Стиль жизни / Персоны

К юбилею Нины Козловой: "Мы всей оперной труппой называем ее "наша мама"

Весь май в Национальном академическом Большом театре оперы и балета Беларуси было особенно много цветов. Свой 70-летний юбилей в эти дни отмечала заведующая оперной труппой театра Нина Ивановна Козлова. Природная скромность держит ее вдалеке от огней софитов, и даже в праздник она, кажется, слегка краснела, получая поздравления, подарки и комплименты.

Нина Козлова у служебного входа в Большой театр. 80-е

Кто такая Нина Козлова?

Выпускница Белорусской государственной консерватории им. А.В.Луначарского. После окончания, с 1972 года – солистка Белорусской государственной филармонии, с 1977-го – ведущая солистка оперы Национального академического Большого театра оперы и балета Беларуси, с 2003-го – заведующая труппой солистов оперы Большого театра.

В роли Лизы

Заслуженная артистка Республики Беларусь (1984).

В 2013 году за высокое профессиональное мастерство и выдающиеся достижения в развитии культуры награждена медалью Франциска Скорины.

В роли Елизаветы Валуа

Обладательница уникального лирико-драматического сопрано, незаурядного сценического обаяния и яркого артистического таланта, Нина Козлова более чем за 25 лет работы создала на сцене театра яркие и выразительные образы в операх классического и национального репертуара. Среди них – Анна, Керубино, Папагена ("Дон Жуан", "Свадьба Фигаро", "Волшебная флейта" В.А.Моцарта), Берта ("Севильский цирюльник" Дж.Россини), Елизавета, Леонора, Аида и Амнерис, Амелия, Анна ("Дон Карлос", "Трубадур", "Аида", "Бал-маскарад", "Набукко"Дж.Верди), Мерседес ("Кармен" Ж.Бизе), Чио-Чио-сан ("Мадам Баттерфляй" Дж.Пуччини), Джульетта ("Сказки Гофмана" Ж.Оффенбаха), Недда ("Паяцы" Р.Леонкавалло), Шинкарка ("Борис Годунов" М.Мусоргского), Татьяна, Лиза, Иоланта ("Евгений Онегин", "Пиковая дама", "Иоланта" П.Чайковского), Купава, Сабурова ("Снегурочка", "Царская невеста" Н.Римского-Корсакова), Наташа Ростова ("Война и мир" С.Прокофьева).

В роли Иоланты

Исполнительница партий в премьерных спектаклях опер современных белорусских композиторов – Клавы ("Сцежкаю жыцця" Г.Вагнера), Коби, Паолы ("Визит дамы", "Джордано Бруно" С.Кортеса), Ирины ("Седая легенда" Дм.Смольского), Насти ("Новая зямля" Ю.Семеняко), принимала участие в радиозаписях опер "Кастусь Каліноўскі" Дм.Лукаса и "Матушка Кураж" С.Кортеса, а разнообразный камерный репертуар включал старинные русские романсы, арии из опер западноевропейских и русских композиторов, камерно-вокальную лирику национальных авторов.

В роли Аиды

Из первых уст: театр – это Нина Ивановна, добрая, активная и позитивная

Портал interfax.by обратился к самым близким людям Нины Козловой – тем, кто знает ее много лет, выходил вместе на сцену в дни расцвета ее карьеры и находится рядом по сей день – с просьбой рассказать о юбилярше.

В роли Недды

Наталья Руднева: связаны одной нитью

– Мы уже 40 лет идем бок о бок. Когда мы познакомились в 1976 году, дочке Нины Ивановны был годик, а я только что родила. У нас с ней очень многое по судьбе связано: у обеих в мае дни рождения, обе своих деток родили в феврале, вместе жили в общежитии, обе после консерватории почти одновременно пришли в Большой оперный театр. И практически все партии, где есть сопрано и меццо-сопрано, мы пели вместе. И когда встал вопрос о поездке на Шаляпинский фестиваль, мы на него поехали вдвоем от Беларуси, представляли там спектакль «Дон Карлос»: она – королева Елизавета, я – принцесса Эболи. Нина Ивановна ушла на пенсию, но осталась в театре заведующей оперной труппой – и я ушла на пенсию, но осталась в театре работать с молодежью, стала ее заместителем. Мы записали очень много дуэтов на радио. И иногда, прослушивая старые записи, сами удивляемся и спрашиваем друг друга: «Это ты сейчас поешь или я?» Уж слишком похожие у нас по тембру голоса.

Какая она? Фанат! Безусловный и преданный своему делу! Особенно это понимаешь, кода смотришь на молодых артистов. Не секрет, что многие из них любят прежде всего себя в опере. А мы любили именно оперу в себе.

Нина Ивановна готова от многого отказаться в ущерб себе ради того, чтобы спектакль состоялся и прошел в лучшем виде. Она примиряет людей, которые не очень хорошо относятся друг к другу, находит подходящие слова для каждого. У нее идеальный характер для той профессии, которой она занимается.

Она очень эмоциональная и заводная. Помню, когда-то ездили вместе на юг, жили у одних хозяев. Когда зашла речь о том, что мы оперные певицы, кто-то сказал: «Эх, нам бы гармошку…» Нина тут же ответила: «Да запросто!» Взяла гармошку, заиграла-запела народные песни – и как все веселились, плясали и пели вместе!

Как она отдыхает? Она никогда не отдыхает от театра! Нам положено быть на работе до 18.00, а она уходит домой только после оперного спектакля, и никогда раньше. После единственного выходного, в понедельник, она приходит и говорит: «Как я соскучилась по работе!» И я думаю, что это ей очень помогает. Дай Бог, чтобы еще очень долго она приходила вот так в театр и нас радовала.

Николай Колядко: к каждому найдет подход, на одного прикрикнет, другого пожалеет

– Мы впервые встретились в оркестре Жиновича, где она была солисткой, а я пришел работать. Нина Ивановна была прекрасна – молодая, красивая, яркая. Я ушел в армию, а когда через год вернулся, она как раз прослушивалась в Оперном. Мы с ней переписывались тогда. И я был рад, что она послушала меня и других друзей, которые советовали ей идти в Театр оперы. Конечно, основное значение имел ее талант. Но хочется думать, что капельку уверенности я в нее вселил, потому что она долго сомневалась.

Когда смотришь на человека, сразу чувствуется, есть ли у него душа. У Ниночки она есть! Плюс к этому невероятное обаяние и теплота. И это не говоря про ее профессиональные качества, ее голос.

Нина Ивановна долгие годы работает с артистами – эмоциональными и очень разными. А сама она человек высоких моральных принципов и очень честная. За это ее любят и ценят все коллеги. К каждому она найдет подход, кого-то пожалеет, на кого-то прикрикнет. Но все знают: просто так Нина Ивановна ругать не будет.

Очень хотелось бы пожелать ей оставаться такой же красивой, в такой же прекрасной форме. Мы все помним исполненные ею партии, восхищаемся ее голосом и ценим то, что она дает белорусской опере.

Нина Шарубина: она впервые меня услышала в роли Сантуцци

– Как певицу я узнала Нину Козлову задолго до того, как пришла в театр. Ее голос очень часто звучал на концертах, на радио. Она была очень популярна. А после своего прихода в театр я открыла ее во всех гранях и проявлениях. Помню, как дирижер Николай Сергеевич Колядко меня пригласил на оркестровую репетицию «Сельской чести». Тогда я еще училась в консерватории и с удовольствием воспользовалась его приглашением посмотреть репетицию. А оказалось, что исполнительница партии Сантуцци заболела, и меня попросили подпеть дуэт. Я эту партию знала и практически с ходу включилась в процесс, спела и дуэт, и романс Сантуцци. А в зале в это время сидела Нина Ивановна Козлова. Мы обе из Могилева, и она тогда, как мне рассказывали, очень хорошо обо мне отозвалась: «Какая девочка хорошая, моя землячка, какой голос у нее!»

А когда я пришла в театр, около 15 лет назад, мы сблизились. Я поняла, какой она близкий моей душе человек, какая она сердобольная – хочет весь мир обнять, всем помочь, решить любые проблемы и конфликты. Не зря всей оперной труппой мы часто ее называем «наша мама». Она очень мудрая и добрая. И певицей была просто прекрасной! У нас есть диски с ее голосом, и когда их слушаешь – душа болит и сердце разрывается, настолько душевно она пела. Вспоминаю пластинку, записанную на студии «Мелодия», где Нина Козлова исполняет партию Натальи из оперы Т.Хренникова «В бурю». Лучшего исполнения в своей жизни я не слышала!

Нина Ивановна очень глубокий и искренний человек и на сцене, и в жизни. Никогда не скажешь, что ей 70! Какая она веселая, с каким чувством юмора, компанейская! С ней очень легко. Дай Бог ей много здоровья! У нее прекрасная семья, дочь, внуки. Ее обожают солисты в театре. В день юбилея к ней пришла практически все труппа театра. Это очень о многом говорит. А ведь она занимает очень сложный пост, работа с артистами, очень непростыми и эмоциональными, требует множества качеств. И все они удачно сочетаются в Нине Ивановне.

Очень хочу ей пожелать, чтобы она подольше оставалась активной оптимисткой. Пусть Боженька дает ей много здоровья, чтобы она еще долго оставалась в театре. Совершенно не могу представить Оперный театр без нее, она и театр – это уже давно одно целое.

Добавить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.

Комментарии к статье

Добавить комментарий

Курсы валют

  • Доллар США2.1499
  • Евро2.4501
  • 100 Российских рублей3.2409
  • 10 Польских злотых5.7037
  • 100 Украинских гривен7.6826
  • 10 Китайских юаней3.1727
  • Канадский доллар1.6212