Власть / Экономическая политика

ИНТЕРВЬЮ: Планируем назначать управляющих в банкротство с помощью электронного ресурса - директор департамента по санации и банкротству Минэкономики Беларуси

Различия в законодательстве о несостоятельности в РФ и Беларуси становятся все более существенными, и это нужно иметь в виду российскому бизнесу, ведущему дела с соседней страной.

Директор департамента по санации и банкротству министерства экономики Беларуси Александр Мирониченко в интервью "Интерфаксу" рассказал, что в качестве основания для возбуждения дела о банкротстве планируется использовать принципиально иной показатель, контролирующих лиц скорее миловать, чем казнить, а управляющих выбирать автоматически с учетом их профессионального рейтинга. В беседе принимал участие директор информационного центра министерства Максим Вашемирский.

- В России в Федеральном собрании находится большой пакет поправок в законодательство о банкротстве. В Беларуси оно тоже меняется. Что сейчас наиболее актуально?

- Основная цель совершенствования законодательства о банкротстве в Республике Беларусь - сокращение сроков процедур и повышение их эффективности. На эти два показателя большое влияние оказывает своевременность возбуждения дела о банкротстве. Как в медицине: чем раньше начинают лечить пациента, тем больше шансов на выживание.

- Что для этого планируется сделать?

- Мы уходим от расчета по экономическим показателям должника. Не всегда данные бухгалтерского учета соответствуют действительности. Например, фактическая стоимость имущества может отличаться от балансовой из-за изменений на рынке недвижимости. Поэтому мы планируем, что дело о банкротстве будет возбуждаться в случае, если должник не может расплатиться с кредиторами.

- О какой задолженности идет речь?

- Пока можно говорить только об изменении принципа. Все остальное только обсуждается.

- Нет ли опасений, что введение процедуры будут затягиваться?

- Здесь уже надо доказывать умысел. Но в Республике Беларусь как государственные, так и частные компании редко совершают такие злоупотребления. Мне и припомнить такие случаи сложно.

- В России не так давно были приняты поправки в закон о банкротстве, касающиеся института субсидиарной ответственности контролирующих лиц. Его действие было существенно расширено, что повлекло повышение эффективности процедур банкротства с точки зрения удовлетворения требований кредиторов. Какова практика в Беларуси?

- У нас был период ужесточения норм о привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности, но с февраля 2018 года, после принятия [президентом] декрета №7 эти нормы, напротив, смягчили. До этого судебная практика исходила из того, что практически любое дело о банкротстве должно быть логически завершено привлечением виновных лиц к субсидиарной ответственности. При этом имелись случаи, когда суд обязывал управляющего подать соответствующий иск даже при наличии единогласного решения собрания кредиторов о нецелесообразности соответствующих действий.

Вступление в силу декрета №7 кардинальным образом изменило подходы к применению института субсидиарной ответственности, установив единственный случай привлечения к ней: если банкротство юридического лица была вызвано умышленными действиями определенных лиц. Бремя доказывания того, что подобные действия были, возлагается на управляющего. В обоснование соответствующих исковых требований могут быть положены выводы налогового органа, приговор суда, заключение эксперта, отчет об имуществе должника, составленный управляющим, позиция собрания кредиторов или заключение управляющего.

- В России обсуждаются пути повышения защищенности работников компаний-должников. Для Беларуси актуальна эта проблема?

- У нас обсуждается идея создания фонда для выплаты зарплаты работникам. Его задача - своевременно выплачивать долг работникам, поскольку дело о банкротстве может тянуться несколько лет, и работник попадает в сложную экономическую ситуацию. Фонд, в конечном итоге, скорее всего, вернет себе деньги после завершения процедуры банкротства, поэтому его создание не будет сильно затратным, какие бы ни были источники его формирования.

- Какие источники финансирования обсуждаются?

- В настоящее время мы стоим перед дилеммой: с одной стороны, нужно обеспечить защиту прав работников организаций-банкротов в отношении оплаты труда, а с другой стороны - не допустить роста налоговой нагрузки и введения новых отчислений для бизнеса. Сейчас мы находимся на стадии изучения опыта функционирования таких фондов и источников их наполнения.

- Актуальна ли в Беларуси проблема зависимости управляющих от должников или кредиторов?

- Безусловно, это проблема универсальная. Но, на мой взгляд, современное общество может установить правила игры, которые не будут стимулировать злоупотребления. Так, мы обсуждаем изменения законодательства, направленные на увеличение прозрачности процедур реорганизации, которые осуществляются до банкротства. Будет хорошо отработана процедура сообщений о реорганизации, и кредиторы смогут наложить запрет на нее до момента, пока должник не расплатится по долгам.

- Планируются ли изменения в процедуре назначения управляющих?

- Мы планируем уйти от субъективных механизмов при выборе управляющих, и назначать их через электронный ресурс. Всем кажется, что случайный выбор - это кот в мешке. Но при случайном выборе получить управляющего, не соответствующего требованиям по квалификации, наоборот, сложнее, поскольку методика предусматривает предварительную градацию.

М.Вашемирский: Мы разработали авторскую методику - рейтинговую оценку деятельности управляющих. Она предусматривает ранжирование по различным показателям: общему количеству дел, числу завершенных дел, среднему проценту удовлетворения требований кредиторов, стоимости выявленного и включенного к конкурсную массу имущества.

Мы также разработали и внесли в министерство концепцию случайного выбора управляющего для назначения в деле о банкротстве. Она строится на криптостойком генераторе случайных чисел с равномерным распределением. Основной вопрос, который возникает в таких задачах: где будет кнопка, и кто будет на нее нажимать.

Очевидно, что ключевой вопрос выбора управляющего таким методом - это механизм запуска самой процедуры (условное нажатие на некую кнопку) и максимально возможное исключение из данного процесса человеческого фактора. Концептуальное решение в нашем представлении выглядит так: наличие определенного набора параметров и автоматический запуск алгоритма, итогом которого является выбор кандидатуры управляющего для представления суду. Мы решили, что у нас система будет без кнопки и без доступа человека.

- Обсуждаются ли изменения в регулировании деятельности управляющих?

А.Мирониченко: Сейчас управляющие-юридические лица ведут большое количество дел о банкротстве, и качество их работы иногда снижается. Мы считаем, что, ведение дел о банкротстве выходит за рамки предпринимательства и больше относится к профессиональной деятельности. Эта деятельность - не совсем от своего имени, не совсем под свою ответственность и не совсем на свой предпринимательский риск. Поэтому есть предложения, чтобы управляющие были физическими лицами, мы хотим персонифицировать ответственность. Мы также обсуждаем создание единой организации, ассоциации антикризисных управляющих с обязательным членством, поскольку у нее будут задачи по разработке кодекса профессиональной этики.

- Кто будет контролировать ассоциацию?

- Наверное, Минэкономики. Но при этом я считаю, что самый лучший контролер для человека - его совесть. Мы надеемся, что профессиональное сообщество будет вырабатывать механизмы профессиональной этики, четкие стандарты, анализировать и обобщать судебную практику, писать инструкции для управляющих, например, по проведению процедур санации. Хотелось бы, чтобы профсообщество само бы занималось и экзаменацией управляющих вместо Минэкономики. Есть и спорный вопрос - как поступать с жалобами кредиторов на управляющих: должны ли они сначала поступать в ассоциацию, а потом уже в суд.

Но пока все это обсуждается на уровне идеологии, реализовать эти изменения не так и просто.

 

Тэги:

Добавить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.

Комментарии к статье

Добавить комментарий

Курсы валют

  • Доллар США2.0655
  • Евро2.3307
  • 100 Российских рублей3.2077
  • 10 Польских злотых5.4696
  • 100 Украинских гривен7.8202
  • 10 Китайских юаней2.9826
  • Канадский доллар1.5491