинающим будет не такой, как к людям, не первый год ходящим в храм, привычным к посту. Придя в церковь, откройте душу священнику, расскажите ему о своих слабостях и болезнях, если таковые есть, и он назначит вам ту меру поста, которая будет вам по силам.

Пост не будет угоден Богу, если мы не будем есть мяса, но при этом будем грубо обращаться со своими ближними. Результатом поста не должна быть злоба и раздражительность, ведь тогда окружающим людям не захочется, глядя на нас, поститься. Но, с другой стороны, если мы будем вкушать мясное и ни в чем из пищи не ограничим себя во время поста, мы не сможем этим угодить Богу, потому что не жертвовали ради Него ничем. А пост должен быть ради Бога, а не ради тела!

Как же определить меру, сколько пищи можно вкушать во время поста? Угодники Божьи, великие подвижники говорили, что после еды должны еще оставаться силы и желание для молитвы. Если же после еды мы чувствуем только отягчение желудка, нас клонит ко сну, нами одолевает лень к какой-либо работе, значит, мы слишком жалеем себя и потакаем плоти.

Мы часто говорим об экологии среды, однако прежде стоит задуматься об экологии души. Только приведя в порядок свои мысли, желания и чувства, можно задумываться об очищении окружающего мира. Во время Великого поста мы должны обратить свой взгляд не вовне, а вовнутрь: мы не должны замечать недостатки других, не должны сетовать на происходящие события и искать их виновников. Прежде всего, стоит спросить себя: а что я сделал, чтобы предотвратить это, чтобы зла в мире стало меньше? Святой Серафим Саровский сказал: «Спаси себя сам, и вокруг тебя спасутся многие». Вторят ему слова покойного ныне митрополита Антония Сурожского: «Никто не обратится к вечности, пока не увидит свет этой вечности в глазах другого человека». Поэтому необходимо нам самим преобразиться так, чтобы вся наша жизнь свидетельствовала о Боге, о вечности. И вряд ли мы сможем ощутить полноту радости светлого праздника Воскресения Христова, если мы не воскресим во время поста свою душу.

Добавить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.

Комментарии к статье

Добавить комментарий

Курсы валют

  • Доллар США2.1102
  • Евро2.395
  • 100 Российских рублей3.1973
  • 10 Польских злотых5.554
  • 100 Украинских гривен7.6016
  • 10 Китайских юаней3.0355
  • Канадский доллар1.6025