Власть / Национальная безопасность

Белорусский беспилотник будет стоить миллион долларов?

Беспилотный авиационный комплекс БАК-100, разработанный белорусскими специалистами, сегодня стоит $2 млн., однако планируется снизить его стоимость вдвое. БАК-100 стал одной из новинок, представленных на выставке вооружений в Минске MILEX-2014.

«Беспилотный авиационный комплекс создавался как инновационный продукт в рамках одного из системных проектов, обозначенных несколько лет назад ВПК. Небольшой беспилотный летательный аппарат сделать просто, а вот реализация более серьезных проектов требует больших усилий. Мы еще не дошли до того, чтобы создавать тяжелые БЛА (беспилотный летательный аппарат – ИФ) с дальностью полета 300-500 км. и временем нахождения в воздухе до 10 часов и более, но БАК-100, с дальностью полета 100 км – это уже серьезно», - рассказал директор компании «Агат – Системы управления» Юрий Мосиенко.

По его словам, беспилотник создавался с учетом тех требований, которые предъявляли военные. «Главная эксплуатационная функция – полезная нагрузка. Это – средства оптической разведки, лазерной разведки, телевизионной, радиационной разведки», - подчеркнул Ю.Мосиенко.

Непосредственно сам летательный аппарат под названием «Гриф-1» был сконструирован на 558-м авиаремонтном заводе. Созданием «начинки» занимались в кооперации белорусские предприятия.

Одной из уникальных особенностей БАК-100 является возможность управления им без системы спутниковой навигации. Оборудование, которое позволяет сделать это, было разработано компанией КВАНД ИС.

По словам директора компании КВАНД ИС Сергея Тыцика, в беспилотник «интегрировано оборудование, которое предназначено для полетов при отсутствии спутников радионавигационных сигналов. «Для военных это серьезное оборудование, которое просто необходимо. Особенно для иностранных заказчиков, которые очень волнуются по этому поводу. Результаты неплохие, отклонение небольшое – показатели лучше, чем предъявляемые требования», - подчеркнул С.Тыцик.

На данный момент сделано шесть экземпляров БЛА. «Комплекс уже сделал порядка ста вылетов. Летали днем и ночью. Самолет взлетает и вручную и в автоматическом режиме. Одновременно можно управлять двумя самолетами. По своим основным эксплуатационно-техническим характеристикам самолет не только не уступает, но и опережает аналоги», - рассказал Ю.Мосиенко.

«Самое главное - это белорусский комплекс. Сейчас он будет передаваться в опытную эксплуатацию Вооруженным силам. Параллельно будет дорабатываться. Вопросов у инженеров еще много. Но, думаю, что первый, самый значимый шаг сделали», - подчеркнул он.

БАК-100 разрабатывался в рамках государственной научно-технической программы. Она предполагает двоякое финансирование: бюджетное и собственное финансирование компаниями-разработчиками. «На эту программу из бюджета потрачено около Br80 млрд. Примерно столько же вложили и соисполнители. Например, компании «Агат – Системы управления» разработка уже обошлась в Br20 млрд. Хотелось бы, чтобы эти деньги «отбились», - признался Ю.Мосиенко. Ближайший контракт по беспилотникам планируется подписать в первом квартале следующего года.

Об общем объеме производства говорить пока сложно. По словам руководителя компании «Агат – Системы управления», известны потребности белорусского Министерства обороны: военным необходимо около 100 единиц беспилотников малого класса «Беркут» и 20-25 единиц БЛА типа «Гриф».

Что же касается стоимости комплекса БАК-100, то она на данный момент составляет около $2 млн. Ю.Мосиенко считает, что она достаточно высока, но связывает это со специфическими требованиями, предъявленными к БЛА военными. «Мы планируем снизить стоимость беспилотника примерно в два раза. Сделать это можно за счет замены шасси. Шасси МЗКТ достаточно дорогие – мазовские в два раза дешевле. Можно снизить эксплуатационные расходы. В любом случае, стоимость самого беспилотника ниже, чем у аппаратов, которые собираются в России», - отметил он.

В Беларуси сделают «летающую бомбу»

Помимо беспилотных авиационных комплексов в Беларуси будут делать «летающие бомбы». По крайней мере, работы в этом направлении ведутся.

«В свое время мы провели анализ авиационных средств поражения и увидели, что на складах скопилось достаточно большое количество обычных авиационных бомб калибра 250 и 500. И мы решили модернизировать этот боезапас», - рассказал заместитель главного инженера компании «558-й авиационный завод» Александр Воробей.

По его словам, сейчас ведутся работы над тем, чтобы бомбы сами корректировали свой полет. «Ведь сейчас они просто сбрасываются с самолета и точность попадания зависит целиком от мастерства пилота. Кроме того, чтобы сбросить бомбу, надо войти в зону поражения ПВО противника», - пояснил А.Воробей.

Он отметил, что это не абсолютное ноу-хау – в США, например, такие изделия уже есть. Но, в любом случае, это все еще редкость – таких разработок очень мало.

Разработка продолжается и в компании надеются, что уже в ближайшее время начнется серийное производство. Пока же опытный образец «летающей бомбы» можно увидеть на стенде компании на выставке вооружений MILEX-2014, которая проходит на «Минск-Арене». Выставка продлится до 12 июля.

Сергей Киеня,

Фото – Евгений Хацкевич

Добавить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.

Комментарии к статье

Добавить комментарий

Курсы валют

  • Доллар США2.1499
  • Евро2.4501
  • 100 Российских рублей3.2409
  • 10 Польских злотых5.7037
  • 100 Украинских гривен7.6826
  • 10 Китайских юаней3.1727
  • Канадский доллар1.6212