Бизнес / Бизнес-климат

Франчайзинг: открыть свой бизнес под мировым брендом

Открыть брендовый магазин, сетевую кофейню или ирландский паб – казавшееся несбыточным желание становится реальностью для белорусских предпринимателей.

Секрет успеха

Такая система построения бизнеса, как франчайзинг, позволяет начать свое дело, используя успешный бренд и проверенные технологии. Работает она следующим образом. Предприниматель (франчайзи) выбирает понравившийся ему бизнес и обращается к его владельцу (франчайзеру) с просьбой продать право открыть такое же предприятие под этим брендом. Компания – владелец бренда предоставляет полное описание технологии работы, расчет требуемых для запуска и ведения бизнеса средств, передает право пользоваться брендом, проводит обучение сотрудников. За пользование комплексом перечисленных прав предприниматель обычно выплачивает часть своего дохода компании – владельцу бренда.

Франчайзинг уже доказал свою жизнеспособность во многих странах: 45% мировых продаж осуществляется через франчайзинговые сети. Этот рынок формирует 13-15% мирового ВВП. Его рост и развитие идут по нарастающей, что связано с быстрым расширением сети и продвижением бренда, постоянно увеличивающимся сбытом.

По данным Международной ассоциации франчайзинговых организаций, успешными оказываются 8 из 10 франчайзинговых компаний. В чем секрет успеха этой системы? Франчайзинг позволяет минимизировать риски в новом бизнесе: по сравнению с обычными организациями они снижаются в 10 раз.

Принцип разделения рисков выгоден как франчайзеру, который нашел партнера, готового развивать свой бизнес под его брендом, так и франчайзи. Ведь последний получает возможность воспользоваться готовой (и успешной!) моделью бизнеса, проверенной временем и доказавшей жизнеспособность.

Продавая франшизу, компания – владелец бренда расширяет свою сеть без инвестирования в открытие новых точек. Международным компаниям нелегко осваивать новые рынки – ознакомление с условиями ведения бизнеса, местными традициями и покупательским спросом отнимает много времени и ресурсов. Привлечение местных мотивированных предпринимателей, заинтересованных в развитии своего дела, оказывается эффективнее, чем самая современная система отбора менеджеров.

Сила франчайзинга – в партнерстве

Основным недостатком покупки франшизы принято считать паушальный взнос и роялти (разовые и периодические платежи и отчисления от выручки). В результате требуется больший объем инвестиций, чем при самостоятельном запуске бизнеса. Но эксперты по франчайзингу уверены, что это – небольшая плата за покупку проверенных технологий. А самое главное, есть гарантия того, что владелец бренда не оставит без поддержки и внимания своего франчайзи. Ведь с покупкой франшизы отношения между партнерами не заканчиваются.

Франчайзер обеспечивает доступ к своей бизнес-концепции, дающей преимущества на рынке; он заинтересован в соблюдении определенных требований, сохранении целостности бренда, успехе франчайзи. Самому предпринимателю же необходимо соблюдать правила ведения бизнеса, диктуемые компанией-владельцем. Однако на это согласен далеко не каждый.

«Первый шаг при покупке франшизы – определить, каким бизнесом тебе хочется заниматься, найти свою зону комфорта и выбрать тот бренд, который тебе будет приятно развивать, – делится советом директор Украинской ассоциации франчайзинга Андрей Кривонос. – Доверие и взаимное уважение имеют ключевое значение во франчайзинговых отношениях».

Что тормозит развитие рынка в Беларуси

Рынок франчайзинга активно развивается у наших соседей – в России, Украине, Казахстане и странах Балтии. Причем, по словам заместителя директора Российской ассоциации франчайзинга Малхаза Аласания, 67% национального рынка составляют российские франчайзеры, и лишь 33% – иностранные. То есть страны не только покупают зарубежные франшизы, но и активно развивают свои сети.

В Беларуси возможность заключать договоры франчайзинга появилась только в 2005 году, поэтому процессы активного становления и развития рынка франчайзинга, которые происходили тогда в соседних странах, прошли мимо нас. С 2005-го по 2013-й год, по данным Национального центра интеллектуальной собственности Беларуси, зарегистрировано 135 договоров франчайзинга. Причем часть из них уже прекратила свое действие. Вместе с тем сегодня отмечается интерес к расширению бизнеса через франчайзинг у национальных сетевых компаний.

С 2011 года в Беларуси создана и работает ассоциация «Белфранчайзинг». Организации уже удалось создать базу из 60 франчайзеров. «Сейчас в Беларуси есть возможность выбрать франшизу на любой вкус как по объему инвестиций (от $3 000  до $250 000), так и по сфере деятельности», – говорит руководитель ассоциации Ольга Леонтьева. На процедуру заключения франчайзингового договора требуется около месяца, однако переговоры и обсуждение пакета франшизы могут затянуться. Многое здесь зависит и от активности франчайзи, и от желания франчайзера.

Открытым остается вопрос привлечения кредитных средств на покупку франшизы. По словам Ольги Леонтьевой, «Белфранчайзинг» ведет переговоры с белорусскими банками о создании специальных кредитов для этих целей. А пока можно использовать некоторые кредитные продукты банков для развития малого и среднего бизнеса.

Альтернативой может стать привлечение венчурных инвестиций. Инвесторы и бизнес-ангелы уверяют, что находятся в постоянном поиске оригинальных бизнес-проектов, в которые они с удовольствием вложились бы. Возможно, именно международный сетевой бизнес поможет начинающим предпринимателям грамотно сформулировать и преподнести свои бизнес-идеи.

«В республике ведется поступательная работа по созданию инструмента франчайзинга, – подчеркивает директор департамента по предпринимательству Министерства экономики Беларуси Александр Груздов. – Она стимулирует отечественных и зарубежных инвесторов вкладывать деньги в развитие белорусского производства». Отметим, что мероприятия, связанные с популяризацией и развитием франчайзинга, включены в Программу государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2013–2015 годы.

Помимо законодательной базы, услуг консультантов и наличия кредитных ресурсов, для развития франчайзинга необходимо наличие торговой недвижимости. Огромное количество франшиз в сфере общественного питания, розничной торговли, бытовых услуг предназначено для размещения в современных торговых центрах с большим потоком потенциальных клиентов. В этом году в Минске будет введено 180 тыс. кв. м торговых площадей, в числе которых такие торговые комплексы, как Galileo, Замок (вторая очередь), Арена-сити; ведется строительство других крупных торговых комплексов. В скором времени, обещают застройщики, в Минске может появиться и такая модель организации общественного питания, как фуд-корты, – с большим количеством предприятий общепита и единой ресторанной зоной.

2013 год станет особенно показательным для развития франчайзинга в Беларуси, считают участники рынка. В первую очередь в этом смогут убедиться те, кто решит строить бизнес по франшизе.

Галина Абрамович

Добавить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.

Комментарии к статье

Добавить комментарий

Курсы валют

  • Доллар США2.0031
  • Евро2.3553
  • 100 Российских рублей3.3939
  • 10 Польских злотых5.5818
  • 100 Украинских гривен7.5022
  • 10 Китайских юаней3.0276
  • Канадский доллар1.5681