Опыт ЕС по поэтапной отмене роуминга интересен "тройке", но требует анализа - Минсвязи

В министерстве связи и информатизации Беларуси называют прогрессивным опыт Евросоюза по регулированию сферы телекоммуникаций, в том числе в части поэтапной отмены роуминга, однако не готовы поддержать его слепое копирование в таможенной "тройке" без тщательного анализа влияния такого решения на бизнес в ТС.

Нужно взвесить плюсы и минусы

"По нашему мнению, опыт  Европейского союза в части регулирования рынка телекоммуникаций является одним из самых прогрессивных", - заявили агентству "Интерфакс-Запад" в Минсвязи, комментируя инициативу Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) использовать в "тройке" европейский опыт с целью снижения и даже отмены роуминга между операторами Таможенного союза.

Однако в министерстве обратили внимание на то, что "вопросу нормативного закрепления Европейским союзом деклараций по предстоящей отмене роуминга предшествовала существенная и длительная поэтапная подготовительная работа". "Был принят целый ряд директив по регулированию правоотношений и тарифов, влияющий на стоимость звонка в роуминге, и в первую очередь в тех областях, где в странах-участницах Таможенного союза регулирование на уровне государственных органов, как правило, не осуществляется в силу либерализации экономических взаимоотношений", - подчеркнули в Минсвязи.

"Практическая реализация намерений по предстоящей отмене роуминга, задекларированных в Европейском союзе, также требует дополнительного изучения", - продолжили там.

"Необходимо всесторонне проанализировать положительные и отрицательные моменты такого решения, с учетом существующих географических и регуляторных различий, и  в первую очередь, с учетом ожидаемых экономических последствий для всех участников, включая операторов электросвязи, абонентов, а также в целом для экономик стран-участниц Таможенного союза", - добавили в Минсвязи.

В дорогих звонках виновата либерализация

Комментируя подсчеты специалистов ЕЭК о неоправданно высоких тарифах на роуминг, в белорусском отраслевом ведомстве заметили, что "сегодня ценообразование и формирование стоимости услуг сотовой подвижной электросвязи относится к компетенции самих операторов электросвязи, государственное регулирование в данном секторе не применяется".

"При формировании тарифов учитываются в первую очередь затраты оператора электросвязи, связанные с предоставлением данной услуги", - пояснили в министерстве.

"Разница в стоимости имеет и технологическое объяснение, с учетом затрат, связанных с необходимостью пропуска этого трафика через сети нескольких операторов электросвязи, доставки данного трафика на существенные расстояние даже в пределах одной страны", - продолжили там.

Между тем в ЕЭК выражали недоумение в связи с разницей в разы между базовыми тарифами на международные звонки и исходящие звонки в роуминге.

"С учетом выше названных аспектов допускаем, что разница в стоимости звонка в сетях разных операторов по разным направлением различна", - отметили в министерстве. Однако указали на необходимость дополнительного изучения этого вопроса, в том числе в части стоимости звонков в рамках конкретного тарифного плана, который может предусматривать льготные (компенсирующие) условия, например, по абонентской плате.

"Вопрос мониторинга сохранения здоровой конкуренции в данном секторе (мобильная связь – ИФ) и принятия адекватных мер по недопущению антиконкурентного поведения участников рынка в первую очередь относится к антимонопольным органам каждой страны в отдельности и соответствующему органу в рамках Единого экономического пространства в целом", - подчеркнули в Минсвязи, касаясь заявлений чиновников ЕЭК об антиконкурентных действиях операторов связи.

Тема не нова

Между тем тема дорогого роуминга как барьера конкуренции и экономической интеграции поднималась и ранее, в частности, в рамках СНГ.

Так, еще в 2010 году Совет глав правительств СНГ рассматривал вопрос о состоянии конкуренции на рынке телекоммуникаций государств-участников Содружества. И в исполнение его решения, по данным министерства, в 2011 году в целях снижения тарифов на услуги международного роуминга между РУП "Белтелеком" и операторами сотовой подвижной электросвязи Беларуси были заключены соглашения, предусматривающие предоставление скидок на услугу по пропуску международного трафика, в зависимости от объема международного исходящего трафика, и способствующие снижению тарифов на услуги международного роуминга.

В 2012-2013 годах в рамках Регионального содружества в области связи (РСС) Минсвязи Беларуси участвовало в подготовке проекта декларации о принципах формирования расчетных такс межоператорских взаиморасчетов на услуги мобильной связи в государствах-участниках СНГ. В 2013 году декларация была внесена в Исполнительный комитет СНГ.

В министерстве добавили, что при РСС действует рабочая группа по вопросам тарифной политики, в состав которой включены и представители министерства связи и информатизации Республики Беларусь.

Критика ЕЭК

Накануне в Минске представители ЕЭК заявили, что в сентябре 2014 года намерены вернуться к рассмотрению вопроса о снижении стоимости звонков в роуминге между сотовыми операторами государств-участников Евразийского экономического союза или вообще о его отмене.

"Мы заказали научную работу, и в сентябре будем выносить на комиссию этот вопрос. Будем просить правительства поэтапно снижать стоимость роуминга или вообще уходить от него", - заявил исполняющий обязанности директора департамента антимонопольного регулирования ЕЭК Александр Курильчик в среду в белорусском парламенте.

"Роуминг очень дорогой. В ЕС с 2006 года стоимость роуминга уменьшилась в 10 раз. Если посмотреть стоимость стандартного звонка (в России, Беларуси и Казахстане - ИФ), то стоимость звонка в роуминге по разным странам в 28 и более раз выше, чем обычные разговоры", - заметил он. "Это не совсем правильно, надо поэтапно отходить от роуминга", - убежден А.Курильчик.

При этом в ЕЭК считают, что "тройке" необходимо взять на вооружение опыт коллег из Евросоюза. "Опираясь на опыт Евросоюза, мы полагаем, что и на территории Единого экономического пространства Беларуси, Казахстана и России необходима поэтапная отмена роуминга", - заявила в середине мая заместитель начальника отдела по надзору за соблюдением антимонопольного законодательства департамента антимонопольного регулирования ЕЭК Алеся Абраменко. "Это позволит существенно сократить расходы потребителей на услуги связи в командировках, путешествиях, на отдыхе", - подчеркнула представитель ЕЭК.

А.Абраменко отметила, что "тарифы на мобильную связь при выезде за пределы Беларуси, даже в Россию и Казахстан, неоправданно высокие". "Олигополистическая структура рынка порождает антиконкурентные действия операторов связи в рамках ЕЭП. В результате разница базовых тарифов на международные звонки и исходящие звонки в роуминге с сетей сотовых операторов составляет от 2 до 16,8 раза", - констатировала она.

Тогда же было анонсировано, что ЕЭК совместно с национальными антимонопольными органами будет создана рабочая группа по проведению анализа рынка сотовой связи и проработке вопроса о подготовке проекта решения Высшего Евразийского экономического совета о плате за роуминг на территории ЕЭП, предусматривающего поэтапное снижение платы за роуминг и уравнивание ее на территории ЕЭП.