Общество / Культура

"Айвазовский и маринисты": Национальный художественный музей Беларуси впервые в своей истории возобновляет выставочный проект

Национальный художественный музей Беларуси впервые в своей истории по многочисленным просьбам посетителей возобновляет выставочный проект и снова представляет публике выставку "Айвазовский и маринисты", сообщили порталу www.interfax.by в музее.

Иван Айвазовский признавался, что "поэзию природы всегда чувствовал, чувствую и стараюсь передать моей кистью. Обаяние южной ночи, неба, южного заката, ужас, нагоняемый на душу бурей или ураганом, – вот те чувства, которые вдохновляют меня, когда я пишу".

Отмечая у Айвазовского романтическое начало, мы нередко забываем о том, что самый активный и продолжительный период его творчества пришелся на вторую половину XIX столетия. А в это время ценители прекрасного нередко отдавали предпочтение не его картинам, а произведениям живописцев, стремящихся к более достоверному отображению природы. Так, у Алексея Боголюбова можно отметить эмоциональную сдержанность и строгость композиции ("Парад русского флота", 1888), а также импрессионистичность ("Пожар в Кронштадте", 1875). Острота, непосредственность восприятия отличают "Амстердам" (1885) Валентина Серова. В произведениях Николая Дубовского, с одной стороны, ощутима легкость ("Берег моря. Пароход. Этюд", 1900), с другой – напряженность ("Морской пейзаж", 1910-е). И в том, и в другом случае эффект достигается благодаря работе цвета.

Лев Лагорио, являясь учеником Айвазовского, не стал продолжателем романтической, исключительно академической традиции в искусстве. Как и ряд его современников, он тяготел к большей простоте пространственного построения и спокойной колористической гамме ("На морском берегу", 1871; "Берег моря"). Другой ученик Айвазовского – Габриэло Касесси – был ближе к академической традиции ("Маяк", конец 1870 – начало 1880-х), уделяя внимание эффектам освещения и технике письма. К академизму тяготел Павел Тизенгаузен ("Буря", 1876) – маринист с более экспрессивной манерой и динамичной композицией.

И все же по прошествии времени самым крупным русским маринистом остался именно Иван Айвазовский, который однажды отметил: "Море – это моя жизнь".

Многочисленные полотна известного мариниста составляют энциклопедию, где о море, о многообразии его состояний сказано практически все. Море у Айвазовского то умиротворенно-спокойное ("Туманное утро", 1853; "Марина", 1858; "Утро на море", 1883), то завораживающее, таинственное ("Лунная ночь в Амальфи", 1845; "Ночь на острове Родос", 1850), то грозное, бушующее ("Буря", 1852 и отреставрированная специально к выставке "Буря на Азовском море в апреле 1886 года", 1887). Каждое из этих состояний передано виртуозно, поэтично. "Сюжет картины слагается у меня в памяти, как сюжет стихотворения у поэта; сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нем моей кистью". Произведения Ивана Айвазовского – это сильные чувства и яркие переживания.

Выставка работает с 3 апреля 2018 года.

Добавить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.

Комментарии к статье

Добавить комментарий

Курсы валют

  • Доллар США2.0854
  • Евро2.3316
  • 100 Российских рублей3.2282
  • 10 Польских злотых5.4039
  • 100 Украинских гривен7.9082
  • 10 Китайских юаней3.0162
  • Канадский доллар1.5456