Здоровье / Разное

Биологи научились выращивать кровь из стволовых клеток

Биологи из Бостона разработали методику превращения «перепрограммированных» стволовых клеток в заготовки клеток крови. Данное открытие в будущем поможет более эффективно лечить людей с заболеваниями крови и создавать неисчерпаемые запасы крови без привлечения доноров. Результаты работы ученых опубликованы в журнале Nature.

За последние 20 лет ученые уже научились превращать стволовые клетки в ткани костей, мускулов, кожи и нервной системы. Такие ткани могут стать «запасными частями» на случай повреждений тела или спасти жизнь человека при обнаружении ряда дегенеративных заболеваний. Например, культуры стволовых нейронов могут стать средством для лечения болезней Альцгеймера и Паркинсона, а другие их версии помогут вернуть утерянные конечности или органы.

В частности, в апреле 2012 года ученые смогли превратить стволовые клетки в волосяные луковицы и успешно пересадили их на затылок "лысых" мышей. В прошлом и позапрошлом году японские ученые собрали полноценные копии различных органов, таких, как почки или печень, из стволовых клеток, а также вырастили ногу крысы и "подключили" ее к телу грызуна. Все эти опыты пока проводятся на животных, однако в ближайшие годы аналогичные эксперименты начнутся на человеческих клетках.

Ученые добавили в число таких тканей и кровь, научившись превращать эмбриональные или перепрограммированные стволовые клетки в заготовки всех типов кровяных клеток. Для этого ученые проследили за тем, как возникают костный мозг и первичные клетки крови внутри зародышей мышей, и затем попытались повторить этот процесс в культуре человеческих стволовых клеток.

«Это открытие дает возможность взять клетки у пациентов, страдающих от генетических болезней крови, поменять их гены и создать полноценные клетки крови без привлечения доноров. Кроме этого, на основе открытия будут разработаны способы создания неисчерпаемого запаса крови и ее стволовых клеток. Это поможет нам спасать жизни тех, кто нуждается в срочном переливании крови», — заявил Риохиси Сугимура из Гарвардского университета (США).

Люди с заболеваниями крови, как правило, лечатся стволовыми клетками, взятыми из костного мозга донора. При таком способе найти подходящего донора крайне трудно. Ученые подчеркивают, что один пациент из четырех успешно проходит лечение, если донором является ближайший родственник. Шансы найти донора среди незнакомцев сокращены до одного на миллион.

Сейчас ученые работают над созданием более безопасных версий этой технологии, не требующих использования ретровирусов для включения семи генов, отвечающих за превращение стволовых клеток в клетки крови. Их создание, как считают авторы статьи, откроет новый век в медицине и в изучении болезней, связанных с генетическими дефектами в клетках крови.

Источник: www.newscientist.com