Общество / Культура

Выставка «Айвазовский и маринисты» проходит в Национальном художественном музее Беларуси

Национальный художественный музей Республики Беларусь реализует выставочный проект «Айвазовский и маринисты», который приурочен к 200-летию со дня рождения знаменитого пейзажиста.

Иван Айвазовский признавался, что «поэзию природы всегда чувствовал, чувствую и стараюсь передать моей кистью. Обаяние южной ночи, неба, южного заката, ужас, нагоняемый на душу бурей или ураганом, – вот те чувства, которые вдохновляют меня, когда я пишу».

Наблюдая у Айвазовского романтическое начало, мы нередко забываем о том, что самый активный и продолжительный период его творчества пришелся на вторую половину XIX столетия. А в это время ценители прекрасного нередко отдавали предпочтение не его картинам, а произведениям живописцев, стремящихся к более достоверному отображению природы. Так, у Алексея Боголюбова можно отметить эмоциональную сдержанность и строгость композиции («Парад русского флота», 1888), а также импрессионистичность («Пожар в Кронштадте», 1875). Острота, непосредственность восприятия отличают «Амстердам» (1885) Валентина Серова. В произведениях Николая Дубовского, с одной стороны, ощутима легкость («Берег моря. Пароход. Этюд», 1900; «Морской пейзаж», 1910-е), с другой – напряженность («Море», 1914). И в том и в другом случае эффект достигается благодаря работе цвета.

Лев Лагорио, являясь учеником Айвазовского, не стал продолжателем романтической, исключительно академической традиции в искусстве. Как и ряд его современников, он тяготел к большей простоте пространственного построения и спокойной колористической гамме («На морском берегу», 1871; «Берег моря»). Другой ученик Айвазовского – Габриэло Касесси – был ближе к академической традиции («Маяк», конец 1870 – начало 1880-х), уделяя внимание эффектам освещения и технике письма. К академизму тяготел Павел Тизенгаузен («Буря», 1876) – маринист с более экспрессивной манерой и динамичной композицией.

И все же по прошествии времени самым крупным русским маринистом остался именно Иван Айвазовский, который однажды отметил: «Море – это моя жизнь».

Многочисленные полотна известного мариниста составляют энциклопедию, где о море, о многообразии его состояний сказано практически все. Море у Айвазовского то умиротворенно-спокойное («Туманное утро», 1853; «Марина», 1858; «Утро на море», 1883), то завораживающее, таинственное («Лунная ночь в Амальфи», 1845; «Ночь на острове Родос», 1850), то грозное, бушующее («Буря», 1852 и отреставрированная специально к выставке «Буря на Азовском море в апреле 1886 года», 1887). Каждое из этих состояний передано виртуозно, поэтично.

«Сюжет картины слагается у меня в памяти, как сюжет стихотворения у поэта; сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нем моей кистью», – говорил художник.

Произведения Ивана Айвазовского – это сильные чувства и яркие переживания.

Работа выставки продлится до 31 августа.

Добавить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.

Комментарии к статье

Добавить комментарий

Курсы валют

  • Доллар США2.0301
  • Евро2.2811
  • 100 Российских рублей3.2314
  • 10 Польских злотых5.3493
  • 100 Украинских гривен7.7857
  • 10 Китайских юаней2.9508
  • Канадский доллар1.555