10.04.2006 13:50
В мире

Самый большой в мире парусник "Седов" совершит поход в Арктику, повторив путь полярного исследователя Георгия Седова.

    Барк "Седов", занесенный в "Книгу рекордов Гиннеса" как самое крупное из сохранившихся парусных судов, совершит юбилейное арктическое плавание, посвященное 130-летию полярного исследователя Георгия Седова и 100-летию подводного флота России.

    Как рассказал "Интерфаксу" руководитель морской практики Мурманского Государственного технического университета Федор Стадник, в настоящее время парусник находится на Канонерском судоремонтном заводе в Санкт-Петербурге, где проходит комплексный ремонт.

    Он подчеркнул, что впервые в практике на проведение ремонтных работ из федерального бюджета выделено 56 млн. рублей.

    Так, на барке уже осуществлен основной объем работ: заменены три генераторы, обновлено оснащение мачт, произведена полная замена деревянного настила палубы, выполнены доковые работы.

    По словам Ф.Стадника, планируется, что ремонт завершится к 1 июня, а 18 июня парусник выйдет из Санкт-Петербурга в юбилейное плавание, на его борту будет примерно 130 курсантов. Из них студенты МГТУ, курсанты мореходок Мурманска, Архангельска, Калининграда, Санкт-Петербурга.

    Они пройдут путь знаменитого полярного исследования Георгия Седова, имя которого носит барк, и примут участие в юбилейном чествовании парусника в порте немецкого города Киль, где судно 85 лет назад было спущено на воду.

    Следующий порт захода - порт Вильгемсхафенн, где барк "Седов" примет участие по приглашению немецкой стороны в праздновании юбилея Военно-Морского флота Германии. Затем последуют Рейкьявик, Тромсе, откуда барк возьмет курс на Баренцбург, чтобы начать памятную экспедицию, повторяющую путь Г.Седова.

    Так, барк пойдет к Земле Франца Иосифа, откуда возьмет курс на Hовую Землю. Оттуда он пойдет в норвежский порт Хамерфест, а затем в Архангельск, откуда стартовала экспедиция легендарного полярника.

    Предполагается, что 19 сентября барк вернется в родной Мурманск, где пополнит запасы, сменит экипаж курсантов и снова уйдет в учебное плавание.

    Русский путешественник и полярный исследователь Георгий Седов в 1912 году предложил проект экспедиции к Северному полюсу, которая была организована на частные средства. В августе 1912 г. экспедиция во главе со старшим лейтенантом Г.Седовым на судне "Св. Фока" (позже переименованного в "Михаила Суворина") вышла из Архангельска, взяв курс к Земле Франца-Иосифа. Во время зимовки у берегов Hовой Земли Г.Седов обследовал и описал северо-западное побережье архипелага, а в 1913 г. экспедиция достигла Земли Франца-Иосифа, где корабль был затерт льдами.

    Во время второй зимовки исследователь и большая часть команды заболели цингой. Hесмотря на это, 15 февраля 1914 г. Г.Седов с двумя спутниками на собаках двинулся к Северному полюсу. В пути, недалеко от острова Рудольфа, самого северного острова самого северного нашего архипелага, Г.Седов скончался. Спутники похоронили его на этом острове, поставив в изголовье крест, сделанный из лыж, а в могилу отважному путешественнику положили Русский флаг, который Г.Седов мечтал водрузить на Северном полюсе.

    Парусник "Седов" был построен на верфи Круппа в Киле (Германия) в 1921 году. Во время второй мировой войны (1939-1945) барк под именем "Коммондор Йонсон" ходил в Балтийском море под германским военно-морским флагом. После войны СССР получил судно по репарации вместе с двумя другими немецкими парусниками - "Падуя" ("Крузенштерн") и "Горх Фок" ("Товарищ").

    Водоизмещение "Седова" - 6 тыс. 148 тонн, длина - 117,5 метра, ширина - 14,6 метра, площадь парусов - 4 тыс. 192 квадратных метра. Всего на барке установлен 31 парус.

    Барк "Седов" занесен в "Книгу рекордов Гиннеса" как самое крупное из сохранившихся парусных судов. Ему принадлежит официальный мировой рекорд скорости для парусников этого класса, который составляет 12,6 узла. Этот рекорд был установлен барком в Средиземном море в 1987 году.