Авто / Мото

Топ-10 легендарных мотоциклов СССР

В их основе лежали «творчески переработанные» конструкции лучших иностранных моделей. Их собирали на заводах, построенных, чтобы победить в самой страшной войне. Их мог самостоятельно починить даже самый криворукий владелец.

За это мы, «советские», любили эти мотоциклы. Особенно в отсутствие хоть какого выбора. Мы любим их и сейчас: неубиваемые раритеты спустя десятки лет безжалостно эксплуатируются на селе и трепетно восстанавливаются в городских гаражах.

Пережив СССР, некоторые экземпляры легендарных советских мотоциклов успешно переживут еще не одно поколение владельцев.

«Вятка ВП-150». Самый стильный

Для затравки – не мотоцикл, но самый первый и одновременно самый стильный из их младших собратьев за всю историю СССР. Вятка ВП-150, выпускавшаяся с 1957 по 1966 год, – копия «лучшего мотороллера всех времен и народов» итальянской Vespa GS150.

До «Вятки» завод выпускал легендарные ППШ – пистолеты-пулеметы Шпагина. И пусть советский мотороллер не получил той славы, в лучах которой справедливо купается его старшая сестра Vespa, но более миллиона проданных в 50 странах мира «Вяток» (включая последующие модификации) – очень достойный результат.

Мотороллер был, по воспоминаниям владельцев, самым «дискотечным» транспортом. Его с теплом вспоминают мужчины, которые, в отличие от «байкеров», доезжали до клуба в не заляпанных грязью и машинным маслом брюках, и женщины, которым не приходилось менять нарядное платье на «спецодежду».

Л-300 «Красный Октябрь». Самый первый

Самым первым серийным советским мотоциклом стал Л-300 «Красный октябрь».

В начале 1930-го ленинградские конструкторы подготовили его чертежи, вдохновляясь самым надежным байком того времени – немецким DKW Luxus 300. А уже осенью того же года была готова первая партия Л-300.

Выпускался мотоцикл до 1938 года, а потом на его основе создали не менее легендарные ИЖ-8. Этот «потомок» Л-300 даже попал на серебряные монеты… Новой Зеландии.

К слову, имя ИЖ-7 носили все те же Л-300, которые параллельно с ленинградским предприятием «Красный Октябрь» выпускали в Ижевске.

М-72. Самый боевой

М-72 не был первым армейским мотоциклом в СССР. В 1934 началась сборка первой советской тяжелой модели ПМЗ-А-750, а в 1939-м – «дублера» британского BSA и, как считается, лучшего довоенного мотоцикла в Союзе ТиЗ-АМ-600.

Однако именно М-72, конструкцию которых «подсмотрели» у немецкого BMW R71 (именно ими оснащался Вермахт), выйдя в трагичном 1941 году, выпускали всю войну. А потом еще и серьезно послужили народу в гражданских целях – последние экземпляры сошли с конвейера аж в 1960-м.

С 1941-го по 1945-й М-72 несли на себе бойцов, вооруженных пулеметами или легкими минометами. К слову, позже мотоциклы, построенные на основе этой модели, стали вооружать и возимо-выносными противотанковыми ракетными комплексами.

С первых послевоенных лет – и долго после того – М-72 стали основным милицейским транспортом. А с 1954 года их могли для своих нужд купить и простые советские граждане.

«Потомков» М-72 в начале «нулевых» заказала Республиканская гвардия Саддама Хусейна. Но воспользоваться не успела – и боевые мотоциклы «пошли в народ». По желанию заказчиков иракские автомастерские ставят на «Уралы» дополнительную «активную и пассивную защиту» – броню и пулемет.

«Урал М-62». Выбор милиции

Массово пересаживать советскую милицию на патрульные автомобили стали только в 1970-х. А до этого их основным транспортом были мотоциклы с коляской.

Первые послевоенные десятилетия милиционеры ездили на армейских моделях. А с середины 1960-х получили в свое распоряжение не менее надежные, но еще более подходящие для милицейской работы «шестидесятки» – патрульная версия «Урал М-62» и его «потомки» (вплоть до М-67).

«Урал М-62», к слову, прославился ролью в великолепном фильме «Берегись автомобиля» (всего в фильме было снято целых пять разных мотоциклов).

Иж-49. Универсальная модель

Иж-49, появившийся в 1951 году, и сегодня достаточно часто можно увидеть на дорогах и бездорожье бывшего Советского Союза.

«Наверное, лучший мотоцикл для нашей страны!» – и по сей день можно услышать от российских мотолюбителей. От белорусов чуть реже: причину тому вы найдете, дочитав наш рейтинг до конца.

Надежный, живучий, приспособленный к любым условиям и очень звучный (в СССР его «голос» – не меньшая легенда, чем в США – рокот «харлеев»), Иж-49 по праву занимает достойное место в нашем топ-10.

«Иж Планета Спорт». Первый серийный «спортсмен»

Если все предыдущие советские мотоциклы были лишь слегка модернизированными довоенными моделями, то «Иж Планета Спорт» создавался явно с оглядкой на современные ему японские байки.

В облике самого элегантного из «Ижей» можно найти отсылки к творениям Suzuki, Yamaha и Kawasaki. И даже сегодня, спустя почти четыре десятка лет с начала выпуска, спортивная классика «Иж Планета Спорт» не выглядит архаично.

Самый быстрый и самый технологичный из всех советских собратьев, он достойно смотрелся и на фоне зарубежных моделей.

«Ява 360». Самый киногеничный

К 1970-м на «Явах» ездил каждый третий советский мотоциклист, и неудивительно, что чехословацкие мотоциклы очень часто попадали в кадр.

Главная же роль в советском кино досталась Jawa 360: именно на этой модели Геша Козодоев везет на рыбалку на Белую скалу Семена Семеновича Горбункова.

«Ява 350 638». Главный мотоцикл «ревущих 90-х»

Последняя из «Яв», продававшихся в СССР, Jawa 350 638, также стала «народным» мотоциклом.

Успев выйти перед самой перестройкой, в 1984 году, эта модель часто появлялась в суровых фильмах конца 1980-х-начала 1990-х. Так «Яву 350 638» можно увидеть в драме «Авария – дочь мента» и боевике «Крысы, или Ночная мафия».

Мотоциклу даже посвящена песня «Ява» популярной в те годы группы «Сектор газа».

«Днепр 11». Самый подходящий для тюнинга

Когда движение байкеров в СССР только зарождалось (тогда они называли себя рокерами), суровые парни в проклепанной коже среди прочих мотоциклов особо уважали «Днепр 11».

Именно этот мотоцикл оказался наиболее подходящим для упражнений в тюнинге. Доработанных «тяжеловесов» и сегодня можно встретить на различных мотошоу и на дорогах. Благо, найти «основу» для доработки достаточно легко.

«Минск М1А». Первый белорусский

И по сей день самым «народным» мотоциклом в Беларуси остаются «минскачи». Они бегают по дорогам всего бывшего Союза, и не только. Но больше всего их, конечно, на родине.

Полувековой юбилей мотоциклы «Минск» перескочили уже давно (первые модели уже вполне заслуживают названия «винтаж»), и уже совсем скоро, 12 июля, они отметят свой уже 61-й день рождения.

Первым белорусским «байком» стал Минск М1А, имевший множество «родственников» не только в СССР, но и за рубежом. «Предок» мотоцикла был разработан в 1939 году немцами. DKW RT125 оказался настолько удачным, что под разными именами аналоги этого мотоцикла выпускались в 7 странах мира, включая США, Англию и Японию.

К слову, один из старых «минскачей» в суровых условиях испытал один из ведущих знаменитого британского шоу Top Gear Ричард Хаммонд. Он проехал на нем с юга на север почти весь Вьетнам. Резюме харизматичного «автоманьяка»: «Это АК-47 среди мотоциклов – надежный, простой, легкий в ремонте. Он изготовлен специально для тех стран, где нет дорог».

Юргис Думбляускас

Тэги:
Читать комментарии к статье

Добавить комментарий15 комментариев

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.

Комментарии к статье

Здесь фото "ИЖ-СПОРТ" уже с простой советской светотехникой. Первые шли с японской-смотрелись прекрасно!

# podvox Гость сегодня писал(а)

"Но не стоит приписывать то, что изначально не наше"

Спорное утверждение.

ВАЗ изначально не наш, куплен за золото. Стал нашим, продается неплохо. И дай бог и труд управленцев ВАЗу удержаться на рынке дальше.

Очень сожалею о судьбе МОСКВИЧа, и о ДКВ (ИЖ-49?) тоже. За них заплачена бОльшая цена, чем за ВАЗ. Большой кровью заплачено.

podvox(16.03.2013 15:20):

Я истинно рад что в 2008 году"мотовело" сумело сохранить себя и не обанкротиться как получилось с "ИЖ мото".

Солидарен с Вами!

Хорошая статья! Спасибо. Могу добавить лишь не многое, но этого будет достаточно.. легендарный DKW и главный их инженер по совместимости дизайнер Герман Вебер был (якобы) приглашен работать в Ижевск, а вместе с ними и все чертежи этого изобретателя (впоследствии скончавшегося в 1948 Ижевск). Это были репарации Германии приподесённые СССР после ВОВ 2. Петр Можаров не менее изобретательный советский инженер увы умер в 1933 (застрелился) и не имеет никакого отношения к мотоциклу Минск М1а - это просто с лизаный DKW. Я истинно рад что в 2008 году"мотовело" сумело сохранить себя и не обанкротиться как получилось с "ИЖ мото". Но не стоит приписывать то, что изначально не наше.

Творили, создавали. А теперь потребляем. Чужое. Надолго ли?

У нашего зятя в 50-х был Иж-49, мотоцикл легкий, прочный, двухместный, неприхотливый. Если попадали на полное бездорожье, мотоцикл можно было практически перенести на руках...Помнится необъяснимо приятный запах выхлопа от этого мотоцикла. Если бы такой мотоцикл былв продаже в наше время,купил бы.
Зять поменял его на более современый Иж-56, о чем впоследствии очень сожалел.
Затем был М-72 с большим аппетитом на бензин; зато мог перевозить двух пассажиров и мешок-второй картошки, или поросенка на 100 кг, или 3-х пассажиров, в том числе даже привередливую тёщу, в коляске...
Я же мог кататься на 1-ом минском, а затем на М-105, он был потяжелее 1-го; с учетом бездорожья менее удобен. Приходилось по двум рядом уложенным бревнам перебираться с мотоциклом через речушку; сейчас на такое, пожалуй, не решился бы.

reedcat(12.06.2012 10:30):

Интересно, что за ракетные комплексы?

Гм, "Фагот"? В 41-45....
Еще бы написали ПЗРК.

reedcat, ууух какие люди на огонек заглянули в мою любимую рубрику рада, рада

Гость30(08.06.2012 14:16):

На баке выдавлена планета Сатурн.

ИЖ-Планета или -Юпитер (но не Планета Спорт)

> С 1941-го по 1945-й М-72 несли на себе бойцов, вооруженных противотанковыми ракетными комплексами...

Интересно, что за ракетные комплексы?

"вдохновляясь самым надежным байком того времени"
Может, не стоило лепить сюда это словечко?

В Эфиопии в середине 80-х минских мотоциклов было довольно много.

Восход Ковровец!!!111

У моего дядьки был в советские времена мотоцикл, которого в этом перечне похоже нет. На баке выдавлена планета Сатурн. По размерам и виду похож на Урал.

Я, будучи во Вьетнаме, тоже нашёл там какого-то иностранца на минскаче

Добавить комментарий

Курсы валют

  • Доллар США2.0351
  • Евро2.3167
  • 100 Российских рублей3.2525
  • 10 Польских злотых5.4453
  • 100 Украинских гривен7.7616
  • 10 Китайских юаней2.9571
  • Канадский доллар1.5443