Товары и услуги / Транспорт

Проезд в автобусах экспрессных маршрутов: за что переплачиваем?

Грань между скоростным автобусным маршрутом и его собратом-экспрессом для многих пассажиров неразличима. И неспроста: согласно устоявшемуся мнению, скоростные автобусы не такие уж и скоростные, а экспрессы не настолько быстры, чтобы переплачивать за проезд. Обозреватель портала interfax.by узнал, по каким критериям тому или иному маршруту присваивается дополнительная буква «С» или «Э».

Город: «скорость» строго регламентирована

В ГП «Минсктранс», куда обозреватель портала interfax.by обратился за комментарием, посоветовали обратиться к документу под названием «Правила автомобильных перевозок пассажиров». Мол, именно он регламентирует данные вопросы, причем не только для Минска, но и для всей Беларуси. Данный документ был утвержден постановлением Совета министров РБ № 972 от 30 июня 2008 и с тех пор претерпел ряд изменений.

Согласно последней версии Правил автомобильных перевозок пассажиров, они могут быть организованы в обычном регулярном, скоростном регулярном и экспрессном регулярном сообщениях. Обычный маршрут пролегает между основными пассажирообразующими пунктами города и имеет промежуточные остановки, как правило, с расстоянием между ними при многоэтажной застройке 350-800 м, при малоэтажной — 500-1000 м. Скоростное сообщение имеет свои особенности: на маршруте должно быть не более чем в два раза меньше промежуточных остановочных пунктов по сравнению с количеством остановок на обычном маршруте. А что касается экспресса, то здесь существует два варианта:

  • либо на маршруте должно быть не менее чем в два раза меньше промежуточных остановочных пунктов по сравнению с количеством остановок на этом маршруте в обычном регулярном сообщении;
  • либо расстояние между остановочными пунктами составляет более 2 км.

Существенное замечание: маршрутки — это тоже экспрессные перевозки. Но в Правилах оговорено, что в их случае остановки на промежуточных пунктах могут производиться только при необходимости высадки и посадки пассажиров.

Пригород: у скоростных маршрутов явное преимущество

Пригородные автомобильные перевозки пассажиров, как и городские, могут быть трех видов — в обычном регулярном, скоростном регулярном и экспрессном регулярном сообщениях. Но здесь свои правила.

  • На обычных маршрутах расстояния между остановочными пунктами должны быть не более 6000 м (при наличии жилых строений) и не менее 1500 м (для вновь открываемых маршрутов).
  • На скоростных маршрутах должно быть меньше остановок по сравнению с обычными линиями. Но, в отличие от города, здесь соотношение остановок не регламентируется.
  • Автобусы-экспрессы (кроме маршруток) останавливаются не менее чем в два раза реже подвижного состава, следующего в обычном регулярном сообщении, либо реже чем через 12 км.
  • Для пригородных микроавтобусов правило такое же, как и в городе: остановки либо по требованию, либо для того, чтобы подобрать пассажиров.

Проверка на скорость

Тем, кто еще не убедился в том, что буквы «С» и «Э» в названии городских автобусных маршрутов соответствуют Правилам автомобильных перевозок пассажиров», предлагаем внимательно изучить схему движения общественного транспорта Минска. По состоянию на середину ноября 2012 года, если верить информации ГП «Минсктранс», в столице функционировало более 20 скоростных линий (с учетом временно отмененных).

  • № 3С «ДС «Чижовка» — Вокзал»
  • № 20С «ДС «Ангарская-4» — ст.м. «Академия наук»
  • № 30С «Красный Бор — Корженевского»
  • № 32С «Малиновка-4 — ДС «Дружная»
  • № 35С «Вокзал — филиал БГУ»
  • № 74С «ДС «Малиновка-4» — Городской Вал»
  • № 82С ДС «Серебрянка» — Корженевского»
  • № 85С «Вокзал — Гатово»
  • № 87С «ДС «Зеленый Луг» — АС «Автозаводская»
  • № 88С «ДС «Ангарская-4» — Ландера»
  • № 92С «ДС «Чижовка» — ст.м. «Академия наук»
  • № 94С «АС «Автозаводская» — Чижовское кладбище»
  • № 98С «ДС «Лошица-2» — ст.м. «Могилевская»
  • № 107С «ДС «Кунцевщина» — Корженевского»
  • № 112С «АС «Автозаводская» — микрорайон Сокол»
  • № 113С «Автовокзал «Московский» — Тубдиспансер»
  • № 114С «ДС «Чижовка» — Авторынок»
  • № 134С «ДС «Чижовка» — ДС «Малиновка-4»
  • № 144С «ДС «Кунцевщина» — ДС «Курасовщина»
  • № 145С «Автовокзал «МОСКОВСКИЙ» — НИИ Онкологии»
  • № 148С «ДС «Шабаны» — Ландера»
  • № 185С «ДС «Запад-3» — Масюковщина»
  • № 199С «ДС «Шабаны» — поселок Сосны»

Как видим, все они связывают районы, находящиеся друг от друга на существенном отдалении. В большинстве своем скоростные маршруты останавливаются не менее чем на 2/3 остановках по сравнению с обычными автобусами. Почему не реже? Да потому, что пассажирам, садящимся в общественный транспорт на не очень оживленных остановках тоже хочется побыстрее добраться до отдаленных улиц или объектов. Идя я на поводу у таких минчан, составители маршрутной сети, к сожалению, порой сводят на нет преимущества скоростного передвижения.

Другим моментом, негативно сказывающемся на привлекательности скоростных перевозок, являются заторы на дорогах, особенно в час пик. Когда трнаспорт выстраивается в очередь, уже не имеет большого значения, приедет он на конечный пункт на 5 минут раньше или на 15: все равно отставание от графика обеспечено.

В хорошем экспрессе на спидометр не смотрят

А теперь давайте пройдемся по экспрессным маршрутам Минска. Вот они.

  • № 5Э «ДС «Чижовка» — кладбище «Михановичи»
  • № 54Э «Микрорайон Запад-3 — Оптовый рынок»
  • № 62Э «ДС «Запад-3» — Новинки
  • № 76Э «ДС «Ангарская-4» — ТЦ «Ждановичи»
  • № 83Э «ДС «Малиновка-4» — ТЦ «Ждановичи»
  • № 89Э «ДС «Уручье-2» — ТЦ «Ждановичи»
  • № 115Э «ДС «Дружная» — Тубдиспансер»
  • № 120Э «ДС «Дружная» — Малиновка-8»
  • № 122Э ДС «Кунцевщина» — С. Ковалевской»
  • № 129Э «Юго-Запад — С. Ковалевской»
  • № 151Э «ДС «Серебрянка» — ТЦ «Ждановичи»
  • № 156Э «АС «Юго-Западная» — Водоочистительная станция»
  • № 172Э «Автовокзал «Московский» — Колодищанское кладбище»
  • № 173Э «Микрорайон Сокол — Аэропорт «Минск-2»
  • № 175Э «Вокзал — Колядичи»

Как видим, большинство из этих маршрутов имеют протяженность не менее 10-12 км. Эксплуатационная скорость подвижного состава наземного общественного транспорта в Минске, по словам директора ГУ «Столичный транспорт и связь» Валерия Шкуратова, составляет 15-17 км/ч. Если бы не было экспрессов, представляете, сколько времени пришлось бы добираться, скажем, от улицы Ангарской на востоке города до Торгового дома «Ждановичи», находящегося «на крайнем западе»? Так что несколько сотен рублей за скорость — не такая уж и большая потеря.

Минчанам на заметку

Здесь самое время напомнить правила пользования многоразовыми проездными документами при поездках в автобусах различных скоростных категорий, действующие в столице Беларуси. Данную информацию обозревателю портала interfax.by предоставили в ГП «Минсктранс».

  • Пассажирам, которые имеют проездной билет на проезд в автобусах регулярных экспрессных маршрутов, предоставляется право на проезд в автобусах обычных и скоростных маршрутов.
  • Пассажирам, которые имеют проездной билет на четыре вида транспорта (автобус – троллейбус – трамвай – метро), предоставляется право на проезд в автобусах регулярных экспрессных маршрутов.
  • Пассажиры, которые имеют проездной билет на проезд в автобусах обычных и скоростных маршрутов, имеют право на проезд в автобусах городских регулярных экспрессных маршрутов с доплатой в размере Br700.
  • Совмещенный с метро проездной билет на бумажном носителе действителен только при наличии пластиковой карточки с магнитной полосой для проезда в метро на соответствующий период.

Александр Нестеров

Читать комментарии к статье

Добавить комментарий3 комментария

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.

Комментарии к статье

В соответствии с решением Мингорисполкома от 25.03.2014 № 660 (ред. от 28.04.2014)"О тарифах на городские перевозки пассажиров и ручной клади всеми видами транспорта в регулярном сообщении в городе Минске" предусмотрены следующие варианты оплаты проезда на городских экспрессных маршрутах:
билет на одну поездку в автобусе -экспрессе;
проездной билет на автобус-экспресс (с правом проезда в автобусах обычных и скоростных маршрутов);
проездной билет на автобус-троллейбус-трамвай-метро.
Одновременно сообщаем, что согласно решению Мингорисполкома от 25.03.2014 № 660 (ред. от 28.04.2014)"О тарифах на городские перевозки пассажиров и ручной клади всеми видами транспорта в регулярном сообщении в городе Минске" доплата к проездным билетам на автобусы обычных и скоростных маршрутов до тарифа на экспрессных маршрутах не предусмотрена.
 Вот как, оплата не предусмотрена - т.е. доплачивать не надо  :)))))))))))

можно ли проехать одну остановку без оплаты?

"Совмещенный с метро проездной билет на бумажном носителе действителен только при наличии пластиковой карточки с магнитной полосой для проезда в метро на соответствующий период."
Только вот соответствия периода никто не проверяет, поэтому можно спокойно брать проездной на 4 вида, а карточку поменять с кем-нибудь.... я так по тещиному проездному раньше ездил.... ей нужен был экспресс и остальное, но в метро она вообще не ездила, поэтому давал ей с прошлого месяца, а сам брал на этот... карточка есть и есть, а на какой месяц она не известно=)

Добавить комментарий

Курсы валют

  • Доллар США1.9539
  • Евро2.2959
  • 100 Российских рублей3.4006
  • 10 Польских злотых5.4271
  • 100 Украинских гривен7.3496
  • 10 Китайских юаней2.9426
  • Канадский доллар1.5464