Бизнес / Бизнес-климат

Беларусь может получить выход к Балтийскому морю, но для этого нужно реализовать масштабный международный проект

В конце мая в Польше планируется утвердить задание для разработки технико-экономического обоснования проекта восстановления международного водного пути Днепр-Висла, которое ответит на вопрос, возобновится ли движение речного транспорта между Балтийским и Черным морями.

Созданный в конце 18 века водный путь Днепр-Висла-Одер (в соответствии с Европейским соглашением о важнейших внутренних водных путях международного значения относится к магистральным водным путям Е-40) просуществовал до Второй мировой войны. После восстановления гидротехнических сооружений и устройства глухой плотины в Бресте воднотранспортное соединение разделилось на два участка: первый – на территории Беларуси, второй – на территории Польши.

В восстановлении этого пути, который связывает бассейны Балтийского и Черного морей, заинтересованы Беларусь и Украина, сторонники этой идеи есть и в Польше.

Задание для экспертов

Мнения региональных экспертов о перспективности данного проекта услышали и в Комитете по внутреннему транспорту ЕЭК ООН, сессия которого приняла решение учредить группу докладчиков и подготовить ТЭО восстановления этого международного воднотранспортного соединения.

А затем проект восстановления магистрального водного пути Е-40 на участке Днепр-Висла (как первый шаг к реализации масштабного международного сотрудничества) получил финансирование Европейского союза в рамках программы трансграничного сотрудничества Польша-Беларусь-Украина. Главной задачей этого регионального проекта, рассчитанного на два года, является разработка технико-экономического обоснования восстановления пути на этом участке, которое ответит на вопрос о целесообразности проведения работ. Разработчик ТЭО будет определен в ходе международного тендера.

В конце марта в Бресте прошла международная конференция, в результате которой была создана постоянно действующая комиссия по вопросам развития водного сообщения между Днепром и Вислой. В ее состав вошли представители министерств, управлений водного хозяйства, региональных и местных властей, исследовательских институтов, общественных организаций из Беларуси, Польши и Украины.

Во время этого мероприятия 4 рабочих группы сформировали предложения по техническому заданию для будущего разработчика ТЭО, касающиеся различных аспектов реализации проекта.

Как рассказали агентству "Интерфакс-Запад" в министерстве транспорта и коммуникаций Беларуси, "20-21 мая 2014 года в Люблине (Польша) пройдет очередное заседание трансграничной комиссии (предполагается, что она будет собираться несколько раз в год)". "Ожидается, что на этой конференции будет утвержден проект технико-экономического обоснования", - отметили там.

По словам собеседника агентства, высказанные на прошедшей в Бресте конференции предложения экспертов обработаны и уже сформирован первоначальный вариант проекта ТЭО, который будет представлен на суд участников конференции в Польше.

Перечень вопросов

"По сути, это (техническое задание на разработку ТЭО – ИФ) - перечень вопросов, на которые должен ответить разработчик", - пояснили в министерстве. Там уточнили, что при подготовке такого документа должны быть проанализированы различные аспекты проекта - от оценки потенциального грузооборота по водному пути, затрат на технические работы до влияния проекта на экологию и возможности развития туризма.

"Как только будет согласовано и утверждено задание, будет объявлен тендер на разработку ТЭО", - проинформировали в отраслевом ведомстве.

И хотя жестких сроков не определено, предполагается, что тендер будет объявлен в июне, а начать работы по созданию ТЭО планируется в июле 2014 года. 

"К концу 2015 года должно быть подготовлено технико-экономическое обоснование", - сообщил собеседник агентства, напомнив, что в будущем году заканчиваются сроки реализации трехстороннего проекта, на финансирование которого получен европейский грант.

"Мы надеемся, что будет (в ТЭО – ИФ) положительное заключение о целесообразности восстановления пути. Предпосылки для этого есть", - заявили в Минтрансе. Планируется, что результаты будут представлены в КВТ ЕЭК ООН для обсуждения. "Если эксперты признают проект целесообразным, тогда он будет международным", - добавили там.

После этого начнется работа над поиском инвестиций для реализации проекта. Ожидается, что поддержка проекта на международном уровне облегчит этот процесс.

Впрочем, как рассказал агентству представитель транспортной отрасли, "пока вопрос об источниках финансирования не стоит". "Сейчас главный вопрос – нужен ли проект, целесообразен ли он", - подчеркнул он.

Беларусь и Украина горячо поддерживают проект, но в Польше ситуация не такая однозначная. И если политических вопросов, как утверждают участники проекта, нет, то на первый план выходят экологические.

Экология или экономика?

Как пояснил эксперт, "в Польше есть люди, которые с осторожностью относятся к проекту". Дело в том, что часть водного пути, на которой предстоит выполнить работы по восстановлению судоходства, находится в Польше под охраной. "На сегодняшний день Буг на территории Польши не судоходен, это - заповедная зона. Поэтому вопросы, связанные с планируемым проведением работ по его восстановлению для судоходства, находятся под пристальным вниманием природоохранного ведомства Польши", - сказал собеседник агентства.

По его словам, работы могут повлечь "изменение уровневого режима, гидрология меняется – здесь масса вопросов". Так, гидротехнические работы могут повлиять на микроклимат в районе, изменить условия обитания живых организмов.

В рамках разработки ТЭО, подчеркнул специалист, все эти возможные последствия в обязательном порядке должны быть проанализированы. "Будут рассматриваться разные варианты. Например, (вместо расширения и углубления Буга – ИФ) прорабатываются варианты обхода по каналу", - продолжил он.

Как отметили в пресс-службе Минтранса, на конференции в Бресте "вопрос о том, как примирить идею строительства нового канала между Днепром и Вислой с интересами экологии, которые обязательно будут затронуты при реализации проекта восстановления водного пути Е-40", также стал одним из основных. "Особенно этот вопрос актуален для Польши, где любые инвестиционные проекты, связанные с территориями NATURA 2000, подвергаются пристальному вниманию и сильной критике со стороны экологических организаций", - сказали там.

По информации пресс-службы, на конференции был сделан вывод о том, что ТЭО должно содержать подробный анализ воздействия восстановления водного пути Е-40 на водную среду, околоводные системы, воздушный бассейн и экосистемы прилегающих территорий с учетом природоохранных законодательств трех стран. "Должны проводиться общественные обсуждения и регулярные консультации с экологическими организациями трех стран, а также должна вестись постоянная информационная работа, направленная на широкую общественность и призванная разъяснить возможные последствия, которые восстановление водного пути Е-40 окажет на экологию", - отметили в пресс-службе.

Вместе с тем, как рассказал агентству представитель Минтранса, в администрации маршалка Люблинского воеводства Польши "горячо поддержали этот проект и даже выразили готовность защищать его реализацию у премьер-министра".

Доступ к портам

Как рассказал агентству "Интерфакс-Запад" представитель транспортной отрасли, главная причина интереса Беларуси к восстановлению водного пути Е-40 кроется в том, что "это дает нам выход в балтийские морские порты". При этом он обратил внимание на то, что доставляться по внутренним водным путям в Балтику могут различные виды грузов, включая калийные удобрения. Более того, продолжил собеседник агентства, по такой схеме могут пойти не только белорусские экспортные, но и транзитные грузы.

"Часть грузопотока – белорусского и транзитного – может переключиться на водный транспорт, это может быть выгодно", - сказал он.

Водный транспорт традиционно считается более экологичным и более экономичным по сравнению с железнодорожным и автомобильным, и в этом кроются его конкурентные преимущества. "Водный транспорт дешевле: топлива расходуется в 2 раза меньше, чем при перевозках железнодорожным транспортом", - уточнил эксперт. "Исходя из этого теоретически перевозка водным транспортом дешевле. Есть различные варианты организации таких перевозок, и доля транспортных расходов в конечной цене товара будет определяться тем, где осуществляется перегрузка, куда и как груз потом повезут, будет ли потребитель "возле воды" или дальше", - продолжил он.

При этом представитель транспортной отрасли рассказал, что внутренние водные перевозки в Беларуси развиваются, и объемы таких грузоперевозок в последние годы растут. Так, в минувшем году рост грузоперевозок отмечался только по внутреннему водному транспорту (на 11,5% до 4,49 млн тонн), а по остальным видам транспорта зафиксировано падение объемов. В том числе, имеющаяся инфраструктура позволяет осуществлять судоходство от Бреста до черноморских портов.

По словам собеседника агентства, Беларусь развивает международные грузоперевозки речным транспортом. "Есть проекты по международной перевозке грузов Беларусь-Украина. Сейчас активно идет процесс заключения контрактов, переговорный процесс в завершающей стадии, происходит загрузка мощностей", - отметил он.

Опыт в международных перевозках водники получили в том числе благодаря перевозкам нефтепродуктов и леса в Украину из Мозыря. Кроме того, речным транспортом доставляется и крупногабаритный груз для Белорусской АЭС.

Долгосрочные перспективы

Как считает эксперт, в случае реализации проекта по восстановлению водного пути Днепр-Висла Беларуси "надо будет поработать над развитием и флота, и портовой инфраструктуры". Вместе с тем, на его взгляд, в перспективе такие инвестиции будут оправданы.

"Это (восстановление Е-40 – ИФ) - серьезный проект, рассчитанный на долгосрочную перспективу", - подчеркнул специалист. "Тремя государствами не обойдется, возможно подключение стран Балтии. В этом направлении идет огромный поток, кто угодно может быть заинтересован - Турция, например", - продолжил он. Восстановление пути позволит Беларуси войти в воднотранспортную систему Западной Европы, а дойти по рекам можно будет до Берлина.

К этому водному сообщению тяготеет ряд грузопотоков экспортно-импортных грузов Беларуси, Польши, Украины и других европейских стран, объем которых оценивается миллионами тонн (уголь, руда, металл, калийные удобрения, поваренная соль, сахар, щебень, торф, лесоматериалы, сапропели и другое), а также грузы из стран Скандинавии. По мнению специалистов белорусского Минтранса, для Польши, Германии и других Европейских стран это воднотранспортное соединение может представлять интерес для переключения на него массовых грузов, так как в направлении Германии с Украины расстояние по соединению Днепр-Висла-Одер на 1 тыс. км короче, чем по соединению Дунай-Майн.

По этому водному соединению возможно перевозить до 4 млн тонн груза в год. Кроме того, восстановление Е-40 позволит оптимизировать нагрузку на железнодорожный и автомобильный транспорт: по данным специалистов, одна баржа-площадка грузоподъемностью 900 тонн заменяет 18 железнодорожных вагонов или 45 грузовых автомобилей.

Помимо этого, открываются новые возможности для развития сопутствующих сфер – логистики, туристического бизнеса, рекреации, гидроэнергетики.

***

По более ранним оценкам специалистов, стоимость работ по восстановлению водного пути Днепр-Висла-Одер оценивается примерно в $200 млн. Возможно, ТЭО восстановления участка этого международного пути, которое предстоит разработать в ближайшее время, даст новую оценку необходимого объема инвестиций.

"Сейчас предстоит проанализировать две стороны медали: чем это (восстановление пути – ИФ) выгодно, какие перспективы нашим странам даст, какая будет экономия в транспортных расходах, с одной стороны, а с другой стороны – как может отразиться на природе", - заключил эксперт. 

ещё по теме

Добавить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.

Комментарии к статье

Добавить комментарий

Курсы валют

  • Доллар США1.9953
  • Евро2.4414
  • 100 Российских рублей3.5381
  • 10 Польских злотых5.8285
  • 100 Украинских гривен6.9717
  • 10 Китайских юаней3.0967
  • Канадский доллар1.6036