Власть / Закон и право

Белорусские страховщики смогут создавать свои филиалы в РФ с 2021 года

Законопроект о либерализации условий доступа филиалов иностранных страховщиков на финансовый рынок РФ с 2021 года будет распространяться не только на страны-члены ВТО, но и на СК из стран БРИКС, ЕАЭС, СНГ и ШОС, которые не входят в ВТО. Об этом говорится в пояснительной записке к законопроекту Минфина с поправками в "Закон об организации страхового дела на территории РФ", который был разослан ведомством на согласование (текстом располагает "Интерфакс"). Изменения касаются порядка работы филиалов иностранных страховщиков в стране с 2021 года (проект подготовлен в рамках договоренностей о вступлении страны в ВТО).

"Таким образом, Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Туркменистан, Узбекистан получат возможность создавать свои филиалы на территории РФ", - отмечается в записке.

Разработчики законопроекта полагают, что "принятие и реализация положений проекта федерального закона позволят не только исполнить обязательства Российской Федерации в рамках членства в ВТО, но и расширить сотрудничество со страховыми организациями".

Новый проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации, отмечается в записке.

Согласно законопроекту, Минфин РФ предусмотрел возможность для иностранных филиалов инвестировать в российские финансовые инструменты. "В целях создания благоприятных условий для инвестирования средств, полученных филиалом иностранного страховщика в Российской Федерации от осуществления страховой деятельности, ... предусматривается возможность для иностранного страховщика инвестировать (размещать) эти средства в источники и финансовые инструменты Российской Федерации на её территории", - говорится в записке.

При этом иностранный страховщик, открывший филиал в РФ, несет ответственность "перед страхователями и (или) застрахованными лицами, выгодоприобретателями за выплату страхового возмещения или страховых сумм по договорам страхования, заключённым филиалом иностранного страховщика в РФ. Соответственно, иностранный страховщик вправе формировать страховые резервы по договорам страхования, заключенным филиалом, определять тарифную политику в отношении филиала, осуществлять контроль за страховыми тарифами, применяемыми филиалом (за исключением определения страховых тарифов по обязательным видам страхования), а также осуществлять перестрахование по национальному законодательству страны, в которой учрежден иностранный страховщик. Однако все правоотношения по договору страхования между филиалом иностранного страховщика и страхователями и (или) застрахованными лицами, выгодоприобретателями регулируются законодательством РФ, с местом рассмотрения спора на территории РФ ".

Согласно планам Минфина, активы иностранного страховщика, намеревающегося осуществлять страховую и перестраховочную деятельность на территории РФ через филиал, должны быть не менее $5 млрд. Он должен иметь "опыт осуществления страховой деятельности на территории страны регистрации по тем видам страхования или перестрахования, которые филиал намерен осуществлять на территории Российской Федерации, в течение не менее 5 лет по страхованию иному, чем страхование жизни, и не менее 8 лет - по страхованию жизни", отмечается в документе. Кроме того, будет оцениваться "опыт осуществления страховой деятельности через филиалы в иных странах по тем видам страхования, которые филиал иностранного страховщика намерен осуществлять на территории Российской Федерации, в течение не менее пяти лет".

Также иностранный страховщик должен "иметь юридический и фактический адрес в одной стране".

При расчёте размера (квоты) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций орган страхового надзора должен учитывать "капитализацию" филиалов иностранного страховщика. Ему может быть отказано в создании филиала в Российской Федерации в случае превышения 50% размера (квоты) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций, это ограничение установлено законом "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (проект об иностранных филиалах выполнен как поправки к нему).

Вместе с тем, согласно приведенным в записке данным, по состоянию на 2016 год "размер (квота) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций составил 19,77%, что меньше уровня 2010 года (22,2%) и ниже максимального предела 50%".

Разработчики документа констатируют "незначительность интереса иностранных страховщиков в участии в уставном капитале российских страховых организаций в текущих геополитических и экономических условиях, даже несмотря на привлекательность страхования жизни и обязательного страхования".

Предположительно, интерес к открытию филиалов на территории Российской Федерации будут проявлять страховщики из международных финансовых групп, члены которых участвуют в капиталах российских банков, или страховщики, работающие в странах Восточной Европы, но не представленные в Российской Федерации (например, PZU, QBE), либо участвующие в перестраховании рисков из Российской Федерации, страховщики из международных финансово-промышленных групп, осуществляющие деятельность на своих национальных рынках (например, Hyundai Marine & Fire, NKSJ Holdings, Samsung Fire & Marine, Tokio Marine Holdings и другие), клиенты которых уже осуществляют хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации. Такой вывод содержится в пояснительной записке Минфина, он опирается на результаты специального исследования на эту тему научно-исследовательского института при Минфине РФ. "Также интерес к открытию своих филиалов в Российской Федерации могут проявить международные страховщики, а также страховщики из стран БРИКС, уже имеющие представительства в Российской Федерации (например, General Insurance Corporation of India, People's Insurance Company of China)", - предполагают авторы законопроекта.

Сбалансированность протекционистских мер в законопроекте обеспечивается установлением требований к иностранному страховщику и к филиалу иностранного страховщика с целью создания гарантий исполнения обязательств перед потребителями страховых услуг. Также проект документа содержит положения об особенностях надзора и контроля за деятельностью филиала иностранного страховщика.

Главный эксперт "Интерфакс-ЦЭА" Анжела Долгополова обратила внимание на парадоксальность ситуации: в то время как Минфин, согласно целому ряду обязательств, завершил работу над вышеупомянутым законопроектом, Госдума на заседании в пятницу проголосовала за принятие протокольного поручения, согласно которому правительство РФ должно предоставить парламентариям информацию о целесообразности дальнейшего пребывания России в ВТО.

В протокольном поручении Госдумы, инициированном рядом депутатов от фракции КПРФ, приводится аргумент депутатов, считающих, что "членство России в ВТО после введения западными странами санкционных мер приносит стране больше экономических потерь, чем преференций".

 
Тэги:

Добавить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.

Комментарии к статье

Добавить комментарий

Курсы валют

  • Доллар США2.0788
  • Евро2.45
  • 100 Российских рублей3.1389
  • 10 Польских злотых5.7084
  • 100 Украинских гривен7.4111
  • 10 Китайских юаней3.037
  • Канадский доллар1.6105