Общество / Культура

Алексей Саврасов: бездомный гений, творивший за копейки

«Радуга», «Сухарева башня», «Печерский монастырь у Нижнего Новгорода», «Вид в окрестностях Ораниенбаума», «Грачи прилетели»… Алексей Саврасов никогда не искал красивых сюжетов: стремился в обыденном увидеть красоту. Пожалуй, первым в русской живописи он показал, как прекрасен серый весенний день, грязные русские дороги и мокрые поля.

Выдающийся художник-пейзажист, один из членов-учредителей Товарищества передвижников, учитель Исаака Левитана ушел из жизни 115 лет назад – 8 октября 1897 года.

Трагична была его судьба.

…Алексей рисовал с детства. Его отец, мелкий купец Кондратий Саврасов, косо смотрел на увлечение младшего сына, не пожелавшего пойти по родительской стезе. Но и особо не препятствовал, ибо был человеком рассудительным и незлобивым.

А однажды старший Саврасов несказанно удивился, узнав, что его 13-летний отпрыск продал дюжину своих рисунков за 6 рублей. В общем, к желанию Алексея поступить в Московское училище живописи и ваяния он отнесся уже спокойно, тем более что 2 рубля за свое обучение сын мог платить сам.

Саврасову повезло с учителями, да и сам он быстро проявил свои выдающиеся способности. Картины «В Кунцеве», «Лесная дорога в Сокольниках», хрестоматийная «Грачи прилетели» принесли художнику широкую известность.

Оценив талант Саврасова, великая княгиня Мария Николаевна – президент Академии художеств – пригласила его в Петербург. Там он создал серию рисунков с видами Финского залива и две картины. Дочь императора намекнула живописцу, что он мог бы работать придворным художником. Это дало бы солидное положение в обществе и достаток. Но Саврасов, к ее удивлению, пожелал вернуться в Москву.

В сентябре 1857 года в московской церкви Трех Святителей, что у Красных ворот, состоялось венчание, как было записано, 31-летней домашней учительницы евангелического вероисповедания Аделаиды-Софии Карловны Герц и 27-летнего преподавателя училища живописи и ваяния православной веры Алексея Кондратьевича Саврасова. Некоторые биографы считают, что именно этот союз привел, в конце концов, художника к душевному кризису с роковыми последствиями.

Саврасов был равнодушен к внешним проявлениям успеха, и это вызывало непонимание у супруги. Она твердила, что он мог бы стать великим, как Карл Брюллов. У них тогда было бы много денег, а она блистала бы при дворе.

Раздражала ее и непрактичность Саврасова. Ему нужно работать на рынок, а не для души. У него семья – он обязан кормить и одевать двух дочерей и, конечно же, ее, Софью Карловну, которая никогда не отставала от моды. Он гордится своими орденами, но их ведь не намажешь, как масло, на хлеб.

Взаимное существование отравляла и память об умерших в младенческом возрасте четверых детях. Могилку последней дочери с деревянным крестом-голубцом на старом погосте над Волгой художник запечатлел на одном из своих рисунков.

Тяжелое материальное положение семьи усугублялось тем, что под предлогом уменьшившегося количества учеников Алексея Кондратьевича лишили казенного жилья. Пришлось скитаться по квартирам, отдавая последние деньги. Доставляли страдания и периодически появлявшиеся отрицательные отзывы о его работах. И, конечно же, все это на фоне постоянных упреков жены. Тогда-то Саврасов и стал пить. Сначала немного, потом все больше и больше.

Он часто давал уроки в богатых домах. Нередко его оставляли там обедать. На столе, разумеется, было спиртное. Саврасов быстро хмелел, нес пьяную чушь и безобразил. И, в конце концов, лишился выгодной подработки.

Терпение супруги лопнуло. Забрав детей, Софья Карловна уехала к сестре в Петербург. Она злилась из-за того, что муж не высылает им денег даже на башмаки для дочек. Но у Саврасова денег просто не было.

Одна из дочерей, Вера, впоследствии писала об этом времени: “Мы стыдились своей бедности и поступков отца”. И вместе с тем, она не могла понять, почему мать, знавшая три языка, не давала уроков и не пыталась улучшить положение семьи? Почему Софья Карловна надеялась только на мужа? Работать она считала ниже своего достоинства? Или просто ленилась?

В 1882 году за злоупотребление спиртным и прогулы Саврасов был уволен из училища, в котором проработал 25 лет. Оказавшись без средств к существованию, фактически на самом дне, художник все-таки создал немало значительных произведений. Как это получалось у хронического алкоголика — загадка. В отношении его работ 1880-1890-х годов искусствоведы и коллекционеры употребляют термин «пьяный Саврасов».

За бутылку водки стоимостью 30 копеек художник наспех делал рисунки, подписывая их инициалами «А.С.». Это было лучше всякого знака качества. Рисунки с автографом великого художника на Сухаревском рынке расходились по 2-3 рубля. Навар у барыг, наживавшихся на несчастном старике, доходил до 900 процентов! А спустя годы некоторые из них буквально озолотились за счет этих работ.

Простуженный и кашляющий Саврасов бродил по промерзшим улицам в широкополой рваной шляпе и пледе. На одной его ноге был лапоть, на другой — калоша. Но шея всегда была повязана красным бантом — артист!  

«Совсем старик спился... Жаль беднягу, – читаем в воспоминаниях Владимира Гиляровского. – Оденешь его – опять пропьет все. Квартиру предлагал я ему нанять — а он свое: «Никаких!» — рассердится и уйдет. В прошлом году с какой-то пьяной компанией на «Балканах» сдружился. Я его разыскивал, так и не нашел... Иногда заходит оборванный, пьяный или с похмелья. Но всегда милый, ласковый, стесняющийся. Опохмелю его, иногда позадержу у себя дня на два, приодену — напишет что-нибудь. Попрошу повторить «Грачи прилетели» или «Радугу». А потом все-таки сбежит. Ему предлагаешь остаться, а он свое: «Никаких!»… Видел я Саврасова еще раз, Великим постом, когда он ехал по Мясницкой с Лубянской площади, совершенно пьяный, вместе со своим другом Кузьмичом, который крепко его держал, чтобы он не вывалился из саней».

На закате жизни Саврасов нашел в себе силы создать новую семью. Пить он перестал. Но здоровье было уже подорвано. Художник почти ослеп, а из дрожавших рук вываливалась кисть. Умер он в совершеннейшей нищете.

Ученикам Саврасов говорил: «Ступайте в природу. Там — красота неизъяснимая». В немалой мере это утверждение было следствием разочарования в людях.

Иван Григорьев

Тэги:
Читать комментарии к статье

Добавить комментарий3 комментария

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.

Комментарии к статье

 Спасибо. Очень познавательная статья. Так мало полезных статей о великих русских художниках. В школьной программе очень мало уделяют этому внимания.. Инет только об избранных пишет. кто в каком платье выше. кто кого родил, и т. д.

 

Картины просто замечательные, смотришь на них и на душе становится светло. Жаль, что многих гениев в нашей стране погубила извечная болезнь - пьянство...

очень хорошая статья! спасибо.

Добавить комментарий

Курсы валют

  • Доллар США2.1499
  • Евро2.4501
  • 100 Российских рублей3.2409
  • 10 Польских злотых5.7037
  • 100 Украинских гривен7.6826
  • 10 Китайских юаней3.1727
  • Канадский доллар1.6212