Общество / Наши дети

Зачем белорусские школьники переписывают дневники?

Одна из бессмысленных и унизительных вещей, которыми занимаются сегодня в школе ученики, это переписывание дневников. Чиновники от образования никак этот факт не комментируют, большинство учителей тихо терпят, а ученики и родители молятся, чтобы их персонально это не коснулось. Но в последнее время все чаще кто-то возмущается: "Зачем? Кому это надо? И куда мы катимся, в конце концов?" Портал www.interfax.by попытался разобраться…

Школа: у нас проверки…

Редкий педагог скажет: "Заполняйте дневники, как хотите, подписывайте тетради, как вам удобно ". У нас в школах форма давно превзошла содержание…

"Мы зажаты в угол, – вздыхает Ангелина Александровна, учительница математики с 20-летним стажем одной из столичных школ. – С нас требуют идеальное ведение дневников и тетрадей учениками. Иначе вызывают на ковер, снимают и без того маленькие премии. Завуч и директор часто собирают рабочие тетради и дневники на проверки. Очень боятся, что нагрянет проверка из районного управления образования или Минобра. Вот так и живем: клеточки и аккуратность заполнения дневника важнее знаний".

Школьная администрация на контакт не идет. Директоры и завучи лишь на условиях анонимности соглашаются говорить на эту тему.

"У нас проверки, нас тоже сильно прессуют сверху, – рассказал корреспонденту if.by директор одной из минских школ. – Ничего страшного в этом нет. Угроз больше, чем реальной проблемы. Эти угрозы дисциплинируют, как бы ужасно это ни звучало. Сегодня в школе мало что может заставить учащихся аккуратно и без ошибок заполнять дневники и тетради. Они знают, что родители все равно оплатят их высшее образование, вне зависимости от оценок в аттестате, и поэтому можно не стараться. И это грустно".

Родители: мы уже привыкли, увы

"Меня это не удивляет, – говорит Ирина, мама шестиклассника столичной гимназии Ильи. – Мы со второго-третьего класса в начале учебного года покупаем несколько дневников. На родительских собраниях учителя предупреждают: мол, все серьезно, у кого будут помарки и "грязь", те будут переписывать дневник, даже в конце учебного года. Не припомню, чтобы кто-то весной переписывал, но детей реально запугали. Одна допущенная в дневнике ошибка вводила сына в ступор, он чувствовал себя очень виноватым ".

"Моя дочь недавно переписывала дневник, – признается Валентина, мама четвероклассницы Алеси. – Переписывала расписание на следующую неделю, спешила, намазала, начеркала. Пришла детка в школу с таким дневником и получила нагоняй от учительницы. После уроков вместе с тремя такими же "недарэками" осталась переписывать дневник. Больше часа они выводили каждое слово, чтобы преподаватель могла сдать дневники завучу с гордостью и чувством самоудовлетворения. Конечно, мне это не нравится. А что я могу сделать? Забрать ребенка из школы?.."

А можно и по-другому… 

Впрочем, не все педагоги тихо улыбаются и терпят требования администрации. Некоторые позволяют своим ученикам "вольности" в этом вопросе.

"Я сейчас думаю о том, как важно все-таки противостоять системе в мелочах. Бросаться на баррикады – выбор не для каждого. Например, не для меня, я не вижу конструктивного решения ни в баррикадах, ни в кидании. А вот по капле уничтожать в себе раба, воспитывать вокруг себя людей, которые также умеют создавать условия, в которых человек понимает, что такое воля, и учится ее выбирать, – вот это моя стратегия. Она основывается на том, что рано или поздно рабство закончится просто оттого, что люди разучатся быть рабами. И сегодня мы имеем позорные системы вокруг себя ровно потому, что позволяем им существовать", – рассуждает преподаватель Анна Северинец.

"Просто не переписывать дневники. Не требовать от детей подписывать тетрадки по центру (справа, слева и так далее). Позволять детям ошибаться. Не ругать за плохие оценки. Не требовать от них стопроцентного подчинения. Знать и понимать, что дети должны уметь говорить "нет" любому взрослому, начиная с мамы и папы. Воспитывать умение правильно отказывать: вежливо, твердо, аргументированно. Учить их требовать аргументы даже от вас – на каждое ваше "нет", – написала А.Северинец на своей странице в социальной сети.

И рассказала, как ее ученики подписывают тетради: "Когда они спрашивают, как подписывать тетрадки, я говорю: да как угодно. Это наши с вами рабочие тетради, мы имеем право на них хоть солнышко рисовать. Контрольные – да, немного более серьезная вещь, это документ. Но и в контрольных тетрадках, вопреки всем "забабонам", я переписываюсь с учениками, пишу на полях замечания, ставлю восклицательные и вопросительные знаки. Да, мне всегда пишут за это замечания разные проверки. И что? Проверка приехала и уехала, а дети остались".

А еще через несколько дней, столкнувшись с реальными проверками и услышав от коллег про докладные, которые пишут завучи и классные руководители из-за неправильно заполненных дневников, А.Северинец обратилась ко всем учителям и чиновникам от образования с риторическими вопросами: "О каком индивидуальном подходе мы говорим? Какие педтехнологии отрабатываем? Какой, например, смысл внедрять прекрасную технологию развития критического мышления, если любой ребенок, обладающий хотя бы его зачатками, должен встать и воскликнуть: ЧТО? ЗАЧЕМ Я БУДУ ПЕРЕПИСЫВАТЬ ДНЕВНИК?!

Чему мы учим детей, заставляя их переписывать дневники, запрещая ошибаться, исправлять, зачеркивать, допускать варианты? Цели мне назовите, задачи. Воспитать роботов? Тупых нерассуждающих исполнителей? Как это согласуется с красивыми словами о компетенциях, об "умении учиться"? Переписать пять раз дневник – это что, навыки двадцать первого века?!"

Тэги:
Читать комментарии к статье

Добавить комментарий2 комментария

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.

Комментарии к статье

А может, вообще, ну её, эту школу? И так сами с у сами, проживем...А если что не так лет через 20, родителей в ковер закатать и...

Неужели непонятно, что строгие требования учат детей аккуратности, педантичности, что пригодится в будещей работе, когда она не нравиться, а доделать надо.

Мой сын (ему сейчас 40 лет), когда учился в школе не особенно хотел вести дневник. В плане - записывать домашнее задание по предметам. Он говорил, что запоминать задание и записывать ему нет  надобности. Учителя настаивали. Но я сказала, что если он не хочет и не имеет нужды записывать задание, то не надо. Это его дело и его дневник. Расписание надо записать, чтобы учитель мог поставить отметку напротив своего предмета. А контролировать дневник... ни в коем случае. Это "частная территория" ребенка.

Добавить комментарий

Курсы валют

  • Доллар США2.0257
  • Евро2.3882
  • 100 Российских рублей3.4405
  • 10 Польских злотых5.6619
  • 100 Украинских гривен7.3219
  • 10 Китайских юаней3.0653
  • Канадский доллар1.5884