Наука и Технологии / Исследования

Названа новая причина превращения Сахары в пустыню

Геолог Дэвид Райт (David Wright) из Сеульского университета выяснил, что человек мог быть одной из основных причин появления пустыни Сахара. На это указывают археологические данные, согласно которым люди, живущие в регионе до его опустынивания, начали разводить домашних животных, сообщает портал phys.org со ссылкой на статью исследователя, опубликованную в журнале Frontiers in Earth Science.

Известно, что около 10 тыс. лет назад на месте пустыни Сахара  была земля с озерами, деревьями и другими растениями. Осушение этих земель началось, когда африканские неолитические сообщества экспериментировали с пастбищным сельским хозяйством вблизи реки Нил около 8 тыс. лет назад. По мере распространения общин появлялось все больше домашнего скота и все большее количество растительности удалялось.

По мнению исследователя, одомашнивание животных привело к уменьшению растительного покрова и увеличению альбедо — количества солнечного света, отражающегося от поверхности. В свою очередь, это оказало влияние на местный климат, делая дожди более редкими, что усилило процесс опустынивания.

Выводы исследования бросают вызов большей части предыдущих исследований, которые предполагают, что этот переход был вызван либо изменениями в орбите Земли, либо естественными изменениями в растительности. Однако активность неолитических людей, как известно, стимулировала экологические изменения в некоторых частях Европы, Восточной Азии и Северной и Южной Америки. Например, некоторые предполагают, что Мадагаскар был сформирован людьми через обширные искусственные лесные пожары около 1 тыс. лет назад. Возможно, то же самое случилось и с Сахарой.

Ученые планируют развивать эту теорию далее и в скором времени вновь отправятся в Сахару, чтобы исследовать более глубокие слои земли.

• Российский рубль3.2773